А вы в детстве играли в Штирлица?

Sep 06, 2023 09:00


Следует заметить, что советский кинематограф (и не только фантастический) стал проигрывать битву за умы молодежи еще в 1960-1970-е гг. На обсуждении повести Г.П. Тушкана «Друзья и враги Анатолия Русакова» в Московской писательской организации в 1964 г. начальник 4-го отдела МУРа В.В. Коновалов приводил такие сведения: «Взяли 80 ребят и спрашивали, какие книги они читают. Оказалось, что читают детективы и в основном не наши. Когда спрашивали, какие фильмы они видели, то оказывается: не “Чапаева”, а 17 раз смотрели “Три мушкетера” и 20 раз смотрели “Великолепную семерку”»(1). Г.А. Будник, исследуя культурный уровень советского студенчества, цитирует преподавателя провинциального вуза, который отмечает, что на фоне снижения общей культуры студенты «смотрят преимущественно зарубежные фильмы»(2). Это высказывание датируется 1975 г. Впрочем, нарекания вызывал и советский кинематограф, который стал к началу 1980-х гг. воспроизводить образцы, характерные для западной массовой культуры. Например, главред «Юного техника» С.В. Чумаков писал секретарю ЦК ВЛКСМ В.К. Егорову: «Ребята давно перестали играть в Чапаева, в Буденного, в “красных и белых”. Сейчас играют в ... Штирлица и Мюллера ... Нездоровую службу в этой трансформации героики в псевдогероику играет, например, складывающийся в последнее десятилетие экранный облик врага... враг одет с иголочки, при всех регалиях... подтянут... Ведь он подчас оказывается сильнее образа положительного героя, борца против фашизма»(3).
_________________
1. РГАЛИ. - Ф. 2464. - Оп. 3. - Д. 782. - Л. 71.
2. Будник Г.А. Высшая школа и интеллигенция: советский воспитательный и образовательный эксперимент. 1945-1985 годы. - Иваново: ИвГУ, 2003. - С. 202.
3. РГАСПИ. - Ф. М-84, - Оп. 1. - Д. 14. - Л. 232-233.

Комиссаров В.В. Советская интеллигенция в сфере научной фантастики: общественно-политический дискурс и практическая деятельность. 1950-е - начало 1980-х гг. Дисс. доктора ист. наук. Иваново, 2015.

У нас в школе играли. 1987-й, весна, заканчивается третий класс, а мы там чуть ли не по ролям распределяем (как раз прошёл очередной показ «Мгновений»). Мне, помнится, достался перековавшийся эсэсовец Гельмут.

«В чем же причина такого тотального внимания к новой ленте, когда, кажется, весь ритм нашего досуга в последние две недели определяло расписание серий? О них говорили в автобусах, в метро, высшие тайны гитлеровского рейха обсуждались во дворе мальчишками, небрежно жонглирующими столь чудовищными некогда именами Гиммлера, Кальтенбруннера, Бормана. Теперь они стали персонажами». (Из отзыва 1973 года).

Ну а что тогда хотела смотреть молодёжь, довольно ясно видно из заметки ниже.

УРОК В КИНОЗАЛЕ

После опубликования моего ответа на письмо школьницы Маши Яркиной под названием «Супермены» из... подворотни» («Кинонеделя Ленинграда» от 24 февраля 1983 г.) в редакцию пришло такое письмо:

«Я хочу поспорить с тов. Лисовским. Он выступает против фильмов западных стран, в которых пропагандируется культ грубой силы и жестокости, где так много изощренных зверств, убийств, стрельбы и мордобоя. Не могу согласиться с его опасениями. Вот американский фильм «К сокровищам авиакатастрофы»* - сюжет с традиционным хэппи-эндом, глупые коварные гангстеры, бандит по кличке Костолом, смешные приемы каратэ. Ничего не вижу вредного...

А тревожиться, по-моему, не о чем. Ведь не все подростки подражают «суперменам», хотя бы потому что этих «суперменов» в жизни не встречали. И я считаю, что чем больше будет развлекательных фильмов (фантастических, приключенческих), тем лучше. Люди ходят в кино, чтобы отдохнуть от будней, от серой повседневности. С уважением Николай М., учащийся техникума морского приборостроения».
___________________
* - Race for the Yankee Zephyr (1981, США-Австралия-Новая Зеландия). В советском прокате с февраля 1983 года. Прим. paul_atrydes.

Вот такое письмо. Нет, на мой взгляд, особой необходимости его подробно комментировать, так как мой сердитый оппонент, спрятавшийся за буквой «М», сам себя высек последней фразой: «Люди ходят в кино, чтобы отдохнуть от будней, от серой повседневности». Но хотелось бы спросить вас, Николай М., почему вы выступаете от имени всех кинозрителей. Они вас уполномочили? Если вы уже в свои 18 лет утомились от «будничной учебы», и видите спасение в фильмах типа «Троих надо убрать», то мне вас просто жаль! Вы себя обкрадываете, живя в таком прекрасном городе.

Известно ли вам, Николай, что в семидесятые годы США продавали Польше свои фильмы (особенно боевики и о похождениях всякого рода «суперменов») в несколько раз дешевле, чем другим странам? За одну часть многосерийного фильма, предназначенного для одноразового показа по телевидению, Польша платила 300 долларов, а Франция и Канада - 15000. Не думаете же вы, что они заботились о повышении морального и культурного уровня польского народа?

В числе идолов, навязываемых американской пропагандой молодежи, хочу назвать следующие: 1) 1) Идол антикоммунистический, граничащий с фашизмом. Он проявляется в патологической ненависти к коммунизму. 2) Идол «исключительности» американской миссии в борьбе за права человека. 3) Идол суперменства. Это культ жестокости и насилия, проповедь кулака, романтизация жестокости и садизма, пренебрежение ко всем «не американцам» (особенно черным и цветным). Вспомните ковбойские фильмы, где «благородные» шерифы борются с «грязными индейцами».

Список «кумиров» можно было бы продолжить, однако размеры «Кинонедели» не позволяют мне этого сделать. Я отнюдь не хочу сказать, что каждый, кто увидит фильмы о суперменах, будет слепо копировать их поведение. Я согласен с вами, что думающие молодые люди не станут делать этого. Думающие! Но сколько их, не умеющих думать! После просмотра фильма «Экипаж» в ряде городов страны юнцы увлеклись цветомузыкой. Но где взять светофильтры? Добыли на железной дороге, разломав светофоры.

Думающие дети и подростки играют в Чапаева и Тимура, недумающие - в «суперменов». В этом принципиальная разница и в этом одна из причин так называемой «немотивированной жестокости» среди части юношества и девушек, считающих, что сегодня быть добрым не модно.

Однако неужели вам, Николай, неизвестно, что люди, привыкшие серьезно думать, часами стоят у касс в надежде приобрести с рук билет на серьезный кинофильм или спектакль? И, наоборот, сформировалась категория молодых людей со своеобразным «дискотечно-потребительским» отношением к жизни.

Одна девушка, подслушав мой разговор с другом, когда мы возмущались боевиком «Троих надо убрать», крикнула: «Вам бы только фильмы про заводы смотреть, а тут такая любовь!..» До сих пор не могу понять, где она увидела в этом фильме любовь? Грустно.

В одном прав мой сердитый оппонент Николай М., что юности нужны приключенческие фильмы. Да, нужны. Мальчишки всю жизнь играли в мушкетеров. Ибо их привлекают благородные черты героев. Такие как смелость, честность, порядочность, отвага и отзывчивость. Но вот пишет одна восьмиклассница: «Сегодняшние мальчишки играют не в мушкетеров, а в каратистов». А это вдвойне печально.

В заключение я хочу обратиться к рассерженному оппоненту с предложением встретиться (в редакции, лично, на диспуте в техникуме) и обсудить наши позиции. С уважением

В. ЛИСОВСКИЙ,
профессор ЛГУ, лауреат премии Ленинского комсомола

Кинонеделя Ленинграда. 1983. 11 августа.

Кинонеделя Ленинграда, Кино, Современность

Previous post Next post
Up