Крокодилы летают, только нызенько-нызенько (II)

Nov 14, 2022 09:05

Боевые порядки стрелковых частей при прорыве позиционной обороны

Выбор боевого порядка для наступления определяется рядом факторов - тактическим замыслом, укомплектованностью частей, условиями местности и пр. Немалую роль здесь играет система неприятельской обороны. Ее глубина, характер позиций, построение огня, - всё это неминуемо сказывается на выборе, наступающей стороной того или иного боевого порядка. Поскольку обстановка на полях боев подвержена изменениям, а характер неприятельской обороны не всегда одинаков, постольку боевые порядки наших наступающих частей и соединений строятся в различных условиях по-разному.

Известно, что после провала своей летней кампании в 1943 году немецкое командование все свои расчеты начало строить так, чтобы всемерно затянуть войну. Это наложило отпечаток и на систему неприятельской обороны. Больше же всего на нее повлияла возросшая мощь нашего артиллерийского и минометного огня, наших танков и авиации. Враг начал связывать опорные пункты сплошными траншеями. Он перешел к системе сплошных траншей на переднем крае и в ближайшей глубине обороны, глубоко эшелонируя все ее элементы. Немцы стали шире применять противотанковые и противопехотные заграждения, причем в самых разнообразных комбинациях и во всей глубине обороны. Усилилось также массированное использование в обороне всех средств, какие предоставляет современная боевая техника: артиллерии, минометов, танков, самоходных орудий и авиации.

Как показали сражения прошлого и текущего годов, тактическая оборона немцев обычно имела глубину в 10-15 километров и состояла из двух полос. Первая - наиболее, сильно укрепленная - являлась главной. Глубина ее равнялась четырем-шести, а иногда и восьми километрам. Главная полоса включала в себя две-три позиции. Каждая позиция имела минимум одну сплошную траншею, а первая, основная, две или несколько таких траншей. Количество их в главной полосе в общем колебалось от 3 до 8. Вторая полоса была менее развита в инженерном отношении и состояла из одной-двух траншей, которые войска обычно заблаговременно не занимали.

Такая глубокая траншейная система при широком использовании мощных заграждений характерна для сильно укрепленной оборонительной полосы. Прорыв ее требует соответственного построения боевых порядков наступающих стрелковых войск. Чтобы избежать пауз в захвате позиций противника, последовательно расположенных во всей тактической зоне обороны, необходимо глубоко эшелонировать боевые порядки наступающей пехоты. В этой зоне обычно находится огромное количество разнообразных об'ектов атаки и целей. Непрерывно воздействовать на них по всей глубине, соблюдая при этом высокий темп продвижения, невозможно без постоянного наращивания сил. Паузы ведут к снижению темпа. Стоит задержаться, предположим, на первой позиции, и враг успеет усилить сопротивление на второй. Силы атакующих всё время должны нарастать по мере развертывания последовательной борьбы за овладение всеми позициями обороны. Необходим высокий темп прорыва тактической зоны вражеской обороны. Для этого и требуются глубоко эшелонированные боевые порядки, что предусматривается нашими уставами.

Прорыв сильно укрепленной полосы требует также предельного насыщения боевых порядков стрелковых войск средствами усиления. В наступательных операциях прошлого года и в истекшую зимнюю кампанию на усиление стрелковых корпусов поступали целые соединения различных родов войск. Стрелковые дивизии в свою очередь усиливались артиллерийскими, минометными, танковыми бригадами и полками. Часто наступление одного стрелкового полка поддерживалось тремя-пятью артиллерийскими полками и одним-двумя танковыми, и инженерными батальонами.

Огонь самой пехоты должен быть особенно интенсивным и плотным при атаке позиций сильной оборонительной полосы. Поэтому эшелонированное построение боевых порядков ни в коей мере не означает, что средства пехоты должны резервироваться. Принцип здесь тот же, что и при одноэшелонном построении - одновременное и наибольшее участие огневых средств пехоты от начала и до конца боя. Пушки и минометы (включая батальонные) всех последующих эшелонов используются для поддержки первого эшелона. Они участвуют в общей артиллерийской подготовке. Сплошь и рядом минометы, например, сводились для этой цели в централизованно управляемые группы и открывали огонь, имевший серьезное значение в той огромной массе огня, какая создавалась на участке прорыва. Что касается непосредственной подготовки атаки, то и в ней должно участвовать всё тяжелое оружие вторых и третьих эшелонов, полков, вплоть до станковых пулеметов включительно.

Средства последующих эшелонов, как правило, используются централизованно. Они ведут огонь с исходных позиций на тех направлениях, на которых действуют части и подразделения, коим эти средства принадлежат. С развитием атаки и наступления они следуют в боевых порядках своих частей и подразделений.

Благодаря столь богатому насыщению боевых порядков наших наступающих войск различной техникой усиления и участию в одновременном воздействии на оборону противника средств последующих эшелонов создавалась такая плотность огня, которая в два и в три раза превосходила огневую плотность, когда-либо достигавшуюся в прошлой мировой войне. Известно, в какое состояние приходили от этого немецкие оборонительные позиции. Они разрушались не только на переднем крае, но и в ближайшей тактической глубине вражеской оборонительной полосы.

Подавление с помощью артиллерии, минометов и авиации всей системы огня сильно укрепленной позиционной обороны противника должно быть таким, чтобы исключались излишние потери вторых эшелонов. С этой же целью в исходных для наступления районах строятся инженерные плацдармы, получившие широкое развитие в наших наступательных операциях.

Опасность перемешивания эшелонов устраняется при тщательной организации ввода их в бой. Нужно разрабатывать строгий порядок ввода, четко устанавливая направление и рубежи развертывания для каждого эшелона. Естественно, что здесь необходима железная дисциплина движения, особенно во время ввода в прорыв. Управление должно быть непрерывным и твердым сверху донизу.

Такая нацеленность всего боевого порядка и каждого его звена, при условии тщательной подготовки боя и хорошо разработанного взаимодействия, делает глубокое эшелонирование наиболее организованным и действенным способом прорыва сильной позиционной обороны.

В построении боевого порядка не может быть шаблона. Боевые порядки могут быть одноэшелонными, если речь, например, идет о прорыве промежуточных менее укрепленных позиций врага. Боевые порядки, как указывают наши уставы, должны быть глубоко эшелонированными, если требуется прорывать сильные укрепления. Однако, какой бы из этих двух принципов ни применялся, командиры всегда будут стоять перед проблемой выбора такого боевого порядка, который являлся бы наиболее пригодным для данных конкретных условий. Перед наступающим - неглубокая полоса противника. Целесообразно одноэшелонное построение. Но как лучше развернуть подразделения боевого порядка - углом вперед или назад, уступом вправо или уступом влево? Если впереди прочная позиционная оборона, то сколько эшелонов иметь в дивизии и сколько в полку?

При прорыве глубоко развитой позиционной обороны, построенной на системе траншей, правильное решение этого вопроса играет особо важную роль. Опыт показывает, что дивизии целесообразно строить в два эшелона, реже - в три. Она действует в одном эшелоне, когда полки имеют глубокое построение, рассчитанное на быстрое развитие успеха. Кстати, укажем, что в эшелонированном полку можно лучше организовать взаимодействие и самый ввод вторых и третьих эшелонов в бой, чем это удается в масштабе дивизии. То же следует сказать относительно управления боем.

Во время наступления наших войск на Орловском плацдарме в прошлом году и в процессе прорыва Перекопских и Севастопольских укреплений немцев в текущем году полки стрелковых дивизий имели трехэшелонное построение. Эффект, как известно, быта исключительно велик. В первые же два-три часа боя были захвачены все траншеи первой позиции, а на отдельных участках и второй позиции главной оборонительной полосы.

В тех случаях, когда основой тактического замысла является развитие успеха в сторону какого-либо фланга, целесообразно строить боевой порядок дивизии в три эшелона, чтобы обеспечить сильный удар во фланг и тыл противника. Первые два эшелона прилагают все свои усилия, чтобы овладеть не только первой, но и второй позицией главной полосы. Они этим обеспечивают возможность третьему эшелону развивать успех в сторону намеченного фланга. Третий эшелон действует на «сматывание» боевых порядков противника. Можно привести здесь пример из опыта боев под Орлом в прошлом году. N дивизия, действовавшая на главном направлении, двумя эшелонами овладела первой и отчасти второй позициями основной полосы, а третий эшелон сразу же повернул вправо и пошел по тылам немецкого полка, который занимал оборону по лесной опушке. Этот полк, под воздействием третьего эшелона дивизии и наших подразделений, действовавших с фронта, был частью уничтожен, частью отошел на позиции соседа вправо. Таким образом, прорыв на участке дивизии был расширен на несколько километров к концу первого же дня боя.

Всё же наиболее часто практикуется двухэшелонное построение дивизии. Оно пригодно и для прорыва в глубину и для развития успеха в сторону желаемого фланга (если первый эшелон в состоянии пройти на такую глубину, которая обеспечит маневр второго эшелона).

Боевые порядки стрелковых полков, как указывалось выше, строятся и в три эшелона и часто в два. К сказанному выше добавим, что, помимо быстрого наращивания сил при прорыве, последующие эшелоны в полку необходимы еще для отражения контратак. Между тем контратаки обычно достигают наибольшей силы во время борьбы за первую позицию главной полосы обороны.

Как показывает опыт, общее количество эшелонов в полку и дивизии должно равняться трем или четырем. Расчет здесь таков: преодолеть все три позиции главной полосы обороны. Как правило, на первую позицию необходимы два эшелона, ибо она наиболее укреплена. Общий принцип тут следующий: чем глубже эшелонирована оборона, тем более глубоким должно быть эшелонирование боевых порядков наступающей стороны. При прорыве Севастопольского укрепленного района немцев N гвардейский корпус наступал двумя эшелонами. Его дивизии первого эшелона - тоже двумя, а полки первого эшелона - тремя.

Обычно глубина боевого порядка дивизий в исходном положении колеблется от одного до двух километров. При этом удаление батальонов друг от друга, если боевые порядки полков эшелонированы, в среднем равняется 500-600 метрам.

Построение стрелковых батальонов целиком зависит от того, в какой мере развиты позиции, которые они должны атаковать. Батальоны первого эшелона, естественно, овладевают первой позицией противника, состоящей из двух-трех траншей. Эти батальоны наступают обычно одной цепью, имея задачей овладеть второй траншеей, которая является самой сильной. Гарнизон первой траншеи, как правило, выводится из строя в ходе нашей артиллерийской подготовки. Однако для очищения ее от уцелевших вражеских солдат необходимо выделять специальные группы.

Если батальон получает задачу овладеть тремя траншеями первой позиция, то ему целесообразней наступать двумя цепями. Первая захватывает вторую траншею, а вторая - третью. Опыт прошлых боев показал, что наиболее оправдывает себя такое построение, при котором в первой цепи батальона наступают две роты, а во второй (чаще всего за центром батальона) - одна рота на дистанции 150-200 метров.

Вторые цепи батальонов не являются вторыми эшелонами. Во-первых, вторые эшелоны наступают в более плотных строях, во-вторых, они находятся на значительно большем удалении от впереди идущих, чем вторые цепи батальона.

Разумеется, что роты и взводы наступают в большинстве случаев в одной цепи. Лишь при условии особой развитости неприятельских укреплений эти стрелковые подразделения действуют двумя цепями. Так было, например, под Севастополем, где батальоны, действовавшие на одном участке, наступали тремя цепями: в первой - взводы автоматчиков, во второй - стрелковые взводы, в третьей - взводы, предназначенные для очистки траншей от уцелевших групп противника.

Нужно учесть, что составным элементом боевых порядков стрелковых батальонов являются группы разграждения и штурма. Когда на переднем крае обороны противника имеются доты и дзоты, а также в тех случаях, когда бои ведутся в населенных пунктах, штурмовые группы следуют впереди стрелковых цепей. Часть их следует со вторыми эшелонами и даже резервами. Если же первая позиция обороны противника состоит из полевых укреплений, а дзоты, доты и укрепленные населенные пункты находятся в глубине обороны, целесообразно штурмовые группы держать во втором эшелоне. Они используются при подходе к указанным об'ектам.

Таким образом многообразная практика истекших наступательных операций Красной Армии показывает, что для прорыва прочной глубокой позиционной обороны следует глубоко эшелонировать боевые порядки стрелковых войск и предельно насыщать их средствами усиления. Попытки шаблонного подхода к делу приводили к нежелательным результатам. Так, на одном участке фронта на сильную оборонительную полосу противника N соединение наступало в одноэшелонном построении боевого порядка. Оно вклинилось в расположение противника на 600 метров, после чего наступление прекратилось, ибо нечем было развить успех. Правда, командир соединения принял меры для перегруппировки. Однако пока она совершалась, противник сумел организовать сильное сопротивление на последующей позиции главной оборонительной полосы. Благоприятный момент был упущен. Если бы соединение применило глубокий боевой порядок, можно быть уверенным, что сила удара наращивалась бы на всю тактическую глубину обороны противника.

В заключение нужно подчеркнуть еще раз, что самое опасное в выборе боевого порядка - это шаблон. Наши уставы дают нам образцы боевых порядков, но не для того, чтобы следовать им без всякого учета конкретной обстановки. Тот или иной образец должен избираться в строгом соответствии с боевыми задачами и конкретными условиями, сложившимися на поле боя.

Полковник Н. ПОЛЕВ

Красная звезда. 1944. 5 июля (№ 158).

Военная теория, ВОВ, Красная звезда

Previous post Next post
Up