Ленинградский велоконструктивизм

Jul 13, 2010 21:52

Жаркий уик-энд в Питере не помешал участникам велозабега по забытым уголкам лениградского авангарда где-то на окраинах В.О. и П.С.




Водонапорная башня при канатном цехе фабрики "Красный гвоздильщик" на 25-ой линии Васильевского острова. Шедевр Якова Чернихова 1925 года, который полностью раскрыл в ней тему гвоздя:



Тонкие колонны усиливают экспрессию всей конструкции, подчеркивая массивность водяного бака:



Имеется изящная решетка на плоской крыше бака:



А вот как выглядел первоначальный проект (горизонтальное здание канатного цеха реализовано с существенными отступлениями от автрского замысла):



Трикотажная фабрика "Красное знамя" на Пионерской улице (Петроградская сторона). Проект 1926 года разработал сам Эрих Мендельсон (Германия), один из мировых лидеров функционализма и член архитектурной секции Общества друзей Новой России. Реализован в 1926-30 годах.


В ходе строительства начались необоснованные нападки на автора со стороны ленинградских коллег, сильные искажения и упрощения проекта. Менедельсон в 1927 году даже отказался от архнадзора и, позднее, от авторства (позже свой проект он датировал изначальным замыслом 1925 года)!

Из первоначального проекта построена только силовая станция на углу участка, похожая на огромный корабль. Она отражает манифест автора - "функция плюс динамика":



ДК имени Кирова на Большом проспекте Васильевского острова (1931-37). Авторы - Ной Троцкий, автор "Большого дома" на Литейном, и С.Казак. Видно, что ДК начинал стриться как вполне конструктивистское здание, а заканчивался уже со сталинской монументальностью классических (хотя и упрощенных) форм. Полукруглая верхняя башня перекликается с фабричным проектом Менедельсона, который произвел сильное впечатление на Троцкого:



UPD: Первоначальный проект Менедельсона:


вело, 1930-е, 1920-е, конструктивизм, Санкт-Петербург, архитектура

Previous post Next post
Up