Повезло: приехали к музею в 9 утра, так что очередь была не слишком большая - впереди человек около 100, должно быть. Через полчаса хвост очереди заворачивал уже за здание Пушкинского музея. И это в холод, при ветре и дожде.
Все-таки Сальвадор Дали - слишком известный художник, чтобы на него ходило мало людей.
Выставка не самая большая: 25 картин, графика и фотографии, запечатлевшие самого художника. Но в целом представительная и интересная. В любом случае, было интересно видеть "вживую" те картины, которые обычно разглядываешь в каталогах или с монитора.
Я в живописи плохо разбираюсь, поэтому смотрел "как обычный зритель". Выставка навела на многие мысли, конечно.
А можно ли в 20 веке и сейчас составить себе славу, занимаясь исключительно чистой живописью, то есть без примеси эстрады, шоу? В случае Дали это был сознательный эпатаж, который позволил ему стать, вероятно, самым знаменитым художником прошлого века. Правда, есть оборотная сторона: обвинения в бесталанности, которую, дескать, компенсирует как раз эпатаж. Но если присмотреться к картинам внимательнее, то обвинения в бесталанности покажутся, безусловно, нелепыми.
Что можно увидеть? Безусловное трудолюбие. Знание классики и использование, осовременивание ее приемов. Отлично поставленную руку. Безупречную технику. Владение жанрами. Активно мышление, причем мышление очень масштабное. И, конечно, душу. Может быть, ее не так просто разглядеть на сюрреалистических полотнах, однако - есть она.
Иллюстрации к "Дон Кихоту", которые художнику в 40-е годы заказало американское издательство "Рэндом Хаус", понравились очень. Как бы я хотел иметь в своей библиотеке Сервантеса с иллюстрациями Дали!
Жаль, что увидеть "Павильон Венеры", который Дали делал к Всемирной выставке в 1939 году, можно только на фото и только в обрывках. Думаю, воплотись это в жизнь, это было бы нечто невероятное.
И еще один момент. Обрадовало даже то, что он согласился создать собственный музей в родном городе. Думаю, при желании он мог бы создать его где угодно - в мировых столицах или крупных городах. Но выбрал родной Фигерас, город довольно маленький. А из наших крупных художников, интересно, кто-нибудь создал или создал бы свою галерею на малой родине?
Вообще, хотели сегодня посетить несколько музеев, т.к. в городе немало интересных выставок (Гойя, другие испанцы), но погода не располагала. Удалось только добрести до музея Прокофьева. Давно собирался на выставку к его юбилею, только сейчас удалось. Выставка скромная, но увидел ряд фотографий, которые нигде не публиковались (мне, о всяком случае, на глаза они не попадались). Личные вещи - это тоже интересно. В музее людей не бывает. Только приходят иногда в концертный зал. Кстати, дом в Камергерском связан также с Венедиктом Ерофеевым, т.к. он жил в том же подъезде в 70-е годы.