Президент унормировал Байнет

Feb 06, 2010 18:31

Условия для ведения предпринимательской деятельности в Байнете серьезно меняются после вступление в действие подписанного 1 февраля президентом Указа № 60 "О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет".



Нормативный акт вызвал меньше критики, чем ставший ранее достоянием общественности проект, но, тем не менее, мнения разделились.

В преамбуле документа сказано, что он принят в целях обеспечения защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере, создания условий для дальнейшего развития национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, повышения качества и доступности предоставляемой гражданам и юридическим лицам информации о деятельности государственных органов, иных организаций и интернет-услуг.

В целом указ вступает в действие с 1 июля 2010 г., но его отдельные положения -- с 1 мая 2010 г.

В основном обозреватели приходят к выводу, что президент подписал более мягкую редакцию документа по сравнению с ранее ставшим достоянием общественности проектом. Так, директор УП "Надежные программы" ("отец" TUT.BY) Юрий Зиссер признался в интервью "БР": "Я в новом проекте практически не вижу ни каких недостатков. Учтены очень многие замечания (если не большинство), все переработано, добавлен совершенно новый раздел о присутствии государства в Интернете, то есть фактически сделан шаг к электронному правительству".

Следует отметить, что под понятием "электронное правительство" (E-Government) понимается способ предоставления информации и оказания государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

"Указ ставит работу с гражданами на новый уровень, фактически уравнивая в правах пользователей, обратившихся через Интернет, с гражданами, обратившимися по телефону или пришедшими в орган государственной власти и управления", -- отмечает Ю. Зиссер.

Самоограничение пользователей.

Данный документ впервые регламентирует механизм ограничения доступа к информации по требованию пользователя Интернет-услуг: "поставщики интернет-услуг по запросу пользователей интернет-услуг оказывают услуги по ограничению доступа этих пользователей". Аналогичная услуга предусмотрена для государственных органов и организаций, а особенно отмечено -- организаций образования и культуры.

О чем идет речь? Прямо в указе сказано об информации, содержание которой направлено на:
- осуществление экстремистской деятельности;
- незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых, токсических веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- содействие незаконной миграции и торговле людьми;
- распространение порнографических материалов;
- пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещенных законодательством.

Однако список на этом не закрывается: "Оказание услуг по ограничению доступа к иной информации может осуществляться в соответствии с договором, заключенным между поставщиком интернет-услуг и пользователем интернет-услуг".

В интервью БЕЛТА генеральный директор ИП "Альтернативная цифровая сеть" (бренды "Атлант Телеком" и "Шпаркi дамавiк") Игорь Сукач прокомментировал данное требование указа. Руководитель одного из ведущих частных провайдеров Беларуси отметил, что возможность ограничения доступа пользователей к определенной информации может быть реализована на терминальном оборудовании клиентов интернет-провайдеров, в частности, встроенными функциями операционной системы, такой как Windows. В этом случае реализация норм указа не повлечет существенных трудностей для операторов.

Если же реализовывать это требование исключительно за счет ресурсов провайдера, то потребуется модернизация имеющегося оборудования, что обойдется довольно дорого для оператора услуг, считает И. Сукач.

Анонимный представитель Оперативно-аналитического центра при президенте (**) объяснил агентству БелаПАН позицию нового регулятора Байнета по данному вопросу: "Весь прогрессивный мир пошел по пути самоконтроля. Раньше если пользователь просил у провайдера установить фильтры и закрыть доступ к каким-то сайтам, то провайдер мог отказать. Теперь он отказать не может, потому что в соответствии с указом обязан поставить такой фильтр".

Представитель ОАЦ утверждает, что закрытия доступа к оппозиционным сайтам не планируется: "Если сайт оппозиционный, то в этом нет ничего страшного. Я знаю, что в Администрации президента, в Совмине можно прийти и спокойно купить любую оппозиционную газету, никаких проблем нет. Вопрос в том, что никто не должен выходить за рамки дозволенного, того, что разрешено законодательством".

В то же время ОАЦ совместно с Минсвязи поручено установить порядок ограничения доступа пользователей интернет-услуг к "информации, запрещенной к распространению в соответствии с законодательными актами". "Если будет установлено, что на каком-либо интернет-ресурсе размещена запрещенная информация, то будет выдано провайдеру предписание (ограничить доступ к сайту. -- ред.). Доступ может быть закрыт к ресурсам экстремистского характера. Во многих странах запрещен, например, доступ к интернет-ресурсам "Аль-Каиды", -- отметил собеседник, подчеркнув, что внесение ресурса в такой список можно будет обжаловать.

Все ходы записаны!

Нормативный акт обязывает провайдеров осуществлять идентификацию абонентских устройств при оказании интернет-услуг, учет и хранение сведений об абонентских устройствах, а также сведений об оказанных интернет-услугах.

Как отмечает Ю. Зиссер, в нашумевшем проекте указа речь шла об идентификации пользователей, в то время как в подписанном президентом документе -- об идентификации абонентских устройств (компьютеров, мобильников, наладонников). "А компьютеры и так идентифицируются IP-адресом, -- объясняет директор УП "Надежные программы". -- Провайдер собирает эти IP-адреса, к нему приходят оперативники, мотивируют предоставление информации -- это уже есть сейчас, но как бы по доброй воле, а теперь это закреплено указом".

С коллегой согласен И. Сукач: "Операторы и сейчас фиксируют всю возможную информацию по идентификации абонентов, т. е. мы имеем возможность ответить на вопрос, кто, когда и куда обращался в сети Интернет. Единственное, что эта возможность ранее отдельно не регламентировалась".

Не совсем понятно, как указ скажется на сервисе по коммутируемому доступу (dial-up) по интернет-карточкам -- они продаются без записи паспортных данных, провайдер при обслуживании клиента видит лишь пароль и номер счета этой карточки. Пока из 3 млн. белорусов, имеющих доступ в Интернет, лишь полмиллиона пользуются широкополосным доступом (чаще всего ADSL), подключение которого требует заключения договора с провайдером. Все остальные используют тот или иной вариант dial-up -- или беспарольный доступ в Интернет "Белтелекома", или более дешевую услугу частных провайдеров. В первом случае "Белтелеком" теоретически может соотнести номер телефона и IP-адрес пользователя, во втором, сегодня во всяком случае, для "Белтелекома" пользователь совершает обычный телефонный звонок, а для провайдера есть лишь реквизиты анонимной карточки оплаты.

А вот собственникам пунктов коллективного пользования интернет-услугами (в указе есть сноска, что речь идет о компьютерных клубах, интернет-кафе, домашних сетях, и иных местах, "в которых обеспечивается коллективный доступ пользователей интернет-услуг к сети Интернет") указано осуществлять идентификацию именно пользователей интернет-услуг, учет и хранение их персональных данных, а также сведений об оказанных интернет-услугах.

Данные о том, кто сидит за компьютером и чем интересуется, указано хранить в течение года и предоставлять по требованию "органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов прокуратуры и предварительного расследования", налоговых инспекций и судов.

И до принятия указа в интернет-кафе должны были вести пофамильный учет посетителей, хранили логи, а в некоторых даже вели видеозапись работы своих клиентов за компьютерами. Теперь, вероятно, в этих местах более строго будут подходить к проверке документов своих клиентов.

Заместитель председателя РОО "Белорусская ассоциация журналистов" Андрей Бастунец сказал в интервью БелаПАН, что обеспокоен нормой об идентификации пользователей и абонентских устройств: "Это дает возможность отслеживания трафика, предоставления интернет-услуг, определения пользователей, которые регулярно заходят на определенные сайты, например оппозиционные. Речь идет о контроле над информацией в Интернете".

Исходя из данных соображений БАЖ предлагает провести международную экспертизу указа.

Всем на белорусских хостинг

Интересно, что Министерство связи, Оперативно-аналитический центр при президенте в течение недели очень осторожно комментировали указ, который определил их в качестве основных регуляторов в Байнете. Ходят слухи, что, как минимум в министерстве, не довольны текстом нормативного акта и намерены исправить неудобные формулировки при подготовке постановления правительства, которое должно быть принято в развитие указа.

Бизнес пока почти не комментирует указ, хотя в нем есть ряд положений, которые серьезно меняют условия для ведения предпринимательской деятельности в Байнете. Так, из текста указа № 60 можно понять, что с лета 2010 г. хостинг (*) для белорусских субъектов хозяйствования, которые ведут бизнес в сети, должен быть исключительно белорусский, ни байта хранения за рубежом: "Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны до 1 июля 2010 г. обеспечить переход на использование информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь, а поставщики интернет-услуг -- их государственную регистрацию".

Интересно, что в другом месте этого же пункта указа для белорусских субъектов хозяйствования достаточно белорусского домена. Возможно, Минсвязи или Совет министров своими нормативными актами противоречие снимут.

Ю. Зиссер считает, что требование распространяется не на обо всех субъектов хозяйствования, а лишь на тех, кто оказывает платные услуги в сети. "Если по проекту указа нужно было чуть ли не весь Байнет регистрировать, переводить на белорусский хостинг, то теперь только тех, кто продает товары и услуги за деньги, -- говорит директор УП "Надежные программы". -- TUT.BY тоже оказывает некоторые услуги за деньги, значит все рекламные площадки подпадают под регистрацию. Ну, пойдем зарегистрируемся, там предусмотрен заявительный принцип регистрации в Министерстве связи".

Впрочем, интернет-магазины на такой режим работы переведены уже давно. Надо ли будет менять хостинг сайтам газет, политических партий и общественных объединений? У юристов есть разные мнения на этот счет.

Что же касается иностранных сервисов, то, по мнению руководителя TUT.BY, на них действие указа не распространяется, "поскольку тот же Google, Яндекс, mail.ru -- они расположены за рубежом, услуги оказываются за рубежом". "Если белорус хочет купить что-нибудь, допустим, на Amazon.com или eBay -- эти услуги оказываются за пределами Республики Беларусь, поэтому они тоже не подпадают под указ. Как можно было покупать, так можно и дальше покупать", -- считает Ю. Зиссер.

Если же указ понимать расширительно, если всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям придется переходить на белорусский хостинг, то хватит ли технических возможностей у отечественных дата-центров для оказания такой услуги?

Наиболее заметный игрок на рынке белорусских хостинг-услуг -- созданный РУП "Белтелеком" Центр обработки данных (ЦОД). Первый ЦОД был открыт в июне 2006 г. в Минске, в декабре 2008 г. центры обработки данных появились в крупных областных городах, а осенью 2009 г. Белтелеком открыл второй дата-центр в Минске.

4 февраля компания сообщила, что емкость канала ЦОД к сети передачи данных расширена до 10 Гбит/с. При этом объем хранимой в настоящее время в дата-центрах Белтелекома информации не сообщается. При открытии первого ЦОД речь шла о 4 терабайтах, что примерно соответствует объему 1 тыс. фильмов в DVD качестве. Очевидно, что объем хранимой информации Белтелеком за эти годы нарастил, но сколько это в террабайтах?

Важный аспект -- зарубежный хостинг сегодня дешевле белорусского, а скорость доступа к сайтам за рубежом выше. Впрочем, если решается задача работать с информацией на максимальной скорости для аудитории внутри Беларуси, то здесь наблюдается преимущество белорусского хостинга перед зарубежным.

Министр связи и информатизации Николай Пантелей 5 февраля заявил журналистам, что если сократить число обращений к информационным ресурсам, размещенным на зарубежных площадках, то доступ в Интернет подешевеет. "К сожалению, на сегодняшний день мы отмечаем огромное количество таких походов "за рубеж". Стоимость их гораздо выше, чем если бы эти ресурсы располагались на белорусских хостинг-площадках. Поэтому одна из наших главных задач - наращивание белорусского контента", - цитирует БЕЛТА министра связи.

Санкция: отключение от Интернета.

Указ № 60 касается развития сетей передачи данных. О том, какие оптоволоконные линии связи провайдеры имеют сейчас -- они должны всего лишь сообщить регулирующим органам. Зато с момент вступления в действие указа № 60 "ввод в эксплуатацию вновь создаваемых и (или) реконструируемых оптоволоконных линий связи (за исключением расположенных внутри капитальных строений (зданий, сооружений) осуществляется по согласованию с Министерством связи и информатизации и Оперативно-аналитическим центром при президенте Республики Беларусь в порядке, установленном Советом министров Республики Беларусь".

Что касается ситуации с авторским правом, то указ закрепляет правоотношения в этой области примерно в таком же виде, как они сложились на практике: "Размещение пользователями интернет-услуг в сети Интернет литературных, научных, музыкальных, фотографических, аудиовизуальных произведений, произведений изобразительного искусства, иных объектов авторского права и смежных прав, пользующихся правовой охраной на территории Республики Беларусь, осуществляется с согласия их правообладателей (если иное не определено законодательными актами) и при условии соблюдения иных требований законодательства об авторском праве и смежных правах.

Размещение и распространение в сети Интернет информационных сообщений и (или) материалов, заимствованных с информационного ресурса информационного агентства, иного средства массовой информации, распространяемого через сеть Интернет, осуществляются с использованием адресации (гиперссылки) на первоисточник информации и (или) средство массовой информации, ранее распространившее эти информационные сообщения и (или) материалы, если обладателем таких сообщений и (или) материалов не установлены иные условия их распространения".

Указ № 60 вводит санкцию для белорусских субъектов хозяйствования за нарушение этого указа -- приостановление оказания интернет-услуг. Требование о приостановлении оказания интернет-услуг выносится на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений, но не более чем на один месяц.

Про физических лиц не вспомнили... Не ясно, как исправлять нарушения на сайте без доступа в Интернет -- если именно это имеется ввиду, а также обязаны ли будут другие провайдеры отказывать в предоставлении интернет-услуг юрлицу или ИП, на которые распространяются данные санкции? Что помещает физическому лицу, сотруднику фирмы или индивидуальному предпринимателю подключиться к Всемирной паутине с помощью модема 3G?

Положительный аспект.

Среди положительных моментов в указе нужно отметить, в частности, разделение ответственности за содержание информации, размещаемой (передаваемой) в национальном сегменте сети Интернет. Указано, что ответственность за нее несут лица, разместившие (передавшие) эту информацию, а за нарушение требований указа, в том числе за неисполнение предписания об удалении незаконного контента -- поставщики интернет-услуг, собственники (уполномоченные ими лица) пунктов коллективного пользования интернет-услугами".

Раньше претензии за надпись на заборе могли высказывать владельцу забора, а теперь -- будут искать того, кто учинил запретную надпись. А собственник забора будет отвечать только за желание хранить надпись после указания ее удалить.

Важный момент, который, по слухам, стал толчком для разработки указа одним из лоббистов, -- РУП "Белтелеком" может потерять монополию на внешний трафик. В документе сказано: "ОАЦ определяет по согласованию с президентом Республики Беларусь перечень операторов электросвязи, имеющих право на пропуск международного трафика и присоединение к сетям электросвязи иностранных государств". Если возникает необходимость вести перечень, то в нем должно быть больше одного провайдера. Значит могут быть и другие провайдеры, имеющие право на доступ к внешнему шлюзу.

Министр связи Николай Пантелей 5 февраля сказал журналистам, что вопрос о появлении альтернативного провайдера рассматривается. "Но я не готов сказать, что это будет в 2010 г или в 2011. Указ №60 президента о мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет определяет, кто может принимать решения по этому вопросу", -- цитирует ПРАЙМ-ТАСС Н. Пантелея.

"Операторы, работающие на международном рынке, щепетильно относятся к выбору партнера, к его надежности, к возможности его сетей предоставлять услуги. Я думаю, что авторитет "Белтелкома" остается высокий, и кроме как демпинга осуществить обвал рынка не придется. А если компания придет с серьезными намерениями и будет работать на перспективу, то демпинговать не будет", -- считает Н. Пантелей.

В то же время директор IT-компании "Авест" (резидент Парка высоких технологий) Александр Скобов 6 февраля в интервью газете "Рэспублiка" заявил о надежде, что "Белтелеком" в результате демонополизации потесниться, и каналы связи будут стоить дешевле, в том числе и за рубеж".

Эксперты считают, что в случае появления второго провайдера, имеющего право непосредственного доступа к сетям за пределами Беларуси, он должен будет снизить стоимость доступа в Интернет, чтобы привлечь к себе клиентов -- иначе не окупятся вложения в строительство инфраструктуры. Кроме того, если это будет частный провайдер, то он, в отличие от "Белтелеком" не будет вынужден перераспределять свои доходы от интернет-услуг на такие социальные цели, как поддержание нерентабельных сельских телефонных линий. Впрочем, кое-какие подобные обязанности государство может записать ему в лицензию.

Оппозиция опасается удушения свободы.

Послы стран ЕС на пресс-конференции 2 февраля в Минске заявили, что для объективных оценок данного указа нужно дождаться начала его реализации. Аналогичной позиции придерживается заместитель председателя партии "Справедливый мир" Валерий Ухналев.

"Я думаю, что в ближайшее время будет видно каким образом это будет проводиться в жизнь. Но вообще некоторые позиции... однозначно резко ухудшают ситуацию, связанную с возможностью выхода оппозиционных сил в медиапространство".

А вот лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько однозначно видит в появлении этого указа политическую подоплеку.

"Для властей появление такого документа абсолютно логично. Оно проистекает из того, что страна находится накануне президентской избирательной кампании. Власть контролирует СМИ. Единственное, что остается островком свободы - это интернет. И Лукашенко действует абсолютно логично -- он хочет контролировать этот остров перед президентской кампанией".

* хостинг
(англ. hosting) -- услуга по предоставлению дискового пространства для физического размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети (обычно Интернет). Хостингом также называется услуга по размещению оборудования клиента на территории провайдера с обеспечением подключения его к каналам связи с высокой пропускной способностью (колокация, от англ. colocation).

** Оперативно-аналитический центр при президенте (ОАЦ)
был образован в соответствии с указом президента №229 от 21 апреля 2008 г., на базе Государственного центра безопасности информации при президенте (ГЦБИ).

На официальном сайте ОАЦ (https://oac.gov.by/) изложены основные функции данной организации, первая из них сбор, обобщение и анализ информации в области технической защиты информации.

Между тем, в соответствии с действующими Правилами регистрации и делегирования доменных имен в домене .BY (http://cctld.by/rules), координирующим органом по регистрации и делегированию доменов второго уровня до сих пор называется ГЦБИ (читай ОАЦ).

ОАЦ является администратором домена верхнего уровня .BY и осуществляет взаимодействие с международными организациями по формированию политики в области регистрации и распределения доменных имен (ICANN, IANA, ccTLD и др.), а техническое администрирование и сопровождений Реестра домена .BY осуществляет предприятие "Открытый контакт".

© "Белорусы и рынок"

bynet, указ, Интернет, регулирование, Байнет, Лукашенко, Беларусь, свобода слова

Previous post Next post
Up