О свойствах легендарных оружейных сталей - дамаска, булата и вутца - хотя бы понаслышке знает любой цивилизованный человек. Они являются свидетельством уникальных возможностей мастеров металлургической профессии.
В чем секрет этих удивительных сплавов, кто и когда их производил и каким образом обрабатывал? Похоже, что современная наука нашла ответы на эти вопросы.
Продолжение цикла публикаций из энциклопедии "Металлургия и время".
Предыдущие статьи цикла:
Истоки рудной металлургии Ювелирное искусство - основа металлургии Древний мир бронзового литья Загадки сыродутного горна Древесноугольная метталургия (Часть 1,
Часть 2)
Современные средства массовой информации часто напоминают о том, что будущее за композиционными материалами. При этом упоминаются самые разные, иногда фантастические сочетания пластиков, керамики, редких металлов, углеродных волокон, «наноматериалов» любого размера (очень современно)! Однако из истории техники хорошо известно, какой материал является по-настоящему уникальным композитом - это легендарная оружейная литая сталь. Металлурги отчасти сами виноваты в низкой популярности стального композита. Дело в том, что в ХХ в. в индустрии черных металлов монопольное распространение получили легированные стали. Экономически целесообразным оказалось производство чистого (практически без примесей) металла с последующим введением в него легирующих компонентов (в составе ферросплавов). Однако времена изменились: полезные примеси благодаря использованию металлолома стали «гулять» по металлу сами по себе, изменяя его свойства, за что и получили название вагантов (праздношатающихся бродяг). В результате на повестке дня встал вопрос о разработке стального композита, в котором ваганты «вели бы себя прилично», потому что их удаление из металла обходится очень дорого. Итак, легендарный стальной композит возвращается?!
Предания, легенды, летопись
Во всех странах и регионах Древнего мира и средневековья выплавку и обработку оружейной стали окружала завеса таинственности и секретности. Как правило, общины оружейников жили, подчиняясь особым неписаным законам.
Поскольку производство оружия всегда и везде считалось делом первостепенной важности, оно находилось под строгим надзором властей, осуществлявших постоянный контроль работы металлургов-оружейников и содействовавших постоянному росту их квалификации.
Древние мастера тщательно скрывали секреты изготовления необыкновенного металла, часто передавая их своим преемникам лишь на смертном одре. Поэтому вместо способов производства лучших клинков древние манускрипты содержат лишь рассказы об обрядах, которые сопровождали работу мастеров. Производить высококачественную оружейную сталь с уникальными свойствами умели многие народы Древнего мира и средневековья. Упомянем наиболее известные легенды, археологические находки и летописные свидетельства.
«Чакра» из «белого железа»
По наиболее распространенной версии, с легендарной высококачественной оружейной сталью (называемой впоследствии «булат», «дамаск», «вутц» или «вуц») представители античной культуры впервые познакомились во время похода Александра Македонского в Индию (329 г. до н. э.).
Согласно описанию Аристотеля - воспитателя и биографа Александра - в битве на реке Гидасп индийские воины сражались с греками длинными мечами, которые легко рассекали доспехи.
Другим эффектным оружием индийцев была «чакра» - плоское стальное кольцо с острой внешней кромкой. Чакра раскручивалась на пальцах и выбрасывалась в сторону противника: если она попадала в шею, воин прощался с головой. Несмотря на такое удивительное вооружение, индийцы не смогли победить македонскую армию, но слава об их железных изделиях разнеслась по всему античному миру.
Благодаря Аристотелю утвердился специальный термин для обозначения индийской стали - «феррум кандидум» (белое железо). Также стало известно, что «белое железо» восточные купцы продают в виде круглых лепешек, разрезанных пополам. Обнаружены письменные свидетельства того, что властитель индийского княжества Пенджаб подарил Александру Македонскому 2,5 т стали в слитках - по тем временам подарок, достойный царя.
Гусиные стальные опилки и «римская плетёнка»
Оружие, обладавшее высокими боевыми свойствами, в IV в. до н. э. умели изготовлять и народы Европы. В настоящее время считается доказанным, что прекрасных результатов в получении оружейной стали достигли кельты, они же довели до совершенства технику кузнечной сварки.
Легендарный кельтский кузнец Виланд (Воланд, Велундр) умел сваривать в монолит пропущенные через кишечник гусей стальные опилки. Изготовленный таким образом меч разрубал камни и рассекал мешок, набитый шерстью.
а. Виланд за работой б. римский кузнец
Известно, что в III в. до н. э. римские оружейники соединяли кузнечной сваркой стальные и железные полосы, переплетая и скручивая их в самых различных комбинациях. Количество железных и стальных слоев в заготовках достигало многих десятков. Затем к полученной «плетенке» приваривали стальные лезвия и получали прочный, надежный меч.
Легендарное кельтское железо
Ковать хорошие мечи умели во многих провинциях Римской империи. Например, о мечах, привозимых из Испании, Филон Византиец в III в. писал так: «Если нужно их испытать, то берут правой рукой меч, кладут его горизонтально на голову и сгибают на обе стороны вниз, пока не коснутся плеч. Тогда отводят быстро обе руки в сторону, а меч, свободно отпущенный, станет снова прямым и вернется к своей прежней форме так, что никакой мысли о кривизне не остается. Сколько бы раз это ни проделывали, мечи остаются прямыми».
Дамаск - столица кузнечного ремесла
С такими мечами римские легионеры дошли до Сирии, где существовали свои традиции изготовления высококачественной оружейной стали. Согласно многочисленным летописным свидетельствам близ Дамаска существовала гора, состоящая из самородного железа с примесями углерода (около 1 % масс.) и вольфрама (8-9 % масс.).
Фактически это была природно-легированная сталь, из которой местные мастера выковывали мечи и сабли. Наличие уникальных природных ресурсов, богатые металлургические и оружейные традиции, удобное стратегическое расположение послужили причинами того, что именно в Дамаске император Диоклетиан в конце III в. приказал построить главные оружейные мастерские римской армии. После этого Дамаск более 1000 лет был важнейшим торговым и ремесленным центром Древнего мира и раннего средневековья. Именно сюда привозили вутц из Индии и производили изделия из узорчатой стали. По мнению многих специалистов, вплоть до конца XIV столетия в Дамаске изготовляли лучшие в мире оружие и доспехи.
В 1370 г. в Самарканде к власти пришел великий эмир Тимур (Тамерлан), который для удержания кочевой знати от внутренних мятежей начал большие завоевательные войны. В 1400 г. войска Тимура покорили Сирию и взяли Дамаск. Город был сожжен, а оружейные мастера переселены в Самарканд и другие города Средней Азии. Собранные в Самарканде мастера были размещены в городской цитадели, где в специальной государственной мастерской изготовляли доспехи и различное вооружение. В 1980-х гг. на месте цитадели Тимура проводили раскопки. Археологи обнаружили помещение, в котором было найдено более 2 тыс. деталей доспехов и других железных предметов.
Несмотря на то что железо доспехов было сильно окислено, в одной из кольчуг удалось обнаружить частицы металла, которых оказалось достаточно для выполнения металлографических исследований. Было установлено, что металл доспехов состоит из трех структурных составляющих, твердость которых различается более чем в 50 раз. Из этого следует, что «кольчуга Тамерлана» была изготовлена из композиционного материала. Необходимо подчеркнуть, что по прочности и сопротивлению удару она практически не уступала современным бронежилетам. При одном из триумфальных въездов Тимура в его столицу впереди процессии несли до 3 тыс. парадных доспехов. Это шествие наблюдал испанский посол Рюи Гонзалес де Клавихо. Согласно его описанию подбитое красным сукном и изящно отделанное оборонительное оружие выглядело очень эффектным.
Тигельная сталь Ахсикета
Однако и до Тимура в Средней Азии существовали крупные центры производства высококачественной оружейной стали. В 30 км к северо-востоку от Намангана на правом берегу Сырдарьи обнаружен древний город Ахсикет - бывший крупный политический и экономический центр Северной Ферганы.
Схема горна для плавки (а) и конструкция тигля (б) для производства литой стали из руды (по данным раскопок города Ахсикета в Северной Фергане)
В период с VII по XIII в. в Ахсикете выплавляли высококачественные тигельные стали. В ходе археологических раскопок найдены крупные металлургические мастерские и ров длиной 250 м, шириной 25 м и глубиной 14 м, доверху наполненный тиглями вместимостью от 2 до 10 кг. В ходе исследований было установлено, что металлурги Северной Ферганы варили тигельную сталь, используя каменный уголь. Существовала целая гора из каменного угля высокого качества. За 600 лет она была полностью выработана.
Молибден в железных песках Японии
Большой опыт в производстве высококачественной стали был накоплен оружейниками средневековой Японии. Тайну японской стали долгое время не могли узнать, хотя это сделать пытались специалисты многих стран.
В конце концов, секрет был раскрыт: загадочная сталь помимо железа и углерода содержала молибден, который существенно повышал вязкость металла. Сами японские металлурги даже не подозревали о существовании молибдена, но опыт предков говорил о том, что из железистых песков одного из немногих островных месторождений получается наилучшая по качеству сталь. Именно в этих песках и содержались примеси оксида молибдена.
Перед изготовлением оружия железо, легированное молибденом, проходило длительную обработку. Прежде чем подвергнуться ковке, ему предстояло в течение нескольких лет пребывать в болотистой почве: в нее закапывали железные полосы или прутки, которые спустя некоторое время вынимали, а затем вновь зарывали в землю. Богатая минеральными солями и кислотами, болотная вода энергично разъедала железо. Образовавшаяся ржавчина растворялась в воде, обнажая новые слои железа, и процесс постепенно распространялся в глубь металла.
Однако участки железа, обогащенного молибденом, оставались практически не тронутыми коррозией. В итоге железная заготовка становилась «ноздреватой». Это был особый металл, который представлял собой железо, легированное молибденом. Таким образом, богатый опыт, накопленный предшествующими поколениями, позволял японским мастерам получать отличный материал для изготовления знаменитых на весь мир самурайских мечей. Остроту таких мечей можно оценить по следующему преданию: кузнец Муримаса воткнул свой меч в дно ручья и наплывающие на лезвие листья рассекались надвое. По понятиям самураев, хороший меч должен был перерубать в поясе двух связанных спина к спине пленных или связку жесткого бамбука.
Пёстрые червячки Северной Европы
Оружие с прекрасными боевыми качествами умели изготовлять и мастера Северной Европы. Например, в середине прошлого века в одной из многочисленных бухт морского побережья Дании, вблизи деревушки Нидам, были обнаружены три старинных судна, потерпевших там когда-то крушение. Металлические предметы, утварь, монеты и сотня мечей, находившиеся в трюмах, хорошо сохранились.
Почти все мечи имели узорчатые клинки, а металлографические исследования показали, что их средние части сварены из отдельных полос, скрученных в разных направлениях. В них отмечено высокое содержание фосфора. Приваренные лезвия изготовлены из стали с содержанием углерода от 0,3 до 0,6 %. Средняя длина клинков составляет 75 см при ширине около 5 см. Найденные там же древнеримские монеты, датированные III в., позволили определить возраст «нидамской находки».
Большой интерес представляет документ, рассказывающий о мечах германского производства. Известно послание короля остготов Теодориха Великого вождю германского племени гварнеров (вандалов) Тразаманду, которое датируется 523-526 гг. в нем король благодарит за присланные ему в дар мечи: «Мечи твои разрубают даже брони и более дороги качеством железа, чем ценностью золота. Их полированная поверхность блестит так, что ясно отражает черты смотрящего. Лезвия выточены так равномерно остро, что можно подумать, будто они вышли из плавки, а не выкованы из отдельных полос. В их выточенных прекрасными долами серединах, кажется, видишь мельчайшее переплетение червячков столь разнородных оттенков, что чудится, будто светящийся металл пропитан разными красками». Что касается упомянутого «переплетения червячков разнородных оттенков», то в современной немецкой литературе такой тип клинкового узора так и называется «пестрочервячным» (Wurmbundt). Разнообразные оттенки деталей узора получаются из-за использования при изготовлении меча нескольких сортов металла. В ливонских (эстонских) сагах упоминается меч героя Колеве-Пега (Калевипоэга), выкованный из семи сортов железа и стали.
Меч с названием узора «светлый червь» (warm-fa) играет важную роль в скандинавской поэме «Сказание о Беовульфе». С его помощью главный герой романтического произведения Беовульф, чье имя означает «пчелиный волк», т.е. медведь, побеждает человекообразное чудовище Гренделя. Для поединка с Гренделем даны, которых спасает Беовульф, вручают ему проверенное надежное оружие:
«...меч с рукоятью, старинный Хрунтинг,
Лучший из славных клинков наследных.
Были на лезвии, в крови закаленном,
Зельем вытравлены узорные змеи».
Дым Саттон-Ху
Одной из важнейших археологических раскопок Великобритании является захоронение Саттон-Ху в Суффолке, относящееся к началу VII в.
Специалисты Британского музея с помощью современных методов исследования установили, что меч состоял из сердечника сложной конструкции и приваренного к нему лезвия. Сердечник был изготовлен из восьми брусков, состоящих, в свою очередь, из семи стержней, причем бруски были скручены в противоположных направлениях и сложены, образуя своеобразную «елочку». По длине клинка чередовались участки с крученым рисунком и с продольным узором.
Средняя длина тех и других составляла около 55 мм, а рисунок повторялся 11 раз.Среди прочих удивительных находок этого захоронения был меч викинга. К сожалению, клинок и ножны под действием коррозии превратились в единую массу.
Наследие кельтиберов
В позднем средневековье в Европе особенно высоким спросом пользовалось холодное оружие испанских мастеров из Толедо. Оно отличалось техническим мастерством и художественным совершенством.
Еще у древних римлян ценились изготовленные кельтиберскими мастерами мечи. Впоследствии под влиянием арабского искусства испанские оружейники создавали настоящие шедевры.
Предусматривалась серия испытаний качества готовой продукции. Чтобы проверить упругость металла, клинок укладывали на специальную подушку и изгибали в разных местах от эфеса до острия. Затем клинок вдавливали острием в лежащую на земле свинцовую плиту и, не снимая нагрузки, изгибали и закручивали в разных направлениях.
Для проверки твердости лезвия и вязкости обуха служила проба на шлеме: клинком несколько раз наносили удар по шлему полукруглой формы. Только после того как все испытания проходили успешно, приступали к художественной отделке изделия: выглаживанию и полированию клинка, вытравливанию надписей и узоров, золочению или серебрению эфеса. Дошедшие до нас толедские клинки воплощают в себе накопленный столетиями опыт получения и обработки высококачественной оружейной стали.
Меч Ричарда и сабля Саладина
Наконец, нельзя не упомянуть о широко известном литературном описании дамасской стали. В романе Вальтера Скотта «Талисман», посвященном походам крестоносцев в Палестину, есть эпизод встречи Ричарда Львиное Сердце с султаном Саладином.
Соперники расхваливали друг перед другом достоинства своего оружия. Чтобы доказать прочность своего двуручного прямого меча, Ричард одним ударом разрубил рукоять стальной булавы. В ответ Саладин взял шелковую седельную подушку, набитую конским волосом, поставил ее на ребро и замахнулся кривой саблей. «Лезвие сабли скользнуло так молниеносно и легко, что подушка, казалось, сама разделилась на две половины, а не была разрезана». Пораженные европейцы сочли это за фокус, но Саладин, чтобы окончательно убедить их, подбросил мягкий вуалевый платок и рассек его в воздухе. Как пишет В. Скотт, необычайно острый клинок в искусной руке султана имел «изогнутое узкое лезвие», которое «не блестело, как франкские мечи, а отливало тускло-голубым светом и было испещрено бесчисленными извилистыми линиями».
Хотя в этом эпизоде присутствуют элементы авторской фантазии, в нем довольно точно описан тип клинков, которые были в ходу в исламском мире во времена Саладина. Эти клинки своими механическими качествами и красивым волнистым узором на поверхности были обязаны материалу, из которого их ковали - дамасской стали. Именно со времен крестовых походов о дамасских клинках и доспехах ходили легенды.
Источник: Энциклопедия «Металлургия и время», Голубев О.В., Карабасов Ю.С., Коротченко Н.А., Черноусов П.И.