Почему №3? Потому что их было всего три, и только №3 выжил и в относительно благополучном состоянии находится в музее ВВС в подмосковном Монино (видел его сегодня).
Орнитоптер - махолет - воздушный велосипед - летательный аппарат - Летатлин - одна из вершин творчества Владимира Евграфовича Татлина (сделан в 1928-32 годах). Хотя есть свидетельства, что он работал над его идеей многие годы до ее реализации.
Летатлин сделан из гнутого дерева, фанеры, пробкового дерева, тканевых бинтов, алюминиевых связок "фюзеляжа" и крыльев, стальных подшипников, кожи (вставка с ремнями для поддержки тела пилота). Должен был быть покрыт парашютным шелком. №1 и №2 имели такое покрытие, №3 - никогда вплоть до 60-х годов, видимо, автор предполгал использовать его в демонстрационных целях.
Размах крыльев - 10м (у Летатлина №1 и №2 - 8м и 10м, соответственно), площадь крыльев - 12 кв м, вес - 36 кг (у №1 - 32 кг, №2 - 34 кг). Соотношение веса крыльев и корпуса 1:6 (как у многих птиц, которые исследовал В.Е. Татлин).
Невероятный авангардный арт-объект, чудо инженерного искусства, полное отрицание законов физики, воплощение мечты человека о полете на мускульной силе, летательный аппарат, который, увы, никогда не летал. А еще - его почти наверняка видел Гагарин, по крайней мере, есть фото 1968 года, где Летатлин уже висит в музее ВВС.
Корпус с пилотом, лежащим горизонтально внутри, должен был быть обтянут шелком - белым сверху и черным на "брюшке":
Чуть-чуть другой ракурс:
Двухцветное решение покрытия "фюзеляжа" видно на снимке 1933 года:
Изящная хвостовая часть:
Место пилота: он привязывался ремнями. Подшипники, позволяющие крыльям делать взамахи. Крашеные черным части - алюминий.
Летатлин с пилотом внутри:
Один из авторских эскизов (хранится в музее Бахрушина):
Подшипник вблизи:
Связки конструкции для надежности усилены вставками из пробкового дерева и скреплены тканевым бинтом.
Фронтальный вид на носовую часть. Обратите внимание: гнутое дерево, из которого в основном сделан Летатлин, не пилилось, а расщеплялось вдоль волокон, раздваиваясь и сходясь.
Ручки пилота, похожи на ручки косы. Видимо у него (нее) должны были быть развитые дельтоидные мышцы!
Ручки пилота вблизи:
Конструкция "фюзеляжа" - тела Летатлина:
Крыло, крытое парашютным шелком в 1960-е годы, для наглядности. Изначально Летатлин №3 был непокрыт.
Еще один вид крыла:
Одиннадцать ребер крыла (гнутое дерево, фанера). Переднее ребро, самое главное, сейчас сломано и на него наложена шина:
Хорошо, что Он стоит на инвентаре, и вообще хорошо, что Он жив! Хотя экспозиционное пространство для Него просто чудовищное.
Он удивителен!
Старое фото, конструкция "фюзеляжа" вблизи:
Вид сбоку и чертёж:
Три снимка, сделанные на персональной выставке Татлина в мае 1932 года в Итальянском дворике Пушкинского музея:
1933 год. Представление Летатлина на авиапараде:
Человек, сидящий на Летатлине. Виден масштаб летательного аппарата и его прочность:-))
Человек внутри Летатлина:
Сам Татлин внутри "фюзеляжа" Летатлина:
Автор с крылом своего детища:
Велемир Хлебников (1916 г.):
Татлин, тайновидец лопастей
И винта певец суровый,
Из отряда солнцеловов.
Паутинный дол снастей
Он железною подковой
Рукой мертвой завязал.
В тайновиденье щипцы.
Смотрят, что он показал,
Онемевшие слепцы.
Так неслыханны и вещи
Жестяные кистью вещи.