Шостакович и психология творчества

May 02, 2011 14:19


В сборнике писем и документов, связанных с Шостаковичем, заинтересовала одна анкета, ответы на которую давал композитор. Это анкета по психологии творческого процесса, заполненная им в 1927 г. (в возрасте 21 года). Тем более интересно читать, что меня этот аспект (психология творчества) всегда занимает, я стараюсь сохранять встечающиеся материалы по нему.
В анкете много пунктов "вообще" и тех, которые связаны с биографией (они тоже интересные, к слову), поэтому сделаю выдержки только из "профильных" пунктов.

15. Не связаны ли у Вас с творческой деятельностью какие-либо внешние болезненные состояния организма (наркотические средства).
- Всегда наблдается в период творчества бессонница; особенно много курю; совершаю длинные прогулки (что способствует обдумыванию); хожу по комнате, записываю стоя, вообще не могу оставаться в спокойном положении...

16. Импульс к творчеству. Какой - внешний или внутренний, случайный или как результат предварительной психической работы (органическая направленность или направленность внимания). Ваше отношение к импульсу. Взвешивание. Эволюция импульса до первичной формы.
- Импульс всегда внутренний. Подготовительная стадия имеется: продолжительность от нескольких часов до нескольких дней (не более 1 недели), за исключением оперы "Нос", где подготовительная стадия длилась около 2-х лет...
Примеры подготовительной стадии:
Фортепианная соната. Подготовительная стадия длилась несколько минут. В эти несколько минут я уже довольно ясно представлял себе все будущее произведение.
"Афоризмы" для фортепиано. Задумал я их, ложась спать, в начале февраля, в Берлине. В начале марта, уже в Ленинграде, я стал сочинять и залпом написал все 10 пьес. Подготовительная стадия длилась месяц.

17. Появление первичной внутренней формы. Характерные черты первичной формы у Вас и разграничение с идеей произведения.
- "Первичную форму" ощущаю всегда. Мне всегда бывает совершенно ясно, какое должно быть начало, середина, конец произведения, где моменты подъема и упадка; произведение представляется еще не в озвученном виде, но как бы в своем "тембровом" аспекте...

20. Не всплывает ли у Вас внезапно в сознании: а) перед началом творческого процесса или б) во время него полная внешняя форма целиком или частично (момент озарения).
- Момент озранения не наблюдался.

21. Каково соотношение сознательной и подсознательной сфер на протяжении Вашего творческого процесса (какой момент преобладает, какой порядок чередования, в какой стадии творческого процесса тот или иной момент наблюдается).
- Часто наблюдается подсознательная музыкальная работа во время занятий житейского порядка.
Во время творческого процесса преобладают, по-видимому, моменты рациональной обработки материала, хоть нередки случаи и подсознательного "завершения" не поддающихся "рациональной" обработке музыкальных моментов. Вообще же, момент "иррационального" преобладает в начале творческого процесса, рациональный в последующих стадиях...

22. Сопровождается ли музыкальный творческий процесс более или менее интенсивным эмоциональным подъемом. Отражается ли таковой во внешних движениях и не сопровождается ли изменением физиологических отправлений и каких именно.
- Эмоциональный подъем наблюдается, сопровождается бессонницей и признаками, указанными в п.15. Нарушения физиологических отправлений не наблюдал.

26. Какова форма реакции после творческого подъема.
- Полного удовлетворения никогда не испытывал, обычно предвосхищение такового, наличествующее в процессе работы, по окончании произведения переживается не в полной мере (отсутствует "медовый месяц"), возникает потребность дальнейшего творчества...
Подавленности, а тем паче отвращения к работе, однако, не наблюдается.

музыка, культура, Шостакович, заметки, психология творчества

Previous post Next post
Up