Feb 04, 2008 20:54
Сегодня по "Культурке" в одной из программ у ведущего был превосходный собеседник - директор музея архитетуры им. Щусева, Давид Ашотович Саркисян. Очень толковый, обстоятельный и остроумный человек. Во-первых, у него интересная биография - биологическое образование, создавал лекарство против болезней, затем был вторым режиссером на Мосфильме, а теперь вот директор. При этом, кажется, совершенно, не распыляется, очень собран, явно талантливый организатор.
Говорили о Москве, о её современной архитектуре. Итог, в принципе, такой: призвал поставить на Москве крест. Никаких заповедных зон не осталось, продуманной архитектурной политики нет и быть не может (главный архитектор города зависит от городских властей). Говорил спокойно, без истерик. Впрочем, для истерики время прошло. Говорит: ходил с одним французским коллегой, очень дельным человеком, прекрасно разбирающимся в русской архитектуре, так у того на Новослободской улице приступ смеха случился - так, говорит, невозможно строить. (Я, кстати, тоже всегда ужасаюсь в этом районе - столько выкидышей конструктивизма.)
В общем, фиг с Москвой, главное теперь, говорит, - отстоять Питер. Чтобы центр его сделали заподведной зоной - только реконструкция, никаких новостроек. Но Питеру не повезло - там теперь деньги (что хорошо для людей, но не для искусства). Сказал очень точную фразу - "Когда есть деньги, культура не развивается". (Можно вспомнить всплеск отечественной культуры в 20-е годы.)
Вспомнил также об Иване Леонидове, архитекторе 20-30-х годов. Примечателен двумя, можно сказать, вещами. Первое - ни одного здания по его проектам так и не реализовали (время в 20-е годы было такое, что развивалась теоретическая архитектура). Второе - самый влиятельный архитектор 20 века: влияние его идей ощутимо во многих зданиях, в т.ч. здание СЭВ в Москве, здание ООН в Нью-Йорке, что-то в Бразилии и т.п.
архитектура,
Москва,
жизнь