Безумный вторник и другой вред от патриотизма

Feb 03, 2020 16:47




Периодически расспрашиваю знакомых нидерландцев об их дидах, особенно о временах немецкой оккупации - хочется понять как тут всё происходило, как они распутывали свои конфликты. Иногда попадаются очень любопытные истории.

Отец знакомого участвовал в Сопротивлении во время Второй мировой. После войны правительство Нидерландов наградило его медалью, но он отказался ее получать. Говорил, что будучи в Сопротивлении, убил много людей, гордиться тут нечем, а об этом страшном времени он хочет забыть.

Я спросил как нидерландцы относились к живущим в стране немцам сразу после войны. К простым немцам, которые не были солдатами или коллаборантами, а просто жили по соседству. Что с ними делали сразу после освобождения?

Передаю слова моего знакомого, который, в свою очередь, озвучивает услышанное от отца, а это немного отличается от официальных изложений истории.

В Нидерландах было две волны гонений на немцев.

Первая случилась 17 сентября 1944 года, так называемый "безумный вторник". Действительно безумные события, спровоцированные премьер-министром в изгнании, который из безопасного Лондона по радио призвал людей к забастовке, фактически к восстанию в немецком тылу, обнадежив их скорым освобождением войсками союзников - "уже в пятницу мы будем в Амстердаме". Но освобождение затормозилось, а немцы в отместку устроили голландцам маленький голодомор. Лживая пропагандистская агитка, спекулирующая на патриотизме и озвученная ничем не рискующим политиком, привела к бессмысленным смертям и страданиям большого количества людей.

Во время этих событий нидерландцы избивали и убивали гражданских немцев, устраивали погромы, сжигали их дома. Сейчас об этом не любят вспоминать. Нацисты быстро взяли ситуацию под контроль и наказали кого поймали. Правда, карали не так масштабно, как у нас - целые села не сжигали, ведь нацисты не считали голландцев унтерменшами и не геноцидили их. Но были и расстрелы, и аресты.

В целом, первая волна продолжалась недолго, поэтому не успели много натворить.

А вот вторая волна преследований немцев продолжалась с мая по сентябрь 1945 года. С момента освобождения страны в мае и до сентября власти на местах практически не было - всем рулило то самое Сопротивление. Они без суда и следствия расправлялись с немцами и местными, которых считали пособниками оккупантов.

Например, отец моего знакомого вместе с товарищами заморозил до смерти несколько человек, заперев их в большой холодильник. Позже он рассказывал своим детям, что заморозили их по ошибке, попросту забыв в холодильнике, но на старости лет сознался (только детям) - жестокое убийство они совершили специально. В последующих отчетах об этом написали, что смерти произошли еще во время оккупации - таким образом, официально преступление списали на партизанскую борьбу. Ведь за убийства, совершенные уже после освобождения, пришлось бы отвечать.

Казни не были массовыми, но случались довольно часто. По сути, это были стихийные суды Линча в условиях безвластия. Патриоты самоутверждались.

Происходили и погромы, избиения, к этому же периоду относятся издевательства над женщинами, вступавшими в связь с немцами - их публично унижали, обривали головы.

Королевская семья и правительство не вмешивались, не призывали к терпимости и соблюдению законности. Они своим молчанием как бы поощряли население к "очищению". Политики, как правило, не идут против страстей и скотства толпы, особенно если скотство вызвано патриотизмом.

Многие немцы спаслись только потому, что ушли с отступающими войсками. Времени у них для этого было достаточно, союзники после высадки не сильно торопились с наступлениями, так как берегли своих солдат, да и снабжение в первое время подводило, топлива не хватало. Несмотря на задержки, все понимали каким будет исход войны и многие гражданские немцы решили не испытывать судьбу.

После войны не было никаких организованных правительством программ по смягчению отношения к немцам. Примирение происходило естественным образом. Участники Сопротивления и пострадавшие от оккупантов ненавидели немцев всю жизнь. Мой знакомый рассказывает, что его отец, уже будучи пенсионером, встретил на берегу реки немецкого туриста, который спросил у него о чем-то, связанном с рыбалкой. В ответ был полный игнор. Для таких людей примирение было невозможно - но с каждым годом их самих становилось всё меньше и меньше, а значит и градус ненависти в обществе постепенно снижался. Это называется "время лечит".

Отношения между народами улучшались с годами, в основном благодаря экономическим и культурным связям. Некоторые нидерландские певцы стали популярны в Германии и наоборот, это сблизило их фанатов в обеих странах. Многие голландцы поехали работать в Германию, где, естественно, приобретали друзей и создавали семьи.

Какую-то роль сыграла и королевская семья - нидерландские королевы выходили замуж за немцев. О том, что один из них, Клаус фон Амсберг, состоял в Гитлерюгенде и был призван в Вермахт, особо не вспоминают - далеко не во всех его биографиях можно об этом прочитать. Но сам факт национальности имел значение. Муж королевы - немец. Он на экранах телевизоров, на газетных полосах, участвует в самых важных мероприятиях.

Интересно, что безобразные расправы над немцами после войны прекрасно сочетаются с тем, что во время оккупации немецкий нацизм был популярен в Нидерландах - голландцы шли в немецкую армию добровольцами (около 60 000 человек), а полиция в полном составе перешла на сторону оккупантов и отличалась особенной нетерпимостью к евреям. Именно нидерландские полицейские играли ключевую роль в поисках и депортации евреев в лагеря смерти - даже немецкие оккупанты не отличались таким служебным рвением в этом вопросе. Факт, на котором сейчас официально стараются не акцентировать внимание, но от людей я слышал об этом не раз.

Кроме того, три самые популярные ныне в Нидерландах газеты, включая "Телеграф", во время оккупации были на 100% нацистскими.

Чиновники, судьи, практически весь госаппарат - то же самое.

Получается, над простыми гражданскими немцами и рядовыми коллаборантами расправлялиь в стране, где государственная машина и значительная часть общества поддерживали оккупантов. А "очищение" после освобождения сводилось к поиску мелких "козлов отпущения", которых отдавали на растерзание патриотичной толпы.

Поэтому отец моего знакомого отказался от медали за участие в Сопротивлении. Осознавал всю мерзость происходившего.

Подписывайтесь на Телеграм-канал блога - https://t.me/pauluskp

pauluskp.com

Блог в соцсетях: Твиттер Фейсбук Ютуб Telegram

война, Нидерланды, Европа, история, Германия

Previous post Next post
Up