Один из самых известных подмосковных усадебных комплексов располагался в селе Николо-Урюпино. Впервые усадебные постройки появились здесь в XVII веке, село неоднократно меняло владельцев. Благодаря Н.А. Голицыну в конце XVIII века был разбит красивый пейзажный парк, появились новые усадебные постройки. В 1780 году по проекту французского архитектора де Герна был построен так называемый "Белый домик". Это здание в стиле французского классицизма эпохи Людовика XVI называли Русским Версалем. В 1809-1811 годах строится протяженный, с массивным фронтоном на тонких колоннах зимний дом, перед входом в который стояли пушки, палившие в дни семейных торжеств.
Сейчас этот дом выглядит так:
В годы Отечественной войны 1812 года усадьба мало пострадала. Отрывок из воспоминаний А.Н. Голицына: «Крестьяне, вооружившись вилами, топорами, лопатами и баграми, выгнали мародеров из усадебного дома и погнали их по направлению к торфяным болотам, где они и погибли в глубоких трясинах. Потом крестьяне крестным ходом обошли болото, и священник окропил могилы безвестных солдат наполеоновской армии»
В 40-60-ые годы здания усадебного комплекса были перестроены и дожили до революции. В 1918-ом усадьба национализирована, ещО через год Большой дом отдан под музей обстановки и быта в дореволюционной России, переехавший в 1929-ом в Архангельское. Усадьба перешла в ведение военных - в Большом доме были оборудованы лаборатории и опытные цеха, в том числе литейный и формовочный, позже в нем появляется общежитие для курсантов инженерных войск. Военные уходят в 1992 году, после многочисленных перепланировок внутреннее убранство уже утрачено. Некоторое время здание находится на балансе Комитета по культуре Московской области, в 1999-ом его арендует небезызвестный предприниматель Брынцалов (Ферейн - водка и лекарства). Так как условием аренды было проведение реставрации, а к работам даже не приступали, договор расторгается и дом остается без хозяина. Далее интриги, конкурс инвесторов для строительства коттеджей на территории усадьбы, признанный недействительным в ноябре 2004-го, и уже в декабре Большой дом сгорает. Здание почти полностью выгорело изнутри. Причины пожара не выяснены до сих пор. Попытки проводить какие-то ремонтные работы за последние годы были, но на данный момент следов кипучей деятельности не наблюдается - на огороженной забором территории мы не увидели ни рабочих, ни охраны.
Колоннада позади дома опутана строительными лесами
а далее в сторону забора лежит огромная, выше человеческого роста и пара десятков метров в ширину, гора битого кирпича, штукатурки, строительного мусора. Видимо было вытащено с пожарища.
Внутренние деревянные перекрытия полностью выгорели. Это вид в подвал, наверх до самой крыши (восстановленной) такая же пустота
Боковое крылечко
Обойдя с другой стороны, можно усовершенствовать свои знания в области строительства - стена и кровля "в разрезе", дранка, штукатурка и деревяшки. Как это уцелело при пожаре - удивительно
Аутентичные деревянные балясины перил сохранились на главном фасаде
А соседней усадебной постройке повезло еще меньше - от нее осталась одна единственная стена.
Вот так все печально нынче в Николо-Урюпинской усадьбе. До Белого домика мы в этот раз не добрались, так как уже начинало темнеть, думаю весной исправить это упущение, если не будет поздно. Пока там вроде немало сохранилось.