Оригинал взят у
judeomasson в
С-400 в СирииНедавно представитель Министерства Обороны РФ, генерал-майор Игорь Конашенков, по поводу возможных планов США атаковать войска Асада
сказал следующее:
Следует реально осознавать, что у боевых расчетов российских комплексов ПВО вряд ли будет время на выяснение по "прямой линии" точной программы полета ракет и принадлежности их носителей. А все иллюзии дилетантов о существовании самолетов-невидимок могут столкнуться с разочаровывающей реальностью
Это заявление сразу же стали обсуждать на Западе. Например в известном блоге по военной тематике под названием "
War is Boring", который в 2011 году вошел в десятку лучших военных блогов, была опубликована
статья на эту тему, в которой автор утверждает тоже самое о чем я писал
здесь. Напомню что я писал о том что невидимок действительно не существует, а технология "стелс" просто уменьшает расстояние с которого радар может обнаружить самолет. Например по моим расчетам F-22 может подлететь к С-400 на расстояние 28 километров, поэтому большой вопрос кто на самом дилетант. Перефразируя Конашенкова, можно сказать следующее:
А все иллюзии дилетантов о том что радар С-400 может обнаружить все на свете могут столкнуться с разочаровывающей реальностью, так как существуют объекты, которые никто не собирался делать невидимыми для радаров, но которые тем не менее при определенных обстоятельствах могут быть малозаметными, или вообще не видимыми, для радаров.
Прежде чем объяснить что я имею в виду, немножко теории.
Обычно эффекта "стелс" достигают двумя способами - с помощью использования специальных материалов, поглощающих радиоволны, и с помощью специальной формы самолета или ракеты. Вот как это объясняется в
статье, опубликованной на известном образовательно-информационном сайте "
HowStuffWorks", который создал профессор университета Северной Каролины Маршалл Брэйн. Цитирую:
Большинство обычных самолетов имеют закругленную форму. Эта форма делает их аэродинамическими, но она также создает очень эффективный радиолокационный отражатель. Круглая форма означает, что независимо от того, где сигнал радара попадает в самолет, часть сигнала отражается и принимается радаром.
Самолет стелс, с другой стороны, состоит из полностью плоских поверхностей с очень острыми краями. Когда сигнал радара попадает на стелс самолет, сигнал отражается под углом.
Там же приводится две иллюстрации. На одной показана схема лучей радара просвечивающего самолет выполненный не по технологии "стелс":
А вторая для самолета стелс:
А теперь посмотрите эту табличку, которую я взял
отсюда:
Я уже писал что главной характеристикой численно показывающей насколько объект может отражать или поглощать излучение радара является ЭПР (эффективная площадь рассеяния). По английски это будет - radar cross section (RCS). Так вот в этой таблице, в трех верхних рядах приведены примеры ЭПР поверхностей разных форм. Обратите внимание на ряды 3 и 4. Если прямая поверхность находится по отношению к радару под прямым углом, то все лучи отражаются обратно к радару, но если поверхность наклонить под определенным углом, лучи могут отражаться совсем в другую сторону, в результате объект для радара будет невидимым.
В этой таблице наклон показан в вертикальном направлении, но это может быть и горизонтальное. Этот угол называется "aspect angle", но я его буду называть просто "аспект". Как видите от аспекта зависит ЭПР. Поэтому разработчики систем "стелс" стараются сделать так чтобы объект при любом аспекте отражал волны, однако есть объекты, которые не сделаны по технологии "стелс", но при определенных аспектах имеют очень низкий ЭПР. Пример такого объекта, это 155 миллиметровый артиллерийский снаряд
M107.
На сайте Вустерского политехнического института в штате Массачусетс опубликована
лекция про ЭПР. Там на странице 7 есть график зависимости ЭПР снаряда от аспекта. Вот этот график:
Как видите, самый самый большой ЭПР, как и следовало ожидать, при аспекте 90 градусов, а самый маленький при аспекте примерно 18 градусов.
На первый взгляд кажется странным что минимальный ЭПР не при нулевом аспекте, но это только на первый взгляд. Дело в том что спереди снаряда есть плоский пятачок, что хорошо видно на
этой фотографии. Именно он и отражает лучи при нулевом аспекте, но если снаряд летит под углом 18 градусов, то пятачок повернут в сторону, поэтому часть лучей отражаются в другую сторону. Причем этот ЭПР в 10 раз меньше чем у F-22.
Пользуясь методикой с помощью которой я подсчитал расстояние на котором радар С-400 может обнаружить F-22, я подсчитал что тот же радар может обнаружить артиллерийский снаряд, который летит с таким аспектом, на расстоянии максимум 16 километров.
Конечно такие расчеты это слишком большое допущение, так как снаряд штука тупая и безмозглая, поэтому вероятность того что он полетит под определенным углом близка к нулю. Я просто на этом примере хотел показать что существуют объекты, которые сами по себе, при определенных обстоятельствах, могут быть малозаметны для радаров. Тем не менее, если этот снаряд напичкать электроникой, приделать крылья и удлинить нос, чтобы он стал острее, может получиться что-то
типа этого: Как видите, по форме эта штука очень похожа на снаряд, только никакого плоского пятачка впереди нет, а нос острый. Это значит что если эта штука летит по направлению к радару, лучам радара просто не от чего отражаться назад к радару. Правда наверху есть кое какие приспособления, но радару они недоступны, так как эта штука летит выше излучения радара. Дело в том что это не снаряд и не ракета, а бомба, которую сбрасывают с самолета, но не просто бомба, а управляемая бомба. Называется она "Joint Direct Attack Munition" (JDAM), а летать эти бомбы могут по
такой траектории:
Кстати обратите внимание что на этой картинке написано не JDAM, а JDAM-ER. ER означает "Extended Range" (увеличенное расстояние). Дело в том что у просто JDAM очень маленькую дальность, всего 28 километров. Это именно то максимальное расстояние, на которое F-22 может подлететь к радару С-400 незамеченным. На вооружении F-22 тоже есть эти бомбы, но подлететь к С-400 на нужное расстояние большой риск. Однако выход был найден. К JDAM приделали крылья, в результате дальность бомбы увеличили почти до 80 километров, в результате получилась JDAM-ER, которая выглядит так:
Эту бомбу F-22может сбросить с расстояние более чем в 2.5 раза превышающее безопасное расстояние, на которое может подлететь F-22 к С-400.
Кстати форма JDAM похожа не только на артиллерийский снаряд, но и на российскую ракету "
Искандер", которая считается тоже малозаметной для радаров. Вот как она выглядит:
А вот как выглядит ее носовая часть:
Учитывая все вышеизложенное можно смело утверждать что если JDAM будет лететь строго по направлению к радару, ее ЭПР будет в десятки, если не в сотни, раз меньше чем минимальная ЭПР артиллерийского снаряда, а это значит что расстояние, на котором радар С-400 может его обнаружить, в разы меньше чем у артиллерийского снаряда. Более того, JDAM, в отличие от снаряда, напичкан электроникой, поэтому его траекторию можно программировать. У нее есть внутренняя система наведения, которая корректируется с помощью GPS, но не это главное, а главное что буквально на днях истекает срок
контракта Пентагона с компанией "Scientific Applications & Research Associates Inc. (SARA)", согласно которому SARA должна модернизировать JDAM, добавив туда электронный модуль, который обнаруживает излучение радаров или устройств РЭБ (радиоэлектронной борьбы) и летит прямо на источник этих излучений. В этом случае, если радару С-400 даже удастся обнаружить JDAM, то на таком расстоянии что сделать уже ничего не успеет. Дело в том что JDAM обладает еще одной особенностью нетипичной для других бомб. Он может лететь со сверхзвуковой скоростью.
Известно что даже самые простые бомбы, или как их называют "бомбы свободного падения" не падают вертикально вниз, а по траектории показанной
здесь. При этом различают две скорости - вертикальную и горизонтальную. Вертикальная зависит от скорости свободного падения, а в атмосфере еще и от сопротивления воздуха. Начальная скорость равна нулю, а начальная горизонтальная скорость равна скорости самолета. Эти
обе скорости не зависят друг от друга, но самое главное это то что
у горизонтальной скорости нет ускорения. Это значит что с какой скоростью она отделится от самолета, с такой же подлетит к цели.
Обычно сверхзвуковые бомбардировщики не могут сбрасывать бомбы на сверхзвуковой скорости, поэтому чтобы сбросить бомбу они должны сбавить скорость, но
для F-22 была разработана технология, позволяющая сбрасывать JDAM на сверхзвуковой скорости, поэтому бомба тоже полетит со сверхзвуковой скоростью. Но это еще не все.
На самом деле форма как JDAM, так и Искандер, не является идеальной с точки зрения малозаметности для радаров, зато форма
этой крылатой ракеты, которая в отличие от Искандера предназначена для того чтобы запускать ее с самолета, практически идеальна. Называется эта ракета "
AGM-158 JASSM". Она специально сделана по технологии "стелс" и тоже выпускается в двух вариантах - просто JASSM и JASSM-ER. Так же как и JDAM-ER, JASSM-ER означает повышенную дальность. Дальность просто JASSM достигает 370 километров. На первый взгляд кажется что против С-400 она бессильна, так как радар С-400 может обнаружить самолет на таком расстоянии, но это только на первый взгляд.
Согласно
технических характеристик радара С-400, дальность обнаружения целей с ЭПР (эффективная площадь рассеяния) 4 квадратных метров, а на
этом сайте указаны ЭПР большинства известных самолетов. Например для самолета F-18 она равна 1 квадратный метр. Пользуясь методикой, которую я использовал
здесь для расчета дальности, на которой радар С-400 может обнаружить F-22, я рассчитал что F-18 радар С-400 может обнаружить F-18 на расстоянии максимум 280 километров, то есть на 90 километров меньше чем дальность крылатой ракеты "JASSM".
А вот дальность JASSM-ER вообще недостижима ни для одного современного радара или системы ПВО, так как дальность ее более 900 километров. Правда нести эти ракеты может только бомбардировщик "
B-1 Lancer", но зато он может нести 24 таких ракет.
Я уже
писал про то как два F-22 могут уничтожить С-400 с помощью управляемых бомб другого типа, GBU-39. Напомню что F-22 могут нести 8 таких бомб, а С-400 может одновременно обстреливать 10 целей. Поэтому если два F-22 сбросят например 11 бомб (один 5, а другой 6), С-400 может уничтожить 10 бомб, а одиннадцатая гарантировано попадет в цель. Так вот B-1 Lancer один таким способом может уничтожить две установки С-400, так как может одновременно запустить 24 ракеты. Дело в том что самолет сбрасывает эти ракеты как бомбы. Они сначала летят вниз как обыкновенные бомбы, а потом расправляют крылья и летят по заданной программе как показано на этом
видео.
На самом деле столько ракет и не надо, так как вероятность того что радар ее обнаружит, в случае если ее целью является радар, и она летит по направлению к радару, очень низка. А ракета эта сравнительно новая и буквально напичкана электроникой и оптикой, поэтому может лететь так как надо. Например перед поражением цели ракета передает ее изображение на компьютер самолета-носителя, что позволяет контролировать результаты стрельбы. Более того в полете ракету можно перенацеливать, уничтожая внезапно обнаруженные цели, например, включившиеся радары систем ПВО. Например несколько ракет летят в направлении радара, но одна уничтожила радар, значит остальные можно перенацелить на другие цели. Таким образом один B-1 Lancer может уничтожить российскую базу в Сирии ничем не рискуя.