Летатлин №3

Jun 11, 2012 17:19

Почему №3? Потому что их было всего три, и только №3 выжил и в относительно благополучном состоянии находится в музее ВВС в подмосковном Монино (видел его сегодня).

Орнитоптер - махолет - воздушный велосипед - летательный аппарат - Летатлин - одна из вершин творчества Владимира Евграфовича Татлина (сделан в 1928-32 годах). Хотя есть свидетельства, что он работал над его идеей многие годы до ее реализации.

Летатлин сделан из гнутого дерева, фанеры, пробкового дерева, тканевых бинтов, алюминиевых связок "фюзеляжа" и крыльев, стальных подшипников, кожи (вставка с ремнями для поддержки тела пилота). Должен был быть покрыт парашютным шелком. №1 и №2 имели такое покрытие, №3 - никогда вплоть до 60-х годов, видимо, автор предполгал использовать его в демонстрационных целях.

Размах крыльев - 10м (у Летатлина №1 и №2 - 8м и 10м, соответственно), площадь крыльев - 12 кв м, вес - 36 кг (у №1 - 32 кг, №2 - 34 кг). Соотношение веса крыльев и корпуса 1:6 (как у многих птиц, которые исследовал В.Е. Татлин).

Невероятный авангардный арт-объект, чудо инженерного искусства, полное отрицание законов физики, воплощение мечты человека о полете на мускульной силе, летательный аппарат, который, увы, никогда не летал. А еще - его почти наверняка видел Гагарин, по крайней мере, есть фото 1968 года, где Летатлин уже висит в музее ВВС.







Корпус с пилотом, лежащим горизонтально внутри, должен был быть обтянут шелком - белым сверху и черным на "брюшке":



Чуть-чуть другой ракурс:



Двухцветное решение покрытия "фюзеляжа" видно на снимке 1933 года:



Изящная хвостовая часть:



Место пилота: он привязывался ремнями. Подшипники, позволяющие крыльям делать взамахи. Крашеные черным части - алюминий.



Летатлин с пилотом внутри:



Один из авторских эскизов (хранится в музее Бахрушина):



Подшипник вблизи:



Связки конструкции для надежности усилены вставками из пробкового дерева и скреплены тканевым бинтом.



Фронтальный вид на носовую часть. Обратите внимание: гнутое дерево, из которого в основном сделан Летатлин, не пилилось, а расщеплялось вдоль волокон, раздваиваясь и сходясь.



Ручки пилота, похожи на ручки косы. Видимо у него (нее) должны были быть развитые дельтоидные мышцы!



Ручки пилота вблизи:



Конструкция "фюзеляжа" - тела Летатлина:



Крыло, крытое парашютным шелком в 1960-е годы, для наглядности. Изначально Летатлин №3 был непокрыт.



Еще один вид крыла:



Одиннадцать ребер крыла (гнутое дерево, фанера). Переднее ребро, самое главное, сейчас сломано и на него наложена шина:



Хорошо, что Он стоит на инвентаре, и вообще хорошо, что Он жив! Хотя экспозиционное пространство для Него просто чудовищное.



Он удивителен!



Старое фото, конструкция "фюзеляжа" вблизи:


Вид сбоку и чертёж:



Три снимка, сделанные на персональной выставке Татлина в мае 1932 года в Итальянском дворике Пушкинского музея:









1933 год. Представление Летатлина на авиапараде:



Человек, сидящий на Летатлине. Виден масштаб летательного аппарата и его прочность:-))


Человек внутри Летатлина:



Сам Татлин внутри "фюзеляжа" Летатлина:



Автор с крылом своего детища:



Велемир Хлебников (1916 г.):

Татлин, тайновидец лопастей
И винта певец суровый,
Из отряда солнцеловов.
Паутинный дол снастей
Он железною подковой
Рукой мертвой завязал.
В тайновиденье щипцы.
Смотрят, что он показал,
Онемевшие слепцы.
Так неслыханны и вещи
Жестяные кистью вещи.

Татлин, 1930-е, 1920-е

Previous post Next post
Up