В какие цвета покрасить Москву

May 15, 2011 15:16

Первыми еще в 1924 г. необычную идею окрасить город в определенные цвета предложили архитекторы-рационалисты из АСНОВА (АСсоциации НОвых Архитекторов). Они хотели создать урбанистическую цветовую среду с помощью "окраски зданий в масштабе всего города". Основной единицей цветовой структуры они считали улицу, а не здание. В первом и единственном выпуске "Известий АСНОВА" (№1 за 1926 год) цветовое единство фасадов социалистического строительства противопоставлялось "анархокапиталистическому" разнобою.

Следующая попытка была сделана в 1929 году трестом "Малярстрой". Художник Л.Антокольский от имени треста внес на рассмотрение Моссовета "Проект плановой окраски Москвы", он писал: "Каждая площадь должна согласовываться как единый архитектурный ансамбль, имеющий определенный цвет". План окраски города должен был подчиняться градостроительному плану большой Москвы.

При окраске следовало учитывать особенности цветовосприятия городской среды человеком (т.е. как влияет цвет на организм человека, удобство движения и ориентирования в городе) - идея крайне важная для архитекторов-рационалистов во главе с Николаем Ладовским.


 
Проект плановой окраски Москвы по районам (трест "Малярстрой", 1929 год, реконструкция А.Ефимова 1970-х годов).  Обратите внимание на то, что внутри одного района насыщенность цвета варьируется от "ядра" района к его периферии.



 
Поясной вариант плановой окраски Москвы (1929 г.)


 
Артериальный вариант плановой окраски Москвы (1929 г.)

Окраску предполагалось производить "стойкими красителями", а финансирование работ должно было идти за счет "налога на наружную окраску" с одновременным запретом на самочинную перекраску фасадов домоуправлениями зданий.

Было предложно три варианта окраски: по районам, по поясам-кольцам и по транспортным артериям. Возможный финальный вариант, скорее всего, стал бы их комбинацией. Антокольский делал оговорку, что в пределах одного цвета можно и нужно использоввать бесчисленное количество оттенков в завиимости от особенностей каждого здания. "Целые десятки улиц в Москве представляют собой бессистемный разнобой архитектурных форм и только посредством плановой окраски можно придать им живописный характер".

Для проработки вопроса создали комиссию, в которую вошли и представители АСНОВА. Им поручили сделать экспериментальный проект для отдельного участка Москвы. В качестве пилота они выполнили проект цветового решения Мясницкой улицы. И якобы работы по колористической отделке зданий в разных районах Москвы начали 1931 году (правда, документальных подтверждений этого у меня нет). Но действия не были согласованы друг с другом и сами работы были низкого качества. А потом, как известно, не стало ни "Малярстроя", ни АСНОВА, и все тихо умерло. Такая вот история.

Этот пост написан с использованием статьи А.Ефимова "Формирование цветовой среды города" (журнал "Архитектура СССР", №9 за 1978 год, стр. 7-9) , за что автор поста благодарен лично А.Ефимову, тресту "Малярстрой" и архитекторам АСНОВА.

градостроительство, 1970-е, 1930-е, 1920-е, Москва

Previous post Next post
Up