В своём
выступлении в декабре 1945 года на военно-научной конференции маршал Жуков сделал предположение о влиянии развития обычного и атомного оружия на будущее ведение боя и операции:
«Я не имею времени, чтобы подробно остановиться на ночных действиях, но обращаю ваше внимание, что это очень важный вопрос. Война будущего, с точки зрения авиационного воздействия, артиллерийского воздействия, использования танков, во многом будет не похожа на эту войну. Я глубоко уверен, что основные действия будут перемещены на ночь. Новые достижения в области военной техники, включая сюда и атомную бомбу, заставят прекратить главные операции днем. Действия должны быть перенесены на ночь, а поэтому мы должны очень серьезно работать над приборами ночного наблюдения. В этой области у нас имеются уже неплохие достижения. К ночным действиям нужно готовить войска, штабы и нашу технику. Наши бойцы, командиры и штабы до дивизии включительно должны в основном жить, воевать и работать ночью. Сделать так, чтобы ночь для них была днем, а день ночью».
Несколько преувеличив тенденцию (перенос главных операций на ночь), Георгий Константинович, тем не менее, верно её отметил:
«Трудно переоценить значение внезапности для достижения успеха в наступательной операции в условиях применения новых средств борьбы. Поэтому продолжающиеся поиски методов, обеспечивающих внезапное нанесение удара, особенно первоначального при прорыве обороны, вполне оправданы. Обороняющийся в свою очередь прилагает немало усилий к тому, чтобы, пользуясь широкими возможностями разведки, наиболее подробно вскрыть подготовку наступления и принять необходимые меры к срыву его.
Одним из условий достижения внезапности в наступательной операции и уменьшения потерь наступающих войск от ударов обороны является широкое использование ночи для сосредоточения сил и средств. Ночь всегда была спутником внезапных активных действий войск и при умелом использовании ее преимуществ приносила наступающему успех.
Можно утверждать, что в современных условиях все передвижения войск при крупных перегруппировках будут проводиться, как правило, в ночное время, хотя, учитывая возможности техники ночного видения, радиотехнической и воздушной разведки, ночные передвижения должны совершаться под надежным прикрытием средств противовоздушной обороны и с соблюдением необходимых требований по расчленению и рассредоточению войск и их маскировке.
Новым для наступательных операций является то, что не только передвижения, но и боевые действия войск ночью становятся обычным явлением, в том числе и для оперативных объединений. Наступление крупных войсковых масс ночью, тщательно и заблаговременно подготовленное и рассчитанное на использование атомного оружия, может оказаться часто наиболее целесообразным, а в ряде случаев единственно приемлемым.
Необходимо при этом иметь в виду, что ночные условия, маскируя действия войск наступающего и затрудняя для обороны организацию отражения ночного удара, в то же время снижают эффективность применения наступающим авиации, атомного оружия и других средств борьбы. Поэтому для ночных действий в наступательной операции перед соединениями и объединениями должны ставиться такие задачи, выполнение которых наиболее выгодно именно в ночное время. При этом конкретные вопросы организации взаимодействия сил и средств, прежде всего согласованного применения атомного оружия и обычных средств поражения, а также вопросы всестороннего обеспечения войск и управления ими в операции должны будут привлечь особое внимание командования и штабов».
г/л Ломов Н. Особенности современной наступательной операции // Военная мысль. 1957. № 11. С. 78-79.
Добавлю также, что в тот период много внимания (и у нас, и за рубежом) уделялось вопросам боевых порядков и в обороне, и в наступлении в условиях широкого использования противниками тактического атомного оружия. Боевые порядки виделись рассредоточенными, чтобы не представлять из себя выгодную цель для атомного удара, или чтобы в случае нанесения такого удара потери войск были минимальными (не более батальона-двух). Ночные марши/переброски, соответственно, рассматривались как идеальное время для создания наступательной группировки. При этом сами войска могли находиться изначально в десятках километрах от рубежа наступления.