Еврейский ответ на «еврейский вопрос»

Nov 01, 2012 08:00



Мем о тайном знании




Борух Горин - руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России, главный редактор журнала «Лехаим».

Родился в Одессе, живет в Москве. Говорит, кроме русского языка, на идише, иврите и английском.

Борух Горин любезно согласился ответить на мои вопросы.

Мой пост Виктор Шендерович: Россия пахнет дерьмом вызвал неоднозначную реакцию даже у моих друзей-евреев. Вам тоже слышатся антисемитские нотки в этом тексте?

Мне трудно судить в контексте того, что я о вас знаю. «Это как если бы Виктор Шендерович был негром, а жил, допустим, где-нибудь в Риме. И каждый день объяснял бы местному населению, что иметь благородную черную кожу лучше во всех отношениях». Меня этот пассаж покоробил. Я не антисемитизм почувствовал, а отказ оппоненту в праве говорить так, будто он дома. Талмудические штудии меня научили спорить с мнениями, а не с высказывавшими их. Вы понимаете, о чем я?



Конечно. Есть такая шутка: две вещи в жизни не люблю: расизм и негров... Честно говоря, еще больше мне не нравится, когда говорят, что в моей стране пахнет нечистотами. С неграми я бы примирился. Впрочем, так говорят не только евреи. По сути, сейчас вся оппозиция грешит этими крепкими выражениями. Но Виктор Шендерович, конечно, выделяется. И вовсе не своей национальностью.

Думаю, вы слегка лукавите - национальность для вас имеет значение. Я шапочно знаком с Виктором Шендеровичем, общался и с другими людьми, имена которых на слуху. Все они, как правило, убеждены, что тоже являются «местным населением». Думаю, что это следствие полной ассимиляции. И я уверен, что они имеют на это право. Просто я считаю, что неразумно принимать права за реальность. А реальность, увы, совсем другая.

Не сомневаюсь, что Виктор Шендерович часто слышит угрозы в свой адрес. И я понимаю чувства людей, которым пытаются внушить мысль, что они живут в дерьме. Тем более, когда они считают внушающего человеком со стороны.

Я не раз писал о том, что людям вроде Шендеровича отказывает, на мой взгляд, вкус и такт. Но почему со стороны? И Виктор Шендерович, и другие ощущают себя гражданами России. Они хотели бы изменить существующую действительность. Они здесь родились, здесь родились их предки. И они полагают, что имеют право говорить от имени россиян или, если сузить пространство, москвичей.

Похоже, часто непонимание возникает потому, что большинство российского населения воспринимает евреев не как людей, которые здесь живут, а как людей, которые в любой момент могут уехать. Согласитесь, сотни тысяч репатриантов в Израиль (заметьте, не эмигрантов) в начале 90-х (Большая алия) это косвенно подтверждают. Люди просто уехали, оставив России самой решать свои проблемы.

Знаете, есть старый еврейский анекдот о раввине, который увидел полупустой зал синагоги в субботу и, рассердившись, произнес гневную речь о необходимости посещать синагогу. Тогда кто-то из присутствующих аккуратно напомнил ему, что собравшиеся и без его речи пришли... Шендерович-то остался. Но, позвольте заметить, и Большая алия была бы невозможна, если бы не десятилетия полуоткрытого государственного антисемитизма и перестроечный угарный раж юдофобии. Из США почему-то никакой Большой алии не наблюдается.

Это ведь не вся правда, уважаемый Борух. Насколько я знаю, в Израиле давно обсуждается проблема Большой алии - люди приехали не потому, что им нравится иудаизм, а потому, что жили в голодном государстве. Ваше сравнение с эмиграцией из Штатов или из любой другой страны, где всегда была колбаса, не вполне корректно.

Это термин «колбасная алия» не совсем корректен. Люди приехали, в основном, потому, что им надоело постоянно выслушивать, что они одновременно и Россию разграбили, и революцию сотворили в компании с ротшильдами и рокфеллерами (последние, кстати, были изрядными антисемитами). Если и колбасы искали, то психологической -  комфортного психологического состояния. Если тебе кто-то скажет, что ты грязный еврей, то невольно начинаешь вспоминать, давно ли ты мылся.

Мы с вами уже касались различий ментальности евреев и русских. Как мне представляется, именно в силу различий в ментальности Виктор Шендерович (в действительности, для меня он собирательный образ, речь может идти и о других людях) позволяет себе довольно пренебрежительно отзываться о моем Патриархе. Я понимаю почему. Мы с вами так и не нашли аналогии Святейшему в иудаизме. Видимо, ее просто нет. Поэтому в израильской прессе то и дело обсуждают проступки раввинов - для евреев это нормально. А мне это неприятно. Я привык, что поведение священников обсуждать не следует - за свои грехи они сами ответят перед Богом, причем, ответственность людей в сане куда выше моей. Мне бы со своими грехами разобраться. Волей-неволей я проецирую свое отношение к православным священникам на отношение к раввинам: оно по крайней мере почтительное. Может быть, когда евреи пренебрежительно отзываются о Кирилле, они делают то же самое, но в обратном направлении?

Павел, я не думаю, что дело тут в ментальных различиях евреев и русских. Скорее, тут дело в разнице между людьми с религиозным (или традиционным) сознанием и светскими людьми с «либеральным» сознанием. Среди последних много евреев - потому что именно евреи и были самым ассимилированным народом СССР.

Да, вы правы. Я сомневаюсь, что те люди, о которых мы с вами говорим, регулярно ходят в синагогу. А русские либералы - в церковь. Но мне бы хотелось понять, какой смысл вы вкладываете в слово «ассимиляция». Оно у вас имеет некий еврейский акцент.

Да какой уж там акцент? Люди перестают чувствовать себя этнически частью отдельного этноса. Их Родина - Россия, их язык - русский, их культура - русская. Если бы им регулярно не напоминали, что они «сало русское едят», они бы вообще не вспоминали о своем еврейском происхождении. И поэтому в круг их проблем никоим образом не входят иудаизм, еврейская культура, община. Вот они и полагают, что, если кого и представляют, то свой круг, свой социальный слой.

Ваше мнение о Pussy Riot вызвало волну негатива по отношению к вам со стороны евреев (достаточно почитать комментарии под вашим постом в Facebook). А среди русских вас, наоборот, резко повысили в звании. Вы сейчас не жалеете о том, что публично высказали свое мнение?

Нет, не жалею. Я, высказывая свое мнение, не просчитываю реакцию на него. Честно говоря, она меня не волнует. Говори правду и будет, что будет!

С другой стороны, о покаянном письме Михаила Финкеля Александру Проханову вы отозвались крайне негативно. Процитирую письмо раввина: «Вы знаете, Александр Андреевич, ведь я был таким же закомплексованным диаспорным евреем, осуждавшим Ваши взгляды, пока не попал в Израиль и не превратился из безродного космополита в человека с собственной страной, а значит - в патриота и государственника. Как же часто я тогда вспоминал Ваши слова и Ваши идеи! Да, народу нужно защищать свою Родину от пришлых инородцев, особенно если они крайне активны, талантливы и пассионарны. Я увидел, как Израиль делает все то, что делали Россия и СССР. Евреи всегда жаловались на квоты и дискриминацию, но в Израиле мы так же не берем арабов в Генштаб, разведку и на руководящие посты армии. Я понял и осознал, что если все всем отдать, то получится ситуация, как в мудрой русской сказке, о том, как зайчик пустил лисицу пожить. Этого делать нельзя. Я понял и осознал, что Вы никакой не антисемит, а человек, бесконечно любящий свою Родину, свою веру и свой многострадальный народ. А то, что Вы ненавидите нечистых на руку еврейских богачей и журналистов, которые не ратуют за интересы России, так это не потому, что они евреи, а так как они объективно вредны для России, кем бы они ни были». Вас возмутила форма или содержание письма?

Знаете, кажется, Набоков как-то сказал о ком-то «Немножко слишком мерзкий, чтобы быть настоящим». Люди-то эти существуют, и письма есть, но все равно это фейк, стеб и эпатаж. В случае с Финкелем меня не столько «тезисы» возмутили, сколько автор, адресат и форма воззвания. Понимаете, человек, мальчиком уехавший в США, потом переехавший в Израиль, получивший там раввинскую бумажку, цена которой пятак в базарный день, имеет наглость рассуждать «от имени и по поручению» о судьбах русско-еврейских отношений, подписываясь «раввин»... Любому мало-мальски сведущему человеку известно, что «раввин» это не только звание, это род деятельности. Он этого не понимает? Понимает, но спекулирует. Кому он пишет - философу-государственнику? Нет, кликушествующему провокатору, который и ориентирован-то исключительно на то, чтобы позлить евреев. О чем с ним можно говорить? Но Финкелю он представляется Пророком - вот я и высказал свое мнение об умственных способностях сего господина на данном отрезке его жизни.

В интернете есть и другие неожиданные признания евреев. Можно вспомнить об откровениях нью-йоркского раввина Эйба Финкельштейна, где он с упоением рассказывает о том, что скоро все гои станут слугами, о том, что главное для евреев - это шекели, которые делаются буквально на всем. Это тоже фейк?

Я не знаю, фейк ли это. Но я думаю, что в этом ролике общаются два фрика, которые явно стараются эпатировать публику. И мне бы не хотелось ничего добавлять по этому поводу - здесь нечего обсуждать.

И все же, я думаю, с Александром Прохановым есть о чем говорить даже вам. Хотя, конечно, я понимаю, о чем вы - та форма, в которую он порой облекает свои высказывания, может оттолкнуть. Знаю, что и Максим Шевченко, мягко говоря, непопулярен в Израиле. Если честно, меня удивляет и агрессивность некоторых православных клириков. Правда, я объясняю эти крайности болезнью роста. После десятилетий гонений церковь почувствовала себя уверенней, и многие готовы ее защищать почти буквально, Это, конечно, не вполне православная традиция. Но и иудаизм чувствует себя уверенней в современной России, вы не находите?

Еврейская община старается заниматься вопросами, прямо входящими в ее сферу деятельности. Строительство синагог, общинные школы, издательская деятельность. Что касается последнего, то это необходимо не только для образования евреев, но и для снятия покрова тайны, окружающего иудаизм.

Тут мы, по-моему, подошли еще к одной проблеме - к символизму в религии. Есть целые списки цитат из Талмуда, которые гуляют по интернету и которые должны доказывать тайные еврейские замыслы по уничтожению гоев. Возможно, они вам попадались (я имею в виду списки, а не гоев, конечно). И они безотказно действуют на неподготовленных читателей. Что же на самом деле означают эти постулаты еврейской Священной книги?

Дайте мне любую книгу любой религии, да и большинство философских трактатов, и я вам надергаю таких цитат, что волосы встанут дыбом. Почти по каждому вопросу в Талмуде приведен весь спектр мнений - от белого до черного. Талмуд вообще больше не про то, как жить, а про то, как думать. Отсекая лишние, крайние мнения. Но для того, чтобы их отсечь, их необходимо выслушать. Талмуд учит слушать оппонента и побеждать его в корректной дискуссии.

В таком случае, возможно, имеет смысл рассекретить «тайное знание»? Ведь и Тору, и Талмуд сейчас легко найти в интернете, именно из этих открытых источников люди выдергивают нужные им цитаты. Но религиозная символика требует объяснения, без них она или мертва, или ложна. Выполняет ли эту функцию учебник основ иудейской культуры Членова, Миндрина, Глоцера, по которому учатся наши школьники?

Вот мы и переводим классические труды еврейской мысли. У нас целая серия выходит «Библиотека еврейских текстов» - комментированные первоисточники. Ничего подобного на русском языке не было. И перевода Талмуда на русский до сих пор нет. Конечно, упомянутый вами учебник вовсе не может даже частично восполнить пробелы в знаниях об иудаизме. Это наскоро слепленный «лексикон» о чем-нибудь и как-нибудь.

Если у кого-то возникли вопросы к Боруху Горину, я надеюсь, он на них ответит. Или в комментариях, или в других беседах, которые, хочется верить, еще впереди.

Должен предупредить: антисемитские комментарии будут безжалостно удаляться, даже если в них содержатся интересные мысли. Для меня очень ценна та доброжелательная и корректная по отношению к оппонентам интонация, которая появилась в блоге. В ЖЖ хватает других мест, где можно от души пооскорблять друг друга.

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ БЛОГА

















Виктор Шендерович, еврейский вопрос, Борух Горин

Previous post Next post
Up