Итоги 2015

Jan 04, 2016 20:42

Как и в прошлый раз, подвожу итоги ушедшего года в первые дни года наступившего - слишком уж много суеты было в предпраздничные недели. Итак, вот они - главные вехи 2015 года.

Путешествие года. Италия - мы с родителями замечательно провели неделю с небольшим в Пизе и Флоренции. Недостаток этих мест в том, что там слишком много истории на квадратный метр, и чтобы успеть хотя бы бегло все осмотреть и при этом еще и погулять не спеша, нужен минимум месяц. А у нас на один день приходилось по три музея. Так что осталось досадное ощущение суетливости от поездки, хоть и не сильное.

А плюс Италии в том, что там на душе как-то радостно и тепло даже в дождливые дни, а еще в том, что там страшная толчея (во Флоренции, главным образом) и очень узкие улицы, но люди совершенно не раздражаются и ведут себя так, словно это совершенно нормальный и, может быть, даже единственно возможный образ жизни, поэтому давка никак не сказывается на общем дружелюбном настроении. Этот пофигизм очень помогал первые месяцы после возвращения на родину, потому что в Калининграде в аналогичной суматохе мне неизбежно хочется поубивать всех и каждого, кто попадается на пути.

Обычная флорентийская картина: едем в автобусе по улице с односторонним движением, ширина которой едва позволяет автобусу не тереться боками о стены домов, все обочины заставлены автомобилями, автобус резво обгоняет другие машины, они, в свою очередь, обгоняют его и друг друга, посреди всего этого едет велосипед, на нем мужчина и девчонка лет одиннадцати, которая просто стоит на багажнике и держится за голову велосипедиста (оба, естественно, без шлемов), тот ведет себя как полноправный участник движения (то есть тоже всех обгоняет), среди всего этого хаоса в потоке туристов и местных жителей, идущих с работы или с рынка или откуда-то еще по тротуару шириной в метр, страстно обжимается и целуется какая-то парочка - так, словно они одни на всем свете. Ничего особенного, никто ни на кого не кричит, водители невозмутимы, пассажиры спокойны. Просто еще один будничный вечер.

А вот так выглядит закат во Флоренции.




Это площадь Микеланджело - несмотря на то что толпы людей приходят туда каждый день любоваться заходом солнца, это необыкновенно умиротворенное место, которое не хочется покидать. Находиться там - лучшее лекарство от любых стрессов.


Download Florence Sunset for free from pleer.com

Альбом года. Самое большое простое число - Здесь и всегда
Уже второй год подряд СБПЧ побеждают в этой номинации. Во многом это связано с тем, что я слушаю очень мало свежей музыки:) Из того, что вышло в 2015-м, я послушал 3-4 альбома, и из всего этого скудного набора СБПЧ, конечно, понравились больше всего. Точнее, их музыка оказалась для меня ближе и важнее (роднее), чем все остальное. По сути, это как вторая часть предыдущей пластинки, которая была моим альбомом года в прошлом году. Просто это одна из самых человечных групп, а меня это всегда подкупает. Поймал себя на мысли, что можно переставлять тексты из одной их песни в другую, и ничего не изменится:) Калининградский концерт СБПЧ тоже оказался похож на прошлогодний, и на фотографии я так же счастлив, и у Кирилла Иванова точно такое же офигевшее выражение лица, как год назад:)



Зато басист Илья поздравил в октябре с Новым годом - заранее, потому что знал, что уже не увидимся в 2015-м.



Если коротко вспомнить, какие еще альбомы были послушаны в этом году (именно альбомы 2015 года) и почему они не так зацепили, то получится следующее.
- Muse “Drones”. Громкий релиз, спору нет, но Muse, которые были одной из (двух) самых важных групп для меня года до 2006-го, на своих последних трех альбомах без особых вариаций эксплуатируют тематику мирового заговора и стилистику помп-рока, что уже не так сильно трогает мою душу. Слушаю по старой памяти, если честно, однако радует то, что Muse по-прежнему умудряются на каждом новом альбоме сочинить одну-две крышесносящих песни, которые хочется слушать и переслушивать. На “Drones” это “Dead Inside” и “The Handler”. Концерт Muse, на котором я в этом году побывал в Берлине, был до неприличия предсказуем, что говорит лишь о том, что в случае с этой группой имеет смысл посещать лишь сольные их выступления. Я, конечно, все равно классно поколбасился, но этому во многом поспособствовала отличная компания. При всех минусах надо, однако, отметить, что техника Беллами по-прежнему восхищает, и сам факт, что видишь, как человек в паре десятков метров перед тобой делает такое, производит мощное впечатление.
- Понравился новый альбом Дэвида Гилмора “Rattle That Lock” - я рад, что он получился примерно в стиле предыдущего “On An Island”, который я очень люблю. Мне вообще по душе стиль работы Гилмора - выпускать раз в 8-9 лет альбомы с неспешными, сосредоточенными песнями и так же редко выступать. Это сильно контрастирует с манерой Роджера Уотерса бравировать тем, что в 70 лет он ездит в полуторагодовые туры и делает какие-то сверхмасштабные постановки. Я точно знаю, на чьей я стороне в этой вечной битве гигантов Pink Floyd. Я на стороне чувака, которому на все начхать, который сидит дома с женой и детьми, гуляет по лесу, играет вечером у камина на гитаре, иногда джемует с мужиками, а когда (и если) напишет 10 новых песен, тогда их издает, и то если не лень будет. Отличная пластинка, которую мне хочется обязательно переслушивать.

Событие года. Может, несколько громко прозвучит, но очень интересным и важным событием был приезд в Калининград в конце года Михаэля Вика - немецкого скрипача, внучатого племянника Клары Шуманн, который родился в 1928 году в Кенигсберге и пережил здесь войну, а потом и приход русских. Немцы заставляли его носить желтую звезду, потому что для них он был евреем (по материнской линии), русские чуть не убили потому, что для них он был немцем. Вик написал в 2005 году книгу «Закат Кенигсберга», ее когда-то выпустили на русском, а в этом году переиздали, и он приехал на презентацию. На встречу пришло невероятное количество народа, чего не ожидал никто, и 87-летний Вик после официальной части часа два раздавал автографы всем желающим. В Калининграде он не первый раз, и я уже был на встрече с Виком в студенческие годы, тем интереснее было послушать его снова. Эта тема, конечно, имеет значение в первую очередь для местных. Я все пытался представить, каково это - возвращаться в таком возрасте в город, который ты так любил и который был разрушен на твоих глазах, и еще искать на этих улицах остатки каких-то воспоминаний…
Вот здесь можно скачать первое издание книги "Закат Кенигсберга"

Концерт года.
- Во-первых, The Afghan Whigs в Варшаве . Сумасшедшие друзья подарили мне на день рождения билет, и я поехал один встречать День Святого Валентина в холодную польскую столицу в компании Грега Дулли и его друзей:) Группа, которую я до этого знал по паре песен (но относился к ней при этом с большой симпатией), произвела на меня огромное впечатление - это было шикарное, очень искреннее и сильное выступление. Музыканты с полчаса общались и выпивали с публикой после концерта, совершенно не соблюдая никакой дистанции. Один из самых запомнившихся моментов: Джон Керли, единственный участник оригинального состава группы помимо Грега Дулли, который играет в Afghan Whigs сейчас, спрашивает, как меня зовут, и, услышав ответ, протягивает руку и говорит: “I’m John”. То есть для него как будто не очевидно, что поклонники и так знают его имя:) Было чувство, будто знакомишься с какими-то мужиками в баре, а не общаешься с крутыми рокерами после концерта. Безумно благодарен друганам за билет, Afghan Whigs вошли в мою жизнь и стали частью постоянного плейлиста, а в Италии даже удалось раздобыть оригинальный винил с их самым крутым альбомом “Gentlemen”.
Это Грег Дулли жжет на «Примавере» в 2012 году:

image Click to view



А это распухший Дулли тремя годами позже:)


- Во-вторых, Dave Phillips на фестивале Sound Around Kaliningrad. Sound Around Kaliningrad - фестиваль экспериментальной музыки, который вот уже 4 года проводит в Калининграде Данил Акимов из Центра современного искусства (саунд-артист и ди-джей, в прошлом один из основателей группы «Бигуди», но он об этом уже не вспоминает). В этом году фестиваль был особенно шикарен и на самом деле заслуживает отдельного развернутого рассказа, поэтому сейчас кратко.
Дейв Филлипс - швейцарский панк и анархист, более 25 лет участвующий в разных экстремальных и хардкорных (в широком смысле слова) проектах. В Калининграде он отыграл два сета (!), что стало настоящим подарком и одним из ярчайших (пусть и очень нелегких) аудио-впечатлений этого года. Первый сет назывался “Field Recordings” и представлял собой записи звуков, издаваемых различными насекомыми и пресмыкающимися, которые Филлипс сделал в разных тропических странах. Проигрываемые в кромешной темноте и многократно усиленные (не было никакой дополнительной обработки!), эти записи производили мощнейший эффект - что-то первобытно-непознанное и при этом такое близкое и вездесущее звучало со всех сторон на предельной громкости и заставляло думать, что настоящий хозяин природы вовсе не человек, а мириады невидимых букашек и жучков. Только вот совсем не безобидных.

Второй сет Филлипс играл в 4 утра для тех, кто еще мог держаться на ногах. Изначально это выступление было запланировано на предыдущий день фестиваля, но авиакомпания потеряла багаж музыканта, который прибыл лишь день спустя. На самом деле, все совпало идеально, потому что в первый день по разным причинам этот сет был бы просто не к месту. А в 4 утра в зале совдеповского ДК, который раньше был немецкой кирхой, это было то, что надо. Как я понимаю, эта программа называется “Video Aktion”. Филлипс, используя контроллеры, позволяющие управлять звуками на расстоянии и менять их в зависимости от перемещений музыканта в пространстве, орал и дышал в микрофон, исторгал отчаянный нойз из аппаратуры, создавая резкие и конвульсивные разряды самых темных по происхождению эмоций. На экране в это время шел видеоряд, на котором демонстрировались различные издевательства над животными и мелькали философские изречения (Филлипс ярый вегетарианец и эко-активист). Сет длился минут двадцать, но по ощущениям это происходило не меньше часа. Все были в шоке - долгое время после концерта стояла полная тишина, люди просто беспомощно озирались друг на друга. Впечатления от концерта очень метко сформулировал один из зрителей, всякое повидавший и послушавший в экстремальной музыке: «Как жить-то теперь? После такого утренняя сосиска застрянет поперек горла…» Сильнейшие переживания и невероятный концерт. Фото, скорее всего, не с этого фестиваля, но хорошо иллюстрирует атмосферу действа:



Сам Филлипс оказался сдержанным, но довольно вежливым в общении. Чувствуется, что внутри у него буря эмоций и идей, соответствующих экстремальному имиджу, а также то, что выступления свои он проживает всерьез и принимает очень близко к сердцу.
Честно говоря, выглядит Дейв так, что я поначалу боялся с ним заговорить - кажется, что он сожрет с потрохами любого, кто к нему приблизится:)



Вообще, замечателен был сам состав, в котором мы посетили этот фестиваль в тот день. Может быть, несуразная, на первый взгляд, троица - два парня и девчонка, разница в возрасте между младшим и старшим участниками больше 10 лет. При этом было ощущение сплоченности и единомыслия, общего интереса и открытости самым безумным звукам и явлениям. Удивительно.

- В-третьих, FFS на «Лоллапалузе» в Берлине. Да, именно неожиданный творческий союз Franz Ferdinand и Sparks оказался для меня самым веселым, прикольным и интересным выступлением на первой европейской «Лоллапалузе», а вовсе не Muse или Belle And Sebastian. Смешно, энергично и остроумно - что еще надо? Рекомендую просто посмотреть концерт. Я появляюсь в кадре на 37:54 :)

image You can watch this video on www.livejournal.com



Нельзя не отметить незабываемое выступление калининградского альтиста Лариона Дьякова в рамках все того же фестиваля Sound Around Kaliningrad - он выступал в третий день в областной филармонии (в прошлом тоже кирхе, причем с великолепной акустикой). Просто потрясающе красивая импрессионистская музыка, современная классика на стыке с эмбиентом. Концерт, который сподвиг меня на покупку диктофона, чтобы иметь возможность фиксировать такие необыкновенные события если не для потомков, то для самого себя.

Концерт Матисьяху в Гданьске, к сожалению, не попал в тройку лучших, хотя я очень ему радовался и очень его ждал. Матис был невеселым из-за кризисного периода в его жизни, определенный осадок оставило и то, что и он сам, и все в его команде были обкуренными (в меру, конечно, но тем не менее). Мне посчастливилось стать единственным, кого пустили в гримерку, но даже фотка получилась так себе. В общем, жаль, что веселого бородатого парня больше нет, а есть запутавшийся седой 36-летний мужик. Но сам концерт вышел очень неплохим, и все песни снова были представлены в новых версиях (то, что заставляет меня раз за разом восхищаться Матисьяху) - мой бутлег можно послушать здесь.



Открытие года. Крутая берлинская панк-рок-команда Beatsteaks. Порвали всех на «Лоллапалузе» в сентябре.

Труд года. Статья о Durutti Column. То, что вначале задумывалось как сравнительно небольшой обзор творчества группы, стало подробной биографией и, в итоге, первым и единственным информативным материалом о Вини Райли и The Durutti Column на русском языке. Как ни крути, а Вини остается главным моим открытием в музыке за последние пару лет - никто не смог затмить той безграничной симпатии и того отклика, который вызывают во мне его песни. Огромное спасибо журналу Bad Lemon за то, что опубликовали такой огромный текст, за его корректуру и прочую возню со мной!

Книга года. Я мало читаю, к сожалению, - среди того, что было в этом году, например, перечитал «Хоббита» на английском языке. Запомнилась Амели Нотомб с повестями «Биография голода» и «Любовный саботаж» - в основном, благодаря классным мыслям о детстве, которые мне очень близки. Она здорово рассуждает о том, что дети, которые знают ответ на идиотский вопрос - «Кем ты станешь, когда вырастешь?» - не дети. Для Нотомб, как и для меня, все просто: когда мы вырастем, то будем вспоминать, как мы были маленькими.

Но главной книгой года для меня стал роман Свена Регенера «Младший брат» (“Der kleine Bruder”) - приквел к великолепному «Господину Леманну» (известному в русском переводе как «Берлинский блюз»). Я считаю «Господина Леманна» одной из своих любимейших книг, и «Младший брат», которого мне любезно привезла добрая подруга из Берлина (она же еще более любезно таскалась со мной по леманновским местам в Кройцберге), подарил мне еще одну порцию фирменных диалогов, бесконечных скитаний по убогим забегаловкам и освежающе простых размышлений о жизни. Книга, настроение и мысли, лучше всего созвучные с тем, о чем я сам думал и что я сам делал весь этот год. Жаль, что она не переведена на русский язык. Всем настоятельно рекомендую прочитать «Берлинский блюз»: господину Леманну там исполняется 30 лет, в «Младшем брате» же действие происходит десятью годами раньше, и он только приезжает в Берлин.

А вот я у бара «Мадонна», который послужил прототипом для кабака под названием «Обвал» (он же “Einfall”), где работал господин Леманн.


Фильм года. Как всегда, я пропустил почти все кассовые блокбастеры, и в топе у меня всякое фестивальное кино.
Без сомнения лучшее, что я видел в этом году, - документальный фильм «Атлантида русского Севера» режиссера Софьи Горленко и сценариста Глеба Кузнецова. Совершенно потрясающее кино о северных деревнях и людях, которые там живут - приезжих молодых семьях из других регионов, влюбившихся в Север и променявших на него мегаполисы, местных, как проживших в этих местах всю жизнь, так и уезжавших и вернувшихся. Особая история в фильме - это восстановление старинных деревянных церквей, которым занимаются тоже в основном местные и приезжие энтузиасты без поддержки государства. К большому счастью, фильм сейчас можно посмотреть в свободном доступе, и я всем рекомендую поскорее это сделать.
В Калининграде “Атлантиду русского Севера” показывали на открытии фестиваля документалистики «Территория кино», и отдельным бонусом для меня на следующий день стала случайная встреча на улице с ребятами, снявшими фильм, во время которой они поделились дополнительными подробностями из жизни северных людей :)

Ну а помимо этого был фильм «Бруклин» по сценарию Ника Хорнби со славной Сиршей Ронан в главной роли и отличный фильм казахского режиссера Эмира Байгазина «Уроки гармонии». «Уроки гармонии» вышли на самом деле в 2013 году и обошли за два года массу кинофестивалей, но в российском прокате так и не появились. К счастью, в Калининграде есть места, где такие фильмы показывают, а у меня есть замечательная подруга, которая о них знает, и она мне сделала такой неожиданный и классный подарок. Фильм при этом очень жесткий и никак не радостный, однако я бы всем рекомендовал его к просмотру как нестандартное, глубокое и талантливо сделанное кино.

Кабак года. В этом году какой-то особый акцент был сделан на посиделках в питейных заведениях, из которых как-то выделилось калининградское место под названием «Тироль» - счастливые часы в вечернее время и двойная порция отличного кальвадоса по цене одинарной. Почувствуй себя Ремарком.

Лучший день. Один из лучших дней был в начале года, когда один мой замечательный приятель организовал празднование масленицы на берегу лесного озера под Калининградом. Одна из самых необычных, прикольных и теплых тусовок в моей жизни. При этом было изготовлено и сожжено довольно сексапильное чучело Зимы :)



Мне почему-то нравится вот эта фотка:


Еще был отличный день в Янтарном: там жила моя подруга, приехавшая из Коломны, была чудная погода, теплая вода, и лето было похоже на лето, что редкость в наших краях.

Лучший вечер. Пожалуй, самый убойный вечер в этом году длился часов 12:) Начался он с чашечки кофе, после чего мы с Сашей из группы Сгоревший холодильник отправились на концерт СБПЧ. Но сначала мы взяли бутылку вина и отправились перекусить в кафе паназиатской кухни, где нам и понадобилась наша бутылка. Неподалеку проходил фестиваль «Территория кино», и, отужинав, мы случайно встретили на улице Софью и Глеба, которые сделали «Атлантиду русского Севера», - они с радостью допили с нами вино и рассказали немного интересностей о своих героях. Встретив друзей, мы таки дошли до концерта, который прошел на ура (плюс неплохой разогрев в стиле киси-рок). После этого мы поехали в бар, где Кирилл из СБПЧ играл ди-джей-сет - мы дэнсили под него до победного конца (около часа без перерыва), после чего, наконец, отправились по домам. На часах было около пяти утра:) Кое-кто чуть не выпал из окна общаги.

Другой вечер, в котором тоже магическим образом появляется группа СБПЧ, был опять-таки связан с кино - на этот раз с фестивалем «Beat Weekend». Этот вечер начался у меня дома с распития коктейля «белый русский» и прослушивания самой безумной музыки - At The Drive-In и Капитана Бифхарта. Когда мы окончательно охренели от Бифхарта, мы взяли пластиковую бутыль с «белым русским», покидали в сумку ингредиенты и отправились смотреть фильм про писателя Берроуза. Наклюкавшись прямо в зале, мы рванули в другой конец города на другой фильм - про монреальскую инди-сцену. Там наш добрый друг (организатор масленицы), будучи в угаре, решил сделать нам подарок и открутил с уличного столба огромный кусок фанеры с афишей СБПЧ. Кирилл, таким образом, ходил в таком воплощении с нами весь остаток вечера по барам и путешествовал в багажниках такси, пока не прибыл ко мне домой. Таскать его было непросто, но - это по любви :)



Саша и Галя с Кириллом в ночном кафе.

А вообще, мы с друзьями выработали новый формат досуга (новый в первую очередь для нас, а не для остального прогрессивного человечества), который называется «прогулки по городу». Суть в том, что мы берем пару бутылок вина и идем гулять по улицам, периодически делая привалы в разных кабаках. По дороге всегда встречаешь массу интересного во дворах, подворотнях, переулках и скверах.

Приобретение года. Во-первых, я купил себе диктофон для записи бутлегов. Во-вторых, нашел замечательную пластинку при обстоятельствах, которые укрепили во мне веру в чудеса:) В Берлине я зашел в магазине “Vinyl A-Go-Go”, в интернет-каталоге которого заприметил альбом The Durutti Column - не самый основной и не самый лучший, но я сейчас скупаю все, что выпускали Durutti. Выяснилось, что в онлайн-каталоге у этого продавца отображены далеко не все его запасы, и вот на прилавке я нахожу легендарный “The Return Of The Durutti Column”, причем именно второе издание - единственный пресс этого альбома, на котором был дополнительный трек без названия. Пластинка в идеальном состоянии, при том что ей 35 лет! Совпадение? Не думаю, скорее чудо:) Так ко мне попал один из красивейших альбомов, что я слышал в своей жизни.



Фраза года. Счастье - секунда за миг до того, как нам захочется больше.

Человек года. Я тут услышал прикольную мысль - у каждого мужчины должна быть подруга. Не в смысле жена, девушка или любовница, а именно подруга. Мне, наверное, повезло - у меня есть две отличные подруги, одна в Коломне, другая в Берлине. Это несколько осложняет наше общение, но тем радостнее встречи. Вообще я благодарен за то, что у меня сейчас довольно большая компания друзей, приятелей и знакомых, самых разных возрастов, интересных, разносторонних, неглупых. При этом я пришел в этом году к невеселому выводу: у меня нет друзей, которые способны меня утешить. Когда мне плохо и трудно, мне, в сущности, не к кому пойти. То есть пойти-то, конечно, можно, и ребята постараются меня подбодрить, но я знаю, что у них не получится. Мне отрадно знать, что есть люди, которым не все равно, которые готовы предпринять что-то, чтобы меня поддержать, но я знаю, что, как ни печально, лучше мне не станет. Есть какие-то вещи, в которых меня с моими друзьями разделяет слишком большая дистанция, и во многих вопросах они меня просто не понимают. А когда не понимаешь, не можешь помочь. И все встречи и разговоры заканчиваются в такие моменты неким разочарованием, потому что ты видишь, что вокруг тебя масса хороших людей, но толку от них, грубо говоря, нет, когда дело доходит до определенных переживаний и сложностей.

А от разговоров с подругами мне всегда легче. Они обе старше меня, с обеими я могу говорить обо всем, о чем угодно, могу быть самим собой, и даже если мы по-разному смотрим на какие-то вещи, если мы в чем-то не согласны друг с другом, встречи с ними заканчиваются для меня легким и радостным чувством. Меня стали часто спрашивать, не хотел ли я когда-нибудь, чтобы у меня были братья или сестры, и я понимаю, что, в принципе, сейчас мне это не надо - они у меня, считай, что есть. Это мои люди года.

Я почти всегда упоминаю в этой категории и кого-то из музыкантов - если не отступать от этой традиции, то, конечно, здесь я назову Вини Райли. Композитор, чье видение прекрасного и чья ранимость настолько сильно перекликаются с моим собственным отношением к искусству и реакциям на разные жизненные явления, что остается лишь удивляться, почему я не открыл его для себя раньше. Но Вини - отдельная история.

***

В целом, год закончился с чувством большой усталости - от работы, от людей, даже от музыки. Хочется уехать куда-нибудь подальше, никого не видеть, ни с кем не общаться. Явно стоит какое-то время не заниматься никакими проектами, а просто жить. Желаю всем не доводить себя до такого состояния. Следите за собой, будьте осторожны.


bye-bye (2015)

Previous post Next post
Up