"Переливы небесной механики": Мельников vs Посохин

Feb 26, 2010 16:44

Предлагаю перенестись в 60-е годы прошлого века. Мельникову 71 год, он уже почти тридцать лет как отлучен от своей профессии.

Тем не менее, помня о своем успехе с Парижским павильоном 1925 года, он решается выйти с инициативным проектом на политически значимом закрытом конкурсе.  В 1964 году ожидается международная выставка в Нью-Йорке, где будет представлен и павильон СССР (забегая вперед, скажу, что СССР на выставку в итоге так и не поехал). В ноябре 1961 года он пишет письмо в отдел строительства ЦК партии с просьбой разрешить участие в конкурсе. Естественно, безуспешно.

В очередной раз надежды на реабилитацию архитектора перечеркнуты после жесткого выступления Хрущева по поводу "страшного как грех" клуба Русакова (март 1963, известная речь на встрече с деятелями культуры, где он громил Вознесенского, Евтушенко и Эренбурга, и как ни странно, Алабяна за театр Советской Армии). Через три месяца он напрямую пишет самому тов. Никите Сергеевичу - в ответ полное молчание.

Но проект Мельников все-таки создал. От него сохранилось немногое - 11 эскизов и чертежей и пояснительная записка на одну страничку.



Перспектива несостоявшегося павильона в Нью-Йорке. 1962.

Увы, все иллюстрации по этому проекту буквально во всех изданиях - ужасного качества. Так что сканы - соответствующего качества.

Вот что писал А.Стригалев, предваряя каталог выставки К.М. в Пушкинском музее в 1989 году (стр. 39): "Над огромной прямоугольной платформой к двум, поставленным вдоль диагонали, опорам, намечалось подвесить перекрытие в виде криволинейной поверхности, представляющей собой такую проекцию прямоугольника на полуцилиндр, когда его стороны пересекаются направляющими цилиндра под острым углом."

"Для павильона СССР ... представил проект в переливах конструктивных сил небесной механики невидимо, но прочно удерживающих конструкцию обоих перекрытий... Убежден, что глубина архитектурного произведения состоит в идее проекта, составленного на грани возможного" (из рукописи "Архитектура моей жизни").



Фасады павильона: "Переливы небесной механики"



Эскиз с пояснительной надписью в углу.

Надпись автора гласит: "Архитектурный объем павильона состоит из двух частей. Как две противоположные СИСТЕМЫ, как ДВЕ половины мирового устройства и в данном проекте они приведены в единый конструктивный организм ВЕРХА и НИЗА.

ВЕРХ и НИЗ впервые раздвинут нами на высоту Космоса и нам принадлежит право показа и применения скрытой силы небесной механики и в этом проекте павильона СССР она невидима, но прочно удерживает его в стойком равновесии оба его перекрытия, образуя в 1 эт. бесколонный зал.

ДИАГОНАЛЬ, как одно из самых сильных измерений Архитектуры, концентрирует всё конструктивное устройство павильона и, что еще более важно для выставки, создает богатейшую эстетическую экспрессию.

Направление по диагонали открытой цилиндрической поверхности ВЕРХА, срезанного прямоугольником, превратило первородную кривую цилиндра в неожиданно причудливые формы с сильнейшими ракурсами и с бесконечными переливами кривых и прямых сочетаний в натуре. В Архитектуре это еще не испробовано и ново."

Здесь мы видим, что Мельников вернулся к своей давней идее противостояния двух миров из нереализованного проекта Дворца Советов 1932 года (правда, тогда это были угнетенные и эксплуататоры, и архитектурно проект был совершенно другим). Однако решена она здесь по-иному - через тему неба и модного в то время покорения космоса. Весь мир находился под впечатлением успехов советской космонавтики. И Мельников не был исключением.

В финальной пояснительной записке к проекту, датированной 1963 годом, он продолжал: "Также получились новы и рассеченные диагональю объемы выставочных залов острых треугольных форм для экспонирования новых форм жизни.

Запроектированный вводный зал невысок, и вообще по периметру вход скромный. Выход победный. Движение посетителей соразмерно с высотами помещений, чем дальше, тем высоты нарастают. После НИЗА эскалаторы уносят посетителей в ярко-светлые залы с огромной высотой до 18 м, непривычной и загадочной формы нового мира.

По проекту нижние залы невысоки, но торжественно высокими будут в них экспонаты эстетическое воздействие величины экспоната убудет, если поместить его в большой зал с большой высотой.  По природе мы не чувствуем размеров высот, если не с чем сравнивать, зрением нужно управлять также как и слухом - музыкально.

Долгой памяти о выставке способствуют не экспонаты, а какое-то общее чудо, заложенное во внешней оправе экспонирования. Павильон в течение всех двух лет не должен терять интригующей новизны. Запроектированы закрытые и открытые части интерьера и одновременное ощущение того и другого для зрителя.  Разительно открытый воздушный угол потребует борьбы с непогодой, и в разное время года появятся разного рода конструкции, защищающие экспонаты с росписью космоса.

Проектом использован почвенный уклон для естественного освещения цокольного этажа с отдельными входами для ресторана и туалетов. Два мощных конструктивных пилона служат и для водостоков, каналов кондиционирования и, кроме того, дан подъемник для высоких гостей."



Эскизы






Планы и разрез

Проект Нью-Йоркского павильона, вместе в проектом детского кинотеатра на Арбате (1967) - лебединая песня архитектора, "поздний Мельников", его предпоследний проект.



Фасад павильона

Причем здесь уважаемый М.В.Посохин, скажете вы?
Не прошло и пяти лет и в Монреале на ЭКСПО-67 появился советский павильон. Его и сейчас можно наблюдать на ВДНХ. Посмотреть картинки этого проекта каким он предстал в Канаде можно у  sovarh   здесь , а его нынешнее состояние здесь.

Вам это ничего не напоминает?



Павильон СССР на EXPO-67. Арх. Посохин, Мдоянц, Тхор. Источник: http://www.alamedainfo.com/Expo_67_Montreal.htm



Разрез павильона в Монреале. Источник: Н.А. Пекарева: "М.В. Посохин", М., 1985

Самому Мельникову напомнило, о чем он не преминул сказать устно, а, главное, и письменно: в изданной уже в наше время (в 2006 году) поздней версии его рукописи "Архитектура моей жизни" (в отличии от версии в издании 1985 года) читаем на стр. 115 хлесткое обвинение:

"Посохин не раз пользовался моей казной, но особенно отличился изуродовать блестящую идею моего проекта павильона СССР для Нью-Йорка, построив в Монреале павильон СССР киоском кондитерских изделий".

Через пару лет на одном из эскизов к Павильону-1962 он написал: "Никакой талант архитектора не спасет от гибели лучших его произведений, если нет ему Счастья":




P.S. Напоследок решил добавить два здания Э. Сааринена (терминал TWA в аэропорте Кеннеди в Нью-Йорке, 1956-62, и хоккейный стадион Йельского университета, 1956-58) - по экспрессии в чем-то сходные с мельниковским проектом (взято с сайта www.greatbuildings.com) :





Монреаль, Мельников, Посохин, 1960-е, Нью-Йорк, saarinen, архитектура

Previous post Next post
Up