Dec 16, 2012 16:03
Новый фильм Балабанова оказался лично для меня самым неинтересным и дилетантским из всех его работ, которые я видел. Картины Балабанова и так во многом тяготеют к "притчеобразности", но здесь это достигает своего апогея. Герои фильма, а это, если условно говорить, два бандита, музыкант и проститутка, едут в некую Зону, где сильное излучение убило все живое и породило постоянную "ядерную зиму". В этой зоне чудесная колокольня, откуда кто-то "забирает" людей, чтобы даровать им счастье. Вот и едут герои за этим счастьем. Правда, как сказали знающие люди, "забирают" не всех, а принцип, по которому "забирают", не ясен.
После сеанса я все думал, почему же мне было скучно смотреть эту картину? И пришел к выводу, что в ее основе лежит скорее не какая-либо мысль автора, а скорее обыкновенное наблюдение. Наблюдение это довольно точное. Глядя на этих людей, спешащих за счастьем - неизвестно куда, без точных знаний, без всего "материального", что легко опровергнет все их надежды, - я охотно верил в это, потому что у нас такое происходит сплошь и рядом. Поверить в пришельцев, которые "придут и помогут", многим гораздо легче, чем что-то сделать самим - я не говорю даже о глобальных задачах вроде устройства своей жизни, а о вещах низшего порядка. Причем касается это всех социальных слоев: не только маргиналов, которые у Балабанова и едут за счастьем, но и интеллигенции, которая в фильме представлена "режиссером, членом Европейской киноакадемии" (сыгран самим Алексеем Октябриновичем). Так вот, наблюдение-то правильное, но для полного метра его мало. Полчаса, даже больше Балабанов показывает, как персонажи собираются в дорогу. Да, это, пожалуй, довольно злая ирония по поводу "долго запрягающего" русского мужика. Однако на экране все это выглядит тягостно и слишком уж неинтересно. Причем те немногие киношные аттракционы, которые в фильме есть, ситуацию не спасают. В итоге зритель, в лучшем случае, "считав" наблюдение автора, пустится в рассуждение, и мысль его начнет работать.
Если говорить о "дилетантстве", то, как мне показалось, картина довольно небрежно сделана. Конечно, есть достойно решенные с чисто визуальной точки зрения места. По большей части, вся Зона, в которую герои все-таки добрались, эстетически сделана занятно. Здесь и трупы, черными "бревнами" лежащие на снегу, и голая проститутка, бегающая по безлюдной деревне, и разрушенная церковь с колокольней, где всегда горят свечи. Однако в целом остается ощущение непрофессионализма. Во многом это, видимо, связано с тем, что и актеры в фильме непрофессиональные.
кино