Когда Пётр I (de Grote) планировал Неву как главную улицу Петербурга (а каналы, соответственно, как улочки) и наказал потому все дома вдоль нее ставить фасадами к этой "улице", он подсмотрел это в Амстердаме...
По мне, Нева так и не стала действительно улицей, чего не скажешь про амстердамские водные пути - это реальные транспортные артерии... для горожан) Ну и гостей столицы.
1. Помимо довольно привычных нашему глазу речных трамвайчиков с экскурсиями ,по каналам Амстердама ежедневно шныряют сотни, если не тысячи совершенно разных судёнышков (разумеется яхты, сухогрузы и атомные ледоколы в город не пускаются)
Причем у меня осталось устойчивое ощущение, что часть города ежедневно (лето же) выбирается на своих лодках ну как мы, например, выбираемся на шашлыки в лес или на дачу. В буквальном смысле - они именно что отдыхают, а не занимаются перевозками: кто-то с ящиками пива плывет свесив одну ногу, кто-то загарет, совмещая приятное с речной прогулкой, кто-то курит какую-нибудь дрянь, совмещая впрочем всё выше перечисленное, а кто понаходчевей - водрузил посреди лодки мангал или барбекю и в семейном или дружеском кругу получает мною даже не представляемый кайф
2. Наиболее экзотичным средством передвижения была вот эта платформа на моторе с толпой весёлых полупьяных студентов - шла довольно быстро, кстати:
Отвлекаясь от темы, вспомню, что в городе тоже было замечательное транспортное средство на колесах, состоящее из... длинного крепкого стола, встроенной пивной бочкой с барным краном и кажется навесом - всё) Человек 10-15 по обе стороны стола рассекали по Амстердаму, весело крича при поворотах или горках (я даже не понял, пристегнуты ли они к стульям, но стулья то надеюсь прибитые) и наверное насмерть пугая попадавшихся по пути автомобилистов и тем более велосипедистов =)
3. Однако на каналах голландцы не только катаются и отдыхают, но и живут (как и в Париже, насколько я знаю, и возможно многих других городах). Вот штуки слева (не всегда симпотичные, кстати) - это не контейнеры какие-нибудь, а обыкновенные знаете ли домики (на основе баржы возможно, а может опять же обычной платформы)
4. Вот, например, как вам такой кирпичный домик? Не сверху - снизу ;)
5. А здесь, может не сразу понятно, мусчина сидит на террассе такого плавучего дома (я в мск таких террасс и у стоящих то не видел))
6. Но не только плавучие, но и стационарные дома подчас довольно примечательны, т.к. на воду выходят фасадами в непосредственном смысле - я бы с удовольствием посидел с, например, вином в оконном проеме, болтая ногами над рекой =)
7. Вобщем, богата и разнообразна наводная городская жизнь Амстердама. Вон, даже вездессущие китайцы поставии свой ресторан на плаву. Прям в центре, кстати
8. Есть правда и оборотная сторона этой жизни, хоть и еле заметная. Это постаревшие или брошенные лодки
9. Ну это как сгнивший запар или копейка на обочине, наверно))
10. Помимо тучи лодок в главном городе Нидерландов, разумеется, множество и мостов. По большей части они вооон такие:
11. Что бы понятней было - вот ближе: тяжелые наболдажники, когда надо, опускаются и "журавель" тросами поднимает "дверцу" моста, пропуская высокие суда, а потом тросы рвуться и бьют капитана баржи по башке
Этот мост, кстати, как раз недалеко от того места, где Пётр I проработал с 1697 по 1698 (кем, не помню). Выглядел то он тогда конечно не так, но принцип наверняка был тот же
12. Мало того, они ещё и двойные бывают) А бывают и нераздвижные. Оба типа на фото ниже:
13. Вот в таких узких местах при скрещении каналов длинным судам приходится непросто, но выглядит это здорво: на полную мощь включается, ну например, левый двигатель, который почти на месте поворачивает трамвайчик на 90°, после чего уже два движка гонят его в нужную дырку. Если там нет никого, а то и пропустить подчас надо
14. Видимо вполне устоявшимся стало использование каналов и в качестве рекламы (или пиара даже скорей). Вот сейчас мадам в коричневой лодочке исполняет две партии из какой-то оперы, как бы зазывая нынче вечером в театр. Пела, кстати, красиво - под обед с кальвадосом хорошо пошло))
15. Ухоженные и активно используемые каналы есть если не во всех городах Нидерландов, то наверно почти во всех. Вот например город Харлем (Haarlem).
Приехав домой, до сих пор не могу отделаться от одной мысли. Русские всегда относились к речной цивилизации - т.е. селились и всячески связывали свою жизнь с реками, будь то транспорт, будь то пропитание. Городов издавна здесь тоже было навалом, пусть не всегда каменных, но всеже - неслучайно будущие шведы даже называли нашу территорию Гардарикой, т.е. "страной городов", которые у диких викингов ещё нескоро стали появляться. Почему же, скажем так, "культура гражданского использования рек" - отдыха на них в черте города, жилья на них (хотя тут важен момент зимы, так что может и понятно) и т.п. не имеет до сих пор даже намека на зарождение в такой издревле благодатной для того среде? Я вот чего то не могу для себя это объяснить....