"Волчий билет" в Российской империи

Aug 04, 2012 22:55



Из книги Александра Васильевича Давыдова "Воспоминания : 1881 - 1955"

Автор воспоминаний, правнук двух декабристов (Давыдова и Трубецкого) всю свою жизнь интересовался их политическими идеями, судьбой, подробностями личной жизни. Это нашло отражение в его воспоминаниях. Камер-юнкер двора Е. И. Величества А. В. Давыдов был выдающимся блестящим чиновником в Петербурге до революции. Давыдовы были богатыми людьми, им принадлежало известное на Украине имение "Каменка", воспетое еще Пушкиным. Во время Гражданской войны, когда Давыдов оказался в Крыму, он издавал и редактировал в Симферополе газету "Таврический голос", после сдачи Крыма большевикам и эвакуации он обосновался в Париже, где в течение многих лет заведовал административным отделом газеты "Возрождение".

«…для приведения в исполнение приговора класса выбирался ученик, все равно подлежащий исключению в силу суммы совершенных им правонарушений и по невозможности для него продолжать пребывание в гимназии из-за достижения им предельного возраста. Таких учеников в каждом классе было несколько, по преимуществу из пансионеров. Эти, обреченные на получение „волчьего паспорта“, то есть свидетельства, по которому они не могли, будучи исключены, поступить в какое-нибудь другое казенное учебное заведение, являли собой ужасное зрелище. Нечёсанные, немытые, неряшливо одетые, курившие и пившие водку даже во время уроков, они были кандидатами „дна“. На одного из них падал жребий привести в исполнение приговор. Экзекуция производилась так: ученик ждал, когда приговоренный учитель вызовет его для ответа. Урока он, конечно, не знал, а на замечание учителя возражал резко и провокационно. Учитель выходил из себя и начинал грубо его обрывать. Тогда ученик давал ему пощечину. Никто из класса не поднимался на защиту учителя, и ему оставалось только уйти и донести директору о происшедшем. Являлся инспектор в сопровождении классного надзирателя, и виновный отправлялся в карцер, откуда он выходил только для того, чтобы навсегда покинуть гимназию. Начальство прекрасно знало, что экзекуция была произведена по постановлению всего класса, но, не имея тому доказательств, не могло применить к классу дисциплинарных мер. <…> учителя мы больше не видели». - Александр Давыдов «Воспоминания. 1881-1955»

Учащиеся гимназий и университетов, получившие «волчий билет», не могли продолжить образование в казенном учебном заведении. Обычно «волчий билет» выдавался за совершение хулиганского поступка или за участие в антиправительственных митингах, собраниях и пр. Собственно говоря, никакой билет не выдавался. Педагогический совет гимназии принимал решение о самом тяжком дисциплинарном наказании для учащихся - исключении без права поступления в любые другие казенные учебные заведения; это решение затем утверждалось министром просвещения и о нем извещались другие учебные заведения. Если учащийся желал, ему выдавали справку о прослушании курса, в которой и было записано, что у него нет права поступления в учебные заведения.
В некоторых случаях ученики сознательно шли на получение «волчьего билета» в силу традиции. Например, если гимназисты стремились избавиться от неугодного преподавателя.

волчий билет, Александр Васильевич Давыдов, воспоминания

Previous post Next post
Up