В Восточной Европе очень любят ставить бюсты всяким хуям (пардон). При жизни или посмертно - изображают их, как правило, непохоже. Универсальный памятник, способный решить многие смысловые и эстетические проблемы постсоциалистических городов, обнаружился в Бутане. Правда, здесь он нагружен более серьезным смыслом, чем бюст какого-нибудь секретаря крыжопльского горкома товарища Гобулько или ударника мясокомбината №6 Плюева.
Да, он тут тоже при галстухе.
Когда-то давно - лет восемь назад, когда в Бутане была только одна газета - Гопиль написал статейку о роли фаллоса в бутанской жизни. Статья Of Phallus : an arcane symbol начиналась так: When Tshongpa Sonam of Rangkhar bought his first truck, he stuck pictures of elaborately drawn phalluses on the number plates...
Дальше автор развивал тему: The phallic symbol is as popular as it has ever been. It comes in different shapes and sizes, carved in wood, metal, stone and cloth. It is painted on walls and hung from the eaves of houses and displayed in various forms during some traditional ceremonies.
Заканчивалась статья многозначительно: A Thimphu resident who spoke to Kuensel said that in the long run what actually will matter is whether people will accept the symbol or not. “What would a phallus represent to the modern Bhutanese society?” he asked.
Статья произвела легкий фурор в среде кабинетных антропологов. Фаллосы по-прежнему в Бутане повсюду.
Стены своих домов украшают сами жители. Считается, что это не просто символ плодородия, но и защита от злых духов.
Довольно распространенная композиция - два члена у входной двери (мужики, жующую дому, там случайно).
Работникам торговли тоже не помешает помощь и защита высших сил.
Фаллос в лентах помещают в центр композиции на стенах столичных новостроек, возводимых кривыми руками индийских строителей.
Как все мы прекрасно знаем, нарисовать член на стене может любой дурак.
В России я долго сражался с идиотами-друзьями моего соседа подросткового возраста, которые что-то подобное периодически изображали на стене лифта.
Я уверен, что внедрение в сознание россиян изображения полового члена как важного государственного символа могло бы быстро и эффективно решить проблему граффити на городских стенах.
Насчет государственного символа я, в общем, не вру. Бутан - государство не светское. Буддизм затейливо вплетен в систему государственного управления. А в местной версии буддизма особо почитаемой фигурой является Друкпа Кунли (также известный как Божественный Безумец - Divine Madman). Именно после него изображения и скульптуры фаллосов прочно обосновались в повседневной жизни бутанцев. В популярной традиции, с которой знакомятся многие иностранцы, Друкпа Кунли предстает этаким хулиганом, который был специалистом по женщинам и вину, скрашивая религиозную рутину.
На самом же деле "Безумец" был теологом и влиятельным учителем. Его методом была провокация, так он заставлял как простых людей так и лам по-новому взглянуть на привычные им вещи. По сути, "Безумец" был реформатором, который не просто говорил на понятном людям языке, но и находил неожиданные и убедительные примеры.
А это храм и монастырь "Безумца" недалеко от Пунахи. Пока я наблюдал за тем, как кот ловит птичку, а монах ловит кота и вынимает у него из пасти несчастного воробья... Гопиль сообщил другому маленькому монаху-служке о нашем появление. В результате чего мы неожиданно получили благословение деревянным членом по лбу. Видимо, так и надо.