Именно так ставят вопрос нам, узнав, что в расположенной рядом 8хх школе такого-же планировочного решения учится столько-же учеников. При этом,задавая вопрос, манипулируют числом "1000 учащихся", встретившимся в строительной (!) документации.
Ну чтож, давайте по-порядку. Для начала, советую читателям обратиться к предыдущему
сообщению с числами.
Итак, типовой проект 65-426/1 содержит в себе 33 помещения, в том числе: 24 кабинета, 2 кабинета физики, 2 кабинета биологии, кабинет химии, 3 кабинета технологии, 1 спортзал. Последние 9 помещений выделены в особую группу неспроста: это помещения повышенной опасности, проводить в них уроки, не соответствующие профилю помещения, не допускается (иногда к этим кабинетам также относят кабинеты рисования/черчения). К этой мысли мы еще вернемся.
Из 24 кабинетов надо выделить, как минимум 2 под библиотеку, 1 под учительскую, 1 для детей, оставшихся заниматься после уроков (что-то вроде ГПД), 1 кабинет "распиливается" между представителями администрации (да да, как в поликлиниках появились менеджеры от медицины, так и в школах - менеджеры от образования). Осталось 19 кабинетов "обыкновенных" и 9 (см. выше) "необыкновенных", итого 28. Это, кстати, тоже идеализация, т.к. ко всему прочему в школах бывают конференц-залы, музеи, хранилища для различного оборудования, т.е. в среднем 2-3 кабинета из обозначенных 28 смело можно вычитать.
Если оставшиеся 26 кабинетов помножить на 40 человек (именно такая численности учащихся была в классах на момент проектирования), выйдет 1040 учащихся. Это строительная проектная вместимость "школы-самолетика". Также надо обратить внимание на то, что такой формат подсчета вместимости годится лишь для школьной системы, в которой один класс занимает один кабинет, и учителя-предметники ходят из кабинета в кабинет (если не помните, посмотрите "Доживем до понедельника" или "Большую перемену"). От такой системы отказались в середине 70-х. И это обоснованно: кабинет учителя-предметника - это одновременно хранилище оборудования, пособий и проч., переносить которые учителю между кабинетами не всегда представляется оптимальным, в том числе с позиций соблюдения правил техники безопасности. С тех пор в средней и старшей школе каждый учитель занимает свой кабинет, а между кабинетами перемещаются ученики. В этом месте снова вспомним кабинеты "особой группы": в них не будут проводиться уроки не по "профилю". А так как число уроков в неделю на каждый предмет различно, неизбежным окажется частичная недогруженность этих кабинетов, что, несомненно, уменьшит вместимость помещения (в идеале, конечно же, например, уроки иностранного языка, например, не должны проводиться в, например, кабинетах математики, но и это, увы становится неизбежностью в силу отсутствия мест, т.к. не влечет нарушения правил техники безопасности).
Итак, числа, указанные выше, были справедливы в недалеком прошлом. С тех пор к числу особых отнесли кабинеты "информатики": класс для урока, в идеале, должен расположиться аж в трех помещениях (чаще всего под это задействуют два помещения). Так много кабинетов требуется с точки зрения защиты учащихся от электромагнитного излучения. Но, допустим, станки кабинетов технологии сменили книжными стеллажами, потому появление информатики не привело к увеличению количества особых помещений.
В настоящее время в общеобразовательных школах рекомендуется не набирать классы численностью более 30 учащихся, гимназические и лицейские классы не должны содержать более 25 учащихся. В последнем случае вместимость (опять таки, строительная) снижается до 650 учащихся.
Опять таки, строительная вместимость. Вместимость, ограниченная особенностями самого обыкновенного, без изысков, учебного процесса, снова меньше. Объективно, "самолетик" оптимален для 550 учащихся, занимающихся по общеобразовательным программам.
Дальше будет труднее. Но кто действительно желает - тот поймет.
Посмотрим на проблему места в гимназии с другой точки зрения. С точки зрения учебного плана. И раз уж нас стали сравнивать с 875 школой, возьмем с официальных сайтов данные по количеству классов, учебные планы и сравним, сколько кабинетов в неделю (а в итоге, в день) надо нам и им для реализации учебного плана.
Итак, в 8хх учатся с 1 по 11 классы, в 1543-ей с 5 по 11. В 8хх 31 класс, в 1543-ей максимум 25 классов (такое систематически случается). В 8хх 5-ти дневная учебная неделя, максимум 8 уроков в день, в 1543-ей 6-ти дневная учебная неделя, максимум 6 уроков в день.
Для каждого класса установлена недельная нагрузка: количество уроков в неделю, посещаемых каждым учеником. Однако это число не отражает в полной мере загруженность школы. Так, например, в обычной школе уроки иностранного языка проходят в подгруппах, т.е. когда в учебном плане на иностранный язык отводится 3 часа в неделю, это означает, что данный класс для изучения иностранного языка задействует 6 кабинетов в неделю.
Профильное обучение в гимназии основано, в том числе, на работе в малых группах, т.е. на профильных предметах классы делятся на подгруппы, потому и кабинетов в неделю будет требоваться больше чем обычно (колонка нн+пг).
Положим по 10% времени на "простой" каждого кабинета (это весьма оптимистично, реально это число больше). Тогда в 5-ти дневной неделе с 8-ми урочными днями в кабинете может проводиться 40 уроков - 4 урока "простоя", т.е. 36 уроков. В 6-ти дневной неделе с 7-ми урочными днями 42-4,2=37,8 уроков.
Итого выходит, что 8хх школе надо, чтобы работало 24 кабинета по 8 уроков 5 дней в неделю, гимназии 1543 надо, чтобы работало 30 кабинетов по 7 уроков 6 дней в неделю.
А кабинетов в проекте мы насчитали 26. И, кстати говоря, забыли о кабинете психологов: в нем тоже учебные занятия не проводятся.
Предвижу аргумент: учитесь по 8 уроков. Увы, это при гимназической нагрузке, запрещено. Кроме того, 4 дня в неделю часть наших кабинетов после 7 урока занята вечерними школами для поступающих в 8-е классы, кружками разной направленности и т.п.
В две смены также учиться не получится. СанПины делать этого не позволяют.