Статья Wirtschafts Woche об электромобилях в Китае

Aug 20, 2010 16:43

В немецком журнале попалась интересная заметка, решил перевести.

Китай ускоряет переход к электромобилям. Таковы данные последнего Индекса электротранспортных средств, который для журнала WirtshaftsWoche ежеквартально составляет международная консалтинговая компания McKinsey.
…Китайские мотороллеры: жужжащие, шумящие и чадящие. Десятилетиями ревущие “двухтактники” - привычный штрих к образу мегаполиса - не находили себе замену - пока муниципалитеты не принялись один за другим запрещать их.
Однако китайские производители мопедов не дали сбить себя с толку, быстро перейдя на выпуск тихих и одновременно недорогих электромотороллеров. Сейчас таких по Китаю колесит уже более 60 млн. экземпляров, и каждый год становится на 20 млн. больше.
Почти незамеченный остальным миром, Китай получил статус первой и единственной страны, в которой стали продавать больше транспортных средств с двигателями, работающими от электросети, чем с бензиновыми.
Успех электромотороллеров вызывает у западных менеджеров по продажам автомобилей беспокойство. Что случится, если китайские города-миллионники поступят аналогично и заставят своих жителей передвигаться на электромобилях? Превратится ли Китай за одно мгновение в крупнейшего производителя электромобилей?
Свежие данные Индекса электротранспортных средств (Electric Vehicle Index, EVI) показывают, насколько такое беспокойство оправдано. В последние 3 месяца Китай совершил гигантский скачок вперёд и теперь разделяет с Германией третье место по развитию рынка электромобилей. Лишь США и Франция сумели отстоять свои ведущие позиции по этому параметру.

На пути к мировому лидерству

Чтобы узнать, насколько широко электромобили используются в той или иной стране, EVI подсчитывает, к примеру, как развивается производство и регистрация новых, экологически чистых электромобилей и гибридных автомобилей (с электродвигателем в качестве вспомогательного). Данные EVI составляются компанией McKinsey специально для журнала WirtschaftsWoche и обновляются каждые 3 месяца.

Таблица госрасходов на электромобили и инфраструктуру


С первого подсчёта EVI, проведенного McKinsey в апреле 2010 года, количество новых зарегистрированных транспортных средств выросло приблизительно в 20 раз, однако по-прежнему - как во всех исследованных странах - остаётся небольшим по сравнению с “традиционными” автомобилями. Но ситуация может быстро измениться. “Заявленная Китаем цель во внедрении электромобилей - стать мировым лидером”, - считает Кристиан Малорни, директор и автоэксперт компании McKinsey. - “Данные EVI показывают, что Китай в настоящее время хотел бы принудительно вывести электромобили на улицы”.

Доля электромобилей на рынке через 5 лет



Электромобили по государственной программе

Причина гигантского китайского скачка - массивное вмешательство государства, выступающего в пользу электромобилей, в ситуацию на рынке. Так, в июне правительство приняло для 5 выбранных регионов по-настоящему щедрую программу софинансирования. В будущем покупатели электромобилей в этих регионах будут получать государственную субсидию, средний размер которой составит 4,500 евро. “Это весьма высокая сумма в отношении Китая”, - утверждает консультирующий нас Малорни. - “Во много раз выше среднего годового дохода в китайских мегаполисах. Программа субсидирования могла бы в небольшие сроки создать высокий спрос”.

Таблица госсубсидий на покупку электромобилей


Имеются все предпосылки для вышесказанного. Согласно свежему исследованию компании Ernst & Young, уже 60% китайцев, собирающихся купить автомобиль (что почти в 5 раз выше, чем в США, Германии или Японии), заинтересованы в приобретении электромобиля или “гибрида”.
Спрос и предложение? И здесь страна шагнула вперёд: на выбор имеются 7 уже производящихся или заявленных к выпуску моделей китайских электромобилей. Таким образом, большее разнообразие модельного ряда наблюдается лишь в США (26 моделей), Германии (25) и Франции (11).
Это значит, что в развитии электромобилестроения возникает внутренняя борьба системы: либо остаться верными рыночной экономике западного образца с небольшими государственными стимулами (действующими во время обвала рынка), как в Германии, либо перейти к финансовой поддержке, закреплённой государственным указом, и внушительным субсидиям. Между тем, такой подход вызывает вопросы у автопроизводителей, успевших освоиться на китайском рынке. Борьба начинается.

Тем временем немецкий автоклуб ADAC представил график выхода электромобилей на рынок:



А по данным журнала AutoBild, компания Tesla Motors запустила в Германии интересную схему продвижения своей модели Roadster: на определённый срок её отдают студентам, а те регулярно предоставляют отчёты: что не так, что можно улучшить. Выигрывает и компания, и добровольцы - получают (пусть и на несколько недель) спортивный автомобиль, да ещё с двигателем будущего...

перевод, пресса, автомобильное, экономика

Previous post Next post
Up