Итоги года 2013

Dec 29, 2013 21:45

Время подводить традиционные
Событие года: смешно, конечно, но в феврале я устроился на новую работу, которая оказалась получше старой. Такое, оказывается, бывает. До этого я попробовал быть свободным и независимым фриланс-журналистом, в результате чего недобросовестные дилетанты-издатели попросту кинули меня. Что ж, тоже урок.

Важным событием для меня лично стал показ Sigur Rós в «Заре». И хотя это не что-то глобальное во вселенском масштабе, но мне приятно об этом вспоминать.

А самое интересное событие - это, конечно, мое путешествие в Копенгаген.



Почему-то мне особенно нравится эта фотография - несмотря на ее, скажем так, спонтанный вид. Я поднимаюсь на верхушку церкви Спасителя (Vor Frelsers Kirke); на фотографии я еще где-то на полпути, поднявшись же на самый верх, я по-настоящему испугался высоты. Спиральная лестница, идущая по внешней стороне шпиля, заканчивается где-то в 90 метрах от земли. Может, это и не так много, но эффект усиливается тем, что, во-первых, ты идешь по внешней стороне, а во-вторых, лестница все время сужается, в итоге наверху начинаешь ощущать легкую клаустрофобию. По легенде, раньше был такой способ щегольнуть своей храбростью - забраться наверх и дотронуться до шара-глобуса, венчающего шпиль. Не знаю, как тогда, но могу сказать, что сейчас это чистое самоубийство - лестница обрывается в нескольких метрах от шара, и полезть туда может только безумный. У меня от одного взгляда вверх кружилась голова. Ну и сильный ветер, дующий сквозь жиденькие перила, добавляет ощущения незащищенности.
В целом же город очень красив. Я думаю, правда, что, не будь войны, Кенигсберг выглядел бы не хуже.

Альбом года: Suede - Bloodsports. Другого ответа просто не может быть. После 11-летней паузы, всяких терок и прочего Suede вернулись с потрясающе мощным альбомом, который по накалу и чистоте эмоций заткнул за пояс всех инди-юнцов вместе взятых. 45-летние дяди всем показали, что значит быть so young, а я, к счастью, увидел это воочию. Самое крутое - что голос Бретта Андерсона совсем не потерял своей силы, он легко берет высокие ноты и по-прежнему режет по живому. Великолепная пластинка.

Из старого в ротации чаще всего был фундаментальный “Different Class” Pulp и красивейший морриссеевский “Viva Hate”.

Песня года: Suede - Sabotage

Концерт года: самый главный, - конечно, Suede в Копенгагене. Хотя этот гиг был гораздо более лайтовым, чем их выступления в текущем европейском туре, я доволен - все же совместил концерт с приятным путешествием. Почитать о концерте можно было в журнале Trill



Фото - неизвестный датский автор

Ну и еще парочка - будем считать, что это два вторых места.

Юрий Наумов. Концерт, о котором я досадно забыл, подводя итоги года на Radio Einfall, - сильное камерное выступление Юрия Наумова в Кукольном театре, он же бывшая Кирха королевы Луизы. Отечественный гитарист, уже давно проживающий в Америке, играющий виртуозный и глубокий блюз на 9-струнной гитаре, путешествующий совершенно один и самостоятельно настраивающий себе звук, личность очень крутая и харизматичная. Я очень рад, что вот так вживую познакомился с творчеством этого человека, и благодарен Толику Гусляру, который, как я понимаю, убедил воротил местного шоу-бизнеса, что Наумова обязательно нужно привезти в Кениг. Если будет возможность - обязательно послушайте этого человека.



Фото - Михаил Медведев

Louie Fontaine & The Starlight Searchers. Эти чуваки в уходящем году выступали в Кениге дважды, но если в первый раз в клубе «Джеймс Браун» был отстойный звук, смазавший впечатление, то второй раз банда играла в очень маленьком, но в их случае превосходным по звуку баре «Дредноут» - вот этот концерт мне и запомнился. Луи Фонтейн - мало кому известный датчанин, уже давно базирующийся в Латвии и играющий такой грязный, пьяный, бродяжнический рок и блюз. В его банду The Starlight Searchers входят местные музыканты, а также барабанщик John D.C. Washington, переигравший в Америке со всеми, с кем только можно. Раздобыть альбомы Фонтейна реально, но звучат они, честно говоря, гораздо бледнее, чем живое выступление. По правде сказать, мне бы очень хотелось иметь хорошую запись концерта в «Дредноуте» - мне бы этого вполне хватило, и никакие альбомы не нужны. Выступление The Starlight Searchers - это настолько аутентичный драйв, а играют эти дядьки с такой легкостью и одновременно с чувством, что хочется, чтобы они приезжали еще и еще. Путешествуют они, кстати, на собственном раздолбанном автобусе неизвестной марки, переделанном под “tour-bus” - настоящие рок-н-ролльщики.









На фото: Пол Сандерс и "Сгоревший холодильник" с Джоном ДиСи Вашингтоном



Фото - Люда Ромашкина

Открытие года: как-то этот год прошел без явных музыкальных открытий. Pompeya и Tesla Boy произвели отличное впечатление, но их вторичность слишком очевидна, чтобы называть их открытиями в этом веке, хотя играют они очень круто. Tesla Boy я вообще видел дважды за месяц и могу сказать, что у них во время выступления по-настоящему горят глаза - за это я их зауважал.

Книга года: честно говоря, не попалась мне книга, которой бы я присудил это звание. Хотя прочитанное в этом году оцениваю исключительно хорошо. Разве что могу отметить рассказы немецкой писательницы и драматурга Рут Вюнекен (немки, пожившей в начале 90-х в Питере и хлебнувшей нашей увлекательной реальности), но они не опубликованы, я услышал их на встрече фрау Вюнекен с читателями, и на меня они произвели сильное впечатление. Буду ждать литературных открытий от нового года.

Фильм года: вспоминаются Лучшее предложение с неподражаемым Джеффри Рашем и экранизация Пены дней, в которой, помимо как всегда невероятных декораций Мишеля Гондри и замечательных выдумок Бориса Виана типа пианоктейля (воистину гениальное изобретение!), меня бесконечно тронул Ромен Дюри. Талантливейший и очень душевный актер. За такую улыбку нужно давать не «Оскара», а какую-нибудь высшую кинонаграду за человечность.

Еще один прекрасный фильм, который я советую посмотреть всем и каждому - Босиком по парку. 1967 год, совсем молодые Роберт Рэдфорд и Джейн Фонда, легкая, но очень жизненная и актуальная история, и блистательные диалоги. Образец того, как нужно снимать чудесное кино и как его больше не снимают.

Ну и Гравитация оказалась очень неплохой и сохранит свои хорошие качества и глубину даже без формата 4D, в котором я ее смотрел. Фильм, который, надо думать, реабилитирует Сандру Баллок в глазах тех, кто считает ее банальной и дурацкой актисой.

Да, кстати, мы сходили в кино на Muse - они популярнее Sigur Rós, поэтому их показали без нашего участия.



Напиток года: коктейль «Белый русский», которым мы с Александром из группы «Сгоревший холодильник» надрызгались как-то раз у меня дома, просматривая при этом кинокартину «Большой Лебовски», а потом пошли играть в боулинг. Выглядели мы при этом, наверное, немного странно.



Лучший вечер года: как и в прошлом году, в 54-й квартире состоялся хэппенинг, посвященный коротким калининградским гастролям моих иммигрировавших в столицы калининградских подруг. Он имел вид вечера перевоплощений, например, таких:



А до этого мы тихо тусовались в парке на фотовыставке, совмещенной с фестивалем короткометражек, совмещенным с показом концерта Depeche Mode, совмещенным с выпивкой под деревом на склоне, совмещенной с выпивкой у памятника космонавтам, где в ту ночь тусовались все хипстеры города, и из винтажного бумбокса раздавались песни The Smiths, Travis, Franz Ferdinand и Joy Division, а я слушал разговоры о том, что стране необходима революция.

Вот моя любимая тусовка:



Еще мне очень нравится эта фотография, сделанная моей хорошей знакомой Людой еще до того, как мы узнали о существовании друг друга - она просто фотографировала своих друзей, а в кадр попали и друзья друзей:)



Еще необходимо упомянуть вечер, в который я праздновал в «Квартире» свой день рождения, потому что это был самый великолепный день рождения за много лет, и я не могу выразить свою благодарность и восхищение своими друзьями, которые подарили мне замечательные подарки и с которыми мы просто круто затусили.
А чтобы мне не было одиноко, мне подарили друга:



Пидорасы года: одно калининградское издание - меня так и подмывает перечислить имена главных действующих лиц везде, где только можно, но я решил, что пора начинать мыслить позитивно, поэтому не стану лишний раз акцентировать внимание на всяком дерьме.

Фраза года: отличные люди отличной страны.
И цитата из "Босиком по парку": "Если мы не объявимся через неделю, ищите нас в отеле "Насьональ", Мехико-Сити, комната 703".

Место года: арт-кафе «Квартира», квартира 54 и летний парк Калинина, а также студия Radio Einfall на улице Кирова.



На фото - студия Radio Einfall

Покупка года:



Это альбом культовой дарк-фолк-группы Current 93 “Soft Black Stars” - одна из моих любимейших пластинок всех времен, и одна из самых странных. Мне хотелось написать о нем отдельно, тем более что альбому в этом году исполнилось 15 лет, но так и не удалось найти для этого время. Особенно меня порадовало то, что эта пластинка, выпущенная 15 лет назад (тираж составлял всего 2000 копий), в отличном состоянии. На конверте наклейка, на которой указана цена еще во французских франках.

Подарок года:



Без комментариев

Сон года: Бретт Андерсон рассказывает мне про старую добрую Англию, в частности, про то, что его родители родом из местности Land’s End, что на самом деле полная чушь.



Мужчины года:



Женщина года: вот бы у меня получалось хранить такую верность реальным женщинам:)



Невозвратимые потери: Юрий Яковлев; Лу Рид.

Хотелось бы более подробно (поскольку об этом почти не говорят) упомянуть и о других, не столь известных деятелях искусства, ушедших в этом году.

Совсем недавно стало известно о смерти Акифуми Накадзимы, музыканта, работавшего под псевдонимом Aube. Aube был одним из столпов японского нойза; под этим именем Накадзимой было выпущено несколько десятков альбомов, он считается классиком андеграундной и экспериментальной музыки в плане нестандартного и очень тщательного подхода к созданию звука (на контрасте с грязным импульсивным нойзом Merzbow и других соотечественников). На самом деле Накадзима умер еще в сентябре, но эта печальная новость просочилась за пределы Японии лишь в этом месяце.

Также около двух недель назад скончался авангардный композитор и экспериментатор Збигнев Карковски, работавший в том числе с Aube. Несомненно, большие потери для независимого мирового музыкального сообщества.

Благодарности: спасибо моему коллеге Славе Удачину за успешное сотрудничество, техническую и моральную поддержку во всем, что было связано с Radio Einfall, и за само это радио. Помимо всего, о чем я писал в предыдущем посте, Radio Einfall - это наше большое личное достижение, затея, которая дала нам понять очень многое о дружбе, сотрудничестве и успешном поиске компромиссов. У нас получился идеальный тандем, мы бы никогда не сделали всего этого в одиночку, и я наконец-то узнал на практике те отношения, которым удивлялся, читая о своих любимых музыкантах, - как они приходят к согласию относительно тех или иных идей и блестяще их реализовывают.
Спасибо Сане и Максу из «Сгоревшего холодильника» за невероятное времяпровождение, безумные идеи, разговоры о музыке и тонкий юмор, а также неописуемо крутые подарки и их альбом.



На фото: новогодний корпоратив Radio Einfall.

Спасибо Артему Рыжкову, его жене Снежане и Маше Старцевой за "Квартиру".
Спасибо моей замечательной знакомой Наташе за поддержку и готовность помочь - знакомство с ней я могу считать знакомством года.
Спасибо Люде Ромашкиной за фотографии.
Спасибо Зине Шершун и Даниле Акимову за их культурно-просветительскую работу.
Спасибо бару "Дредноут" за крутые концерты.
Спасибо моим коллегам по работе (не всем, но некоторым) за то, что с ними можно посмеяться и поговорить.
Спасибо двум коллегам со старой работы за то, что мне хочется с ними встречаться и во время этих встреч время, как выяснилось, летит незаметно.

Всех с Новым годом, желаю любви и процветания, а себе самому желаю надежды.
Ура!


bye-bye (2013)

Previous post Next post
Up