Читаю книжку с письмами советских архитекторов в 30-е годы их "большому другу" - Л.М.Кагановичу. Ну, всякое, доносы, просилки и пр. Документы эпохи. (называется "Наше наследие" с комм. Ю.Мурзина, М., 2006)
От Каро Алабяна => Кагановичу, 22 авг 1935 года:
"Дорогой Лазарь Моисеевич!
При распределении квартир в доме ИТР на Садово-Земляной прошу удовлетворить квартирами следующих архитектров:
1. Власов - семья 4 человека, живут в одной полуподвальной комнате.
4. Буров - семья 5 человек, имеет 22 кв метра жилплощади.
10. Александров - Заместитель Ректора Академии, семья 5 человек, живут в 2-х маленьких комнатах на окраине города
Алабян"
И вдруг понимаю, что в случае с гениальным Андреем Буровым, отстроившем много чего на Тверской и не только (Дом архитектора в Гранатном, ипподром), речь идет о нашем доме.
Корбюзье (слева) и Буров (справа). Буров явно старается подражать своему тогдашнему кумиру. До своего творчества в Большом Стиле он успел создать вполне конструктивистские декорации к фильму Александрова/Эйзенштейна (последний - на фото в центре) "Генеральная линия" и побывать переводчиком во время визита Корбюзье в СССР.
В 1930 году, когда бригада Барща-Владимирова-Милиниса и др. завершила работу над домом на Гоголевском бульваре, дом 8 целая группа советских архитекторов получила в нем ставшие впоследствии знаменитыми (благодаря дому Наркомфина) квартиры-ячейки типа F, причем практически все - на одном этаже.
Архитекторы жили в корпусе слева, на 5-6 этажах.
По сути, получилась своеобразная коммуна архитекторов. Это отчасти был эксперимент над самими собой - авторы дома-коммуны переходного типа сами поселились в нем. Квартиры были рассчитаны на семью из 2-х человек, но, естественно, при тогдашней нехватке жилья селились и впятером, и это был не предел... Жилой площади в ячейке действительно 22м, а общей - 34.
В этом экспериментальном доме жил тогда цвет архитектурного авангарда, вот не претендующий на полноту список:
кв. 18 (сейчас - кв. 60) - Иван Леонидов
кв. 19 (кв. 61) - Михаил Синявский
кв. 21 (кв. 63) - Михаил Барщ
кв. 23 (кв. 65) - Вячеслав Владимиров
кв. 25 (кв. 67) - Игнатий Милинис
кв. 26 (кв. 68) - Соломон Лисагор
кв. 27 (кв. 69) - Любовь Славина
кв. 29 (кв. 71) - арх. Карецкий
кв. 32 (кв. 74) - Андрей Буров
и в соседнем корпусе:
кв. 52 (сейчас - кв.18) - Александр Пастернак, брат поэта, у которого в 1932-ом некоторое время жил Борис ...
кв. 54 (кв. 20) - инж. Орловский, один из авторов дома
кв. 58 (кв. 24) - арх. Копелянский
Здесь ссылка на современные съемки
alexander_loz в некоторых ячейках, в том числе квартиры Бурова, сейчас она сильно изменилась, пережив ремонт в зелено-фиолетовых цветах "вырви глаз" (она там на последнем снимке):
http://community.livejournal.com/ru_sovarch/326081.html Руководитель всего коллектива М.Гинзбург так и не въехал в предназначавшуюся для него ячейку увеличенного размера, предпочтя квартиру поближе к наркому Милютину в параллельно строившемся "старшем брате" нашего дома - доме Наркомфина на Новинском. Хотя его архитектурные мастерские до войны располагались у нас на 1-2 этажах (там, где сейчас "Фотоцентр на Гоголевском").
Еще в 30-е кооператив "Показательное строительство" на Гоголевском развалился. После войны дом захватил институт "Стальпроект", разместивший свою контору на месте архитектурных мастерских. В начале 50-х он надстроил двумя обычными этажами, убрав плоскую эксплуатируемую крышу (замену отсутствовашим балконам) - все пропорции дома при этом сильно исказились.
Буров уехал из дома в 1935-ом.
А вот Леонидов (умер в 1960), Барщ (в 1976) и Синявский (в 1979) - прожили здесь до конца своих дней.
Леонидов у себя дома, на Гоголевском.
P.S. Все фото - из собрании ГНИМА им. Щусева
Бонусная информация:
В квартире Владимирова (кв. 65) долгое время жила скульптор Марьяна Ярославская, дочка большевика - идеолога воинствующего атеизма Емельяна Ярославского (похоронен у Кремлевской стены) и, одно время, жена кинорежиссера Романа Кармена.
И, что может быть любопытно для
baburov: у вдовы Барща, умершей несколько лет назад в квартире была настоящая живописная галерея из работ архитекторов и художников начала ХХ века: рисунки углем Малевича вперемешку с живописью Бурова.
Не забываем также про неспокойного соседа: особняк Василия Сталина через дорогу (Гоголевский, 7) - откуда сын вождя имел привычку по пьяни открывать огонь из ППШ по окна коммуны архитекторов.