Танковые засады в довоенной литературе (выдержки)

May 30, 2016 09:30

Составлено по просьбе ув. hranitel_slov

КНИГИ

«Успех танковой атаки [в обороне] обеспечивается:

- действием танков обороны во фланг и тыл танкам атаки, широко используя внезапность, применяя засады». (Слуцкий А., Аммосов С., Жарников М. Противоброневая борьба. 2-е изд. М., 1932. С. 42)

«При самостоятельных действиях танков, особенно при столкновении с превосходными танковыми частями противника, весьма часто придется вести оборонительные действия по принципу подвижной обороны. В этих случаях взвод (например взвод в разведке или охранении) может применить следующие приемы:

1. Засада за закрытием: наблюдение за движением противника ведется непосредственно из танков (черт. 19). При подходе танков противника на дистанцию действительного огня (дозорные машины противника могут быть пропущены в тыл, особенно если они пулеметные) открывается интенсивный огонь. При благоприятных результатах огонь ведется до полного уничтожения противника или кончается атакой.

2. Засада может быть организована по другому способу (черт. 20). Один замаскированный танк наблюдает за движением противника, а остальные ждут результатов сзади в другом закрытии. Танк навлекает на себя огонь противника, заставляет его развернуться, а затем отходит в таком направлении, чтобы подставить фланг преследующих его машин под огонь и удар своего взвода». (Амосов С. Тактика и тактическая подготовка танкового батальона. М., 1934. С. 49-50)

«Самое опасное для танков - это внезапное нападение (на дистанции атаки) бронесил противника: внезапный огонь значительного числа танков из засады…

Встречный бой…

Но противник может и не броситься сразу на танковую колонну. Он может ограничиться пассивными действиями, добраться до выгодного района, сосредоточить в засадах группы танков и действиями мелких разведывательных групп навлечь на себя своего врага с тем, чтобы заставить его развернуться или выдвинуться в неблагоприятный район, обрушиться на него огнем из засады, атаковать во фланг, хвост, отрезать пути отхода». (Там же. С. 119)

«Контратака по танкам, прорвавшимся далеко в глубину, производится во фланг и тыл на местности, удобной для этого, или в момент подхода танков к сборному району. Контратакующий батальон имеет здесь все выгоды полной ориентировки в смысле учета числа танков противника и их группировки. При выставлении огневого заслона в сторону фронта на случай появления нового эшелона танков и с целью отрезать боевой парк от атакующих танков нет особой надобности в глубоком эшелонировании танков: в этом случае производится одновременный прыжок на танки противника всех трех рот в одном эшелоне с предварительным огнем накоротке из засад (закрытий), причем принимаются меры, чтобы не допустить возвращения танков противника обратно к себе». (Там же. С. 122-123)

«Несмотря на некоторую невыгодность, боевые машины все же могут в крайне редких случаях использоваться в качестве неподвижной огневой точки. Каковы эти случаи?

Второй случай. Броневая часть поставлена в засаду для действия или по броневым частям противника или по его живой силе. В этих случаях бронечасти могут быть использованы как огневые точки, но сравнительно короткое время». (Аммосов С., Слуцкий А. Взаимодействие танков с пехотой. 4-е испр. изд. М., 1934. С. 65; Слуцкий А. Способы применения танков в обороне // Механизация и моторизация РККА. 1934. № 3. С. 31)

«Если перед началом контратаки имеется возможность открыть внезапный огонь с места, то построение роты на исходной позиции должно давать возможность ведения огня всеми танками. Надо заметить, что огонь роты из засады по заранее обнаруженным танкам противника может дать значительный эффект, в короткий срок расстроить боевой порядок противника и уничтожить большое количество его танков». (Громыченко А. Очерки тактики танковых частей. М., 1935. С. 295)

«Обычно танковый взвод будет действовать самостоятельно лишь при борьбе на сильно закрытой (лесами) местности, так как действия танков массой на такой местности затруднены.

В обороне при выборе исходных позиций прежде всего следует, чтобы: а) исходные позиции укрывали танки от воздушного наблюдения, б) район исходных позиций был недоступен для танков противника (лес), в) была возможность вести огонь с места, г) имелись скрытые выходы к переднему краю и на фланги и тыл.

При таких свойствах исходных позиций танки обороны могут встретить атакующие танки огнем из засады. Густой, рослый, непроходимый для танков, разреженный у опушки лес - наилучшая исходная позиция. Вырубкой отдельных деревьев могут быть устроены выходы из леса в сторону фронта обороны и к флангам для выхода на тот или другой участок обороны с тыла.

При удачном расположении исходных позиций танков обороны в случае прохождения превосходных сил танков противника мимо этих исходных позиций, танки обороны встречают танки ДД противника огнем из засады, не атакуя их. При появлении в том же направлении танков ПП, танки обороны сначала встречают их огнем из засады, а затем атакуют». (Эрнест Н. Боевые действия танкового взвода. М., 1936. С. 73, 74)

«Танки обороны должны быть готовы прежде всего к действиям против наступающих танков. При наступлении танков противника танковый батальон выбрасывается на заблаговременно подготовленные исходные позиции и встречает танки противника губительным огнем с места, а затем атакует их расстроенные ряды по возможности с фланга во взаимодействии с другими средствами противотанковой обороны». (Игнатьев А. Танки в общевойсковом бою. М., 1939. С. 99-100)

«Очень опасным врагом танков являются также свои танки.

При атаке или прорыве танков противника танковые части выдвигаются вперед, занимают замаскированные позиции и открывают внезапный огонь из своих пушек, а затем в случае отступления танков противника преследуют их». (Боргенс В., Самаров М. Танки. 2-е испр. изд. М., 1939. С. 88)

«Пункты для засад должны обеспечивать укрытое расположение машин, возможность применения действительного огня и переход танков к маневру. Этим условиям отвечают опушки лесов или густой кустарник перед открытыми и хорошо простреливаемыми полянами, лощинами, оврагами и т. п.». (Терещенко В. Бронетанковые войска. М., 1939. С. 143)

«Успешное применение незначительного количества республиканских танков для контрудара находит свое объяснение в следующем.

5. Имели место примеры успешного применения танковых засад в глубине оборонительной полосы.

В танковые засады выделялись небольшие танковые подразделения от взвода до роты». (Лебле В. П. Механизированные войска. Л., 1940. С. 38)

Раздел «Танковые засады» в статье И. Ю. Перельштейна «Тактические возможности стрельбы с танков с места и остановок» (Труды академии. Юбилейный сборник. М.: ВАММ им. Сталина, 1940. С. 224-227)

«В обороне танки имеют то преимущество, что они действуют на заранее разведанной местности. Они могут вести огонь с места, с подготовленных и замаскированных позиций по заранее измеренным дальностям. Поэтому при заблаговременной обороне и оборудовании огневых рубежей танки во взаимодействии с противотанковым резервом имеют возможность расстроить танки противника, превосходящие их по численности в 2-3 раза». (Жданов Н. Н. Противотанковая оборона. М.: Артиллерийская академия им. Дзержинского, 1940. С. 18; Жданов Н. Н. Артиллерия в противотанковой обороне. М.: Воениздат, 1941. С. 30)

«В отдельных случаях, например, ночью, на труднодоступной или мало изученной местности, при недостатке огневых средств, при борьбе с численно и качественно превосходящими танками и бронемашинами противника, возможно применение танков в обороне для ведения огня с места из-за укрытий». (Общая тактика. Т. 1. Основы общевойскового боя. М., 1940. С. 213)

«Танки, в зависимости от их количества в дивизии, ширины фронта обороны и условий местности, или распределяются по полкам, или же сохраняются полностью в составе ударной группы в руках командира дивизии. Кроме контратак для уничтожения прорывающихся танков противника, танки широко используются для обеспечения отрыва полков сковывающей группы от противника и их планомерного отхода и для задержания продвижения противника к новому оборонительному рубежу; широко применяются короткие танковые удары из засад». (Общая тактика. Т. 3. Стрелковая дивизия. М., 1941. С. 173-174)

«Основной способ использования танков как средства борьбы с танками в обороне - огонь с места с заблаговременно подготовленной позиции. (…)Чрезвычайно важной особенностью тактики танков по сравнению с тактикой противотанковых резервов является возможность не только отражать удары, но при благоприятной обстановке и самим переходить в контрнаступление. Отсюда следует, что нецелесообразно танки в обороне использовать поодиночке или небольшими группами как специальные противотанковые орудия, привязывая их к определенным участкам. Как и противотанковый резерв, танки целесообразно держать в глубине обороны, компактно выбрасывая их в случае атаки на то или другое направление, в зависимости от обстановки, на свои подготовленные позиции. Это положение не исключает необходимости в некоторых случаях (при ожидаемой танковой атаке) выделения небольших танковых подразделений (один-два взвода) для усиления огня противотанковых орудий на переднем крае на наиболее вероятных направлениях танковой атаки.

Возможно также выделение небольших подразделений танков для устройства засад с последующим завлечением танков противника в таком направлении, где им может быть нанесен фланговый удар танками обороны. Поэтому танки, приданные дивизии, чаще всего будут действовать в составе танкового батальона. На всех намеченных направлениях танковый батальон подготовляет позиции для ведения огня с места». (Балабанов В. М. Противотанковая оборона в основных видах боя. М., 1941. С. 89-90)

«В обычных условиях обороны противник будет иметь только штатные танковые части, не свыше батальона на дивизию. Танки противника часто будут применять тактику засад, тактику подвижной обороны, широко используя огонь с места из-за закрытий». (Там же. С. 119)

ГАЗЕТЫ

«Несколько слов о более длительных остановках танков, или о так называемых танковых засадах.

Каждая танковая засада должна проводиться на основе совершенно определенных разведывательных данных, когда будут точно установлены направление движения противника, схема построения его колонны.

Огонь должен быть одновременным, массированным и коротким, после чего танки на большой скорости выходят из засады и атакуют колонну. Последняя к этому времени уже будет расстроена огнем с места.

Место и время засады необходимо хорошо продумать. Разведка дает исчерпывающие сведения о противнике. Разумеется, что о засаде и месте ее противник не должен догадываться. Следы танков к месту засады нужно хорошо замаскировать.

Большое внимание следует уделить дисциплине среди личного состава танков. Никаких хождений, никаких звуков, могущих обнаружить засаду! Все экипажи должны находиться в полной боевой готовности. Начало огневого налета определяется выстрелом с командирского танка, за которым мгновенно следует огонь всех танков.

Такого рода засады в большой мере могут применяться при использовании танков в обороне». (Стецюк Л. С. Огонь с хода и остановок // Красная звезда. 1936. 11 июля)

«В различных случаях неравного боя численно слабейшие танки будут применять временные отходы в танконедоступные районы, заманивать противника на труднейшие участки местности, устраивать засады, внезапными атаками уничтожать первые его эшелоны и уходить от вторых». (Зиберов И. Танки во встречном бою // Красная звезда. 1936. 22 августа)

ЖУРНАЛЫ

«Непосредственно к таким столкновениям принадлежит устройство засад.

Само собой разумеется, что засад либо должно быть 2-3, чтобы в них попали и разведка, и охранение, и главные силы противника, или должен быть применен другой метод - своевременное и внезапное нападение авиацией.

Повидимому надо было организовать засаду путем укрытия батальона глубоко в лесу чтобы он не был виден самолетами.

Очень интересны были действия по устройству засады в дефиле путем загораживания дефиле танком, который был подбит, но заградил движение всей колонне, в то время когда танк, бывший у противника сзади, был подбит огнем». (Колчигин Б. Бой танков с танками // Механизация и моторизация РККА. 1934. № 12. С. 38)

«Пятый вопрос - как должны действовать контрударяющие танки при борьбе с танками противника - разобран в нашей литературе далеко недостаточно.

Надо твердо запомнить, что в борьбе танков с танками решает дело огонь. Подвижность танка в единоборстве боевых машин должна быть использована или для облегчения своего огня или для затруднения огня противника.

Зачастую однако и в литературе и на практике встречаешь какое-то увлечение немедленным контрударом как самоцелью.

Можно подумать, что задача обороняющихся танков заключается в том, чтобы взять на абордаж боевые машины противника или протаранить их броню непосредственным ударом.

Надо раз и навсегда отказаться от такой «активности» во что бы то ни стало.

Я хочу здесь резко подчеркнуть, что обороняющиеся танки должны прежде всего самым тщательным образом подготовить внезапный и мощный огневой удар по атакующим боевым машинам, так как именно этот удар в конечном счете носит решающий характер.

Как правило контрудар танков должен протекать в следующей последовательности.

Прежде всего вражеские танки следует встретить огнем с места из-за закрытия (небольшие высоты, кустарник и т.п.). Этот огонь должен быть согласован со всей системой противотанковой обороны и в первую очередь с огнем артиллерии. Чрезвычайно важно, чтобы открытие огня было внезапным для противника и застало его в самый тяжелый для атакующего момент». (Кудрин Н. Контрудар танками из глубины обороны // Механизация и моторизация РККА. 1934. № 12. С. 42)

«Из засады»

Внезапность - один из важнейших элементов, играющих первостепенную роль в одержании победы над противником, имеющим даже превосходство в силах. Обнаружив заблаговременно движение противника, необходимо использовать все возможности для поражения его внезапным ударом. Внезапный действительный пушечный огонь и атака во фланг и тыл в несколько минут могу решить исход боя.

Рассмотрим ниже на коротком тактическом примере действия взвода танков из засады, действующего против танков противника». (Опель Г. Примеры действия танкового взвода // Механизация и моторизация РККА. 1935. № 3. С. 36)

«Для создания перевеса в свою пользу красные решают использовать с одной стороны благоприятные условия местности, а с другой - один из важнейших факторов боевой деятельности танков - внезапность. Поэтому батальон красных (рис. 2) в развернутом боевом порядке заблаговременно размещается по опушке леса, тщательно замаскировав машины, и при подходе противника, идущего вдоль опушки леса, с дистанции в 400-500 м внезапно открывает губительный огонь с места и вслед за этим всей своей массой обрушивается на противника, одновременно охватывая его с тыла». (Книжников Л. О бое танков с танками // Механизация и моторизация РККА. 1935. № 5. С. 17)

«Намечая рубежи для встречи танков противника, необходимо выбирать такие, которые маскировали бы достаточно расположение своих танков (опушки леса, кустарник), по возможности имели бы перед собой танконедоступные или труднопроходимые преграды, давали бы возможность хорошего обзора и ведения огня на действительные расстояния и позволили бы развернуть всю танковую часть в один эшелон (для обеспечения ведения огня всеми наличными огневыми средствами)». (Ольшанский М. Бой танков с танками // Механизация и моторизация РККА. 1935. № 9. С. 3)

«2. Противник имеет тройной перевес сил.

В таком случае выходить в контратаку будет нецелесообразно, здесь нужно применять тактику засад и неожиданных ударов с тыла (схема 5).

При тройном перевесе сил противника (вернее вообще при значительном перевесе) танковое подразделение должно устроить засаду тотчас же за передним краем обороны, на вероятном пути движения танков противника». (Панышев А. Маневрирование боевыми порядками танков // Механизация и моторизация РККА. 1935. № 9. С. 8)

«Атака заранее обнаруженных танков противника в условиях благоприятной местности (схема 2, положение 1)

Рота красных в засаде. Она заблаговременно разместилась в развернутом боевом порядке по опушке леса, тщательно замаскировав машины, и при подходе синих, идущих вдоль опушки леса*, с дистанции 500-600 м внезапно открывает огонь с места».

* Вряд ли противник, пройдя вдоль опушки леса, не разведует его заранее. - Ред.
(Удовиченко К. Отработка приемов борьбы танков // Механизация и моторизация РККА. 1935. № 9. С. 9)

«Атака танков противника с фланга и тыла из засады

При обнаружении танков противника на местности, дающей возможность заблаговременно уйти в естественные маски (лес, кусты, строения и т.п.), командир взвода ведет танки за собой в укрытие, наиболее благоприятствующее внезапности нападения. Достигнув намеченного укрытия, командир взвода устанавливает танки так, чтобы они в любой момент могли свободно броситься в атаку. Тщательно замаскировав машины, командир взвода лично наблюдает за противником. Когда танки подойдут на дистанцию броска в атаку, он немедленно дает сигнал на выдвижение своих танков из укрытия и атаку противника. Последняя может вестись с фланга и тыла.

Действия роты из засад

Если позволяет обстановка и условия местности благоприятствуют, танковая рота должна стремиться к атаке противника с места - из засады. В этом случае рота не маневрирует на местности, а, заняв ближайшее, выгодное в смысле маскировки укрытие, ожидает того момента, когда танки противника подойдут на близкое расстояние (300-500 м), после чего наносят им огневой удар с последующем затем выдвижением машин из-за укрытия и продолжением атаки с хода». (Иванов И. Бой танков с танками (Действие мелких танковых подразделения) // Механизация и моторизация РККА. 1935. № 11. С. 21, 26)

«В оборонительном бою, наоборот, важнейшим способом ведения огня следует считать огонь с места. Отличное знание всех складок местности, возможность засад должны быть здесь использованы полностью». (Н. К. К борьбе танков с танками // Механизация и моторизация РККА. 1936. № 1. С. 13)

«Существенную роль играет также наличие естественных масок и укрытий в районе танкового боя. Благодаря им наши танки могут широко использовать действия из засад, организовывать обманные действия и совершать серию различных маневров, выводящих к наиболее слабым местам боевого порядка танков противника, не демаскируя своего движения». (Книжников Л. О бое танков с танками // Автобронетанковый журнал. 1937. № 10. С. 5)

«Подвижность танка - один из основных его боевых элементов. Этим и определяется способ решения танками боевых задач при обороне почти исключительно наступлением.

Использование танков в обороне для неподвижного боя допускается лишь в самых исключительных случаях (засада, охранение на сборных пунктах), так как в неподвижном состоянии танки по своим габаритам являются хорошей целью и будут уничтожены огнем артиллерии или танками наступающего». (Кожохин Н. Танки в обороне // Автобронетанковый журнал. 1938. № 4. С. 13)

«Для наибольшего успеха обороны танковый батальон целесообразно использовать группами (взвод, рота) в полках 1-го эшелона, применяя фланговые удары и засады на вероятных путях движения танков противника». (Сорокин И. Использование танков при обороне СД в лесисто-болотистой местности // Автобронетанковый журнал. 1938. № 10. С. 24)

Военная теория, Танки, 1918-1941

Previous post Next post
Up