Только дошли руки до обработки фотографий, которые снял во время своего сентябрьского блуждания по альпийской деревне, называющейся Tende (Танд), и относящейся ко Франции.
Тут надо понимать, почему я упомянул Францию, - местечко к ней относится не так уж и давно, до Второй мировой оно принадлежало Италии, да и вообще, Танд-это городок из классической комедии "Закон есть закон" с Фернанделем и Тото. Правда, в кино франко-итальянская граница проходила по центру города, и никаких шенгенов тогда и в помине не было. В Танде, понятное дело, все не совсем так, да и граница-чисто условная, но тем не менее...
Тем не менее - уверенное ощущение того, что ты попал в уютное кинопространство из прошлого, приходит ровно в тот момент, когда, перейдя арочный мост над мелкой горной речкой, из которой тут пьют воду, попадаешь в пивную. Потому что на тебя, замолкая, с праздным интересом оборачиваются, мадам за баром принимает заказ, и беседа посетителей продолжается с того же места, где и была прервана. На итальянском.
Потому что в первый же вечер ты лезешь на гору, и, забравшись на половину высоты, обаруживаешь ухоженное католическое кладбище, которое одновременно- отличная обзорная площадка. Пока еще светло - отмечаешь, что, судя по датам на могильных плитах, раньше восьмидесяти здесь к праотцам отправляться не принято. Темнеет быстро, городок ложится спать рано, к девяти на улицах - уже почти никого, машины, которые и днем не создавали даже намека на суету, тоже почти перестали выруливать по закрученным улочкам, и единственными различимыми звуками остается редкое, баюкающее позвякивание церковного колокола, и шум чистой холодной речки, неровно разрезающей город пополам. А потом спускаешься вниз, и пытаешься зачем-то рассказать бармену, где только что был, и какой оттуда вид, -а он спрашивает: - А вы на что смотрели, мсье? На Францию или на Италию?
И еще-потому что днем, под ленивым сентябрьским солнцем, за вынесенными на улицу столиками крошечной брассери, у тебя завязывается разговор с местными. Ты ломаешь французский бесчеловечно и, видимо, тошно для посторонних, почти как казачьи кости в лубочном кино про Тарасу Бульбу, - но тебя слушают с интересом, объясняют ошибки, если попросишь, и живо интересуются, чего там у нас в России. А затем, -движением фокусника, так, чтоб непонятно, откуда взялось, - ставят на стол бутылку Бордо 2010 года, не так, чтоб дорогое, но очень вкусное, - Bon anniversaire, Paul! И такое вот отношение, - ты раньше это точно знал- навсегда осталось в тех самых древних кинолентах студии Gaumont.
Ну или вот еще - в заповедниках для прошлого.