photo DPA/DW
Данные социсследований показывают, что тех, кто жалуется на недостаток альтернативной информации не намного больше, чем тех, кто испытывает ее дефицит, но при этом государственные СМИ лидируют по уровню доверия по сравнению с независимыми.
Баррикадная журналистика мало затрагивает темы, интересные простому обывателю, поэтому ее аудитория не имеет тенденции к росту
Социологи часто находят парадоксы в массовом сознании. Если посмотреть
последние данные опроса НИСЭПИ (zip), то можно найти любопытные нестыковки. Так, 31% респондентов утверждает, что внимательно следит за информацией о политических событиях. При этом 47% опрошенных утверждают, что они имеют достаточный доступ к информации о нынешней политической ситуации в Беларуси, а 53% говорят об обратном.
Есть ли спрос?
Если предположить, что респонденты говорят то, что думают, а не то, что, по их мнению, они должны думать, то белорусское общество расколото и существует очень высокий спрос на альтернативную информацию.
Однако тот же опрос НИСЭПИ свидетельствует, что негосударственная пресса уступает государственной по уровню доверия, впрочем, как и по уровню недоверия. Можно предположить, что граждане, которые получают два набора сведений, скорее испытывают недоверие к обоим источникам информации.
При этом аудитория зарубежных информационных проектов, за исключением присутствовавших в кабельных сетях русскоязычных телеканалов, редко выбиваются за грань статистической погрешности.
Две версии Класковского
Как можно объяснить такое противоречие? В интервью Deutsche Welle политический обозреватель Александр Класковский высказал две версии, почему белорусы не так уж рвутся получать альтернативную информацию.
"Во-первых, было несколько лет стабильного экономического роста и роста благосостояния в Беларуси, когда население в общем-то было довольно тем, как власть исполняет социальный контракт", -- констатирует эксперт. По его мнению, будучи довольным властью, граждане не очень стремились заглянуть за изнанку.
"С другой стороны, определенные стереотипы сложились и в работе этих средств массовой информации, которые вещают на Беларусь. Если говорить коротко, то порой получается то же Белорусское телевидение, только наоборот - то есть с пропагандистскими акцентами, с черно-белой схемой противостояния власти и оппозиции", -- указывает Александр Класковский на недостатки альтернативных СМИ.
Когда вырастает аудитория у "зарубежных голосов"
Баррикадная журналистика мало затрагивает темы, интересные простому обывателю, поэтому ее аудитория не имеет тенденции к росту. При этом в периоды политических кризисов, когда увеличивается спрос на политическую информацию, многие граждане привычно крутят ручки настройки радиоприемников или посещают соответствующие сайты, чтобы узнать изложение событий от иностранных голосов.
© Deutsche Welle