«Заклёпочники» уже тогда

Jan 20, 2020 09:00

СОР НА ЭКРАНЕ

При создании художественного фильма у его авторов всегда возникает уйма творческих и чисто постановочных вопросов. Это естественно. Возникают и такие, которые носят второстепенный характер, и от них зачастую отмахиваются - ладно, мол, мелочь, сойдет. Однако каждая соринка, фальшивинка «кричит» с экрана. Если герои фильма пушкинских времен идут по набережной Мойки, а в кадр попадает дом современной постройки или телевизионная антенна - это не пустяк.

Особенно распространены «ляпы», связанные с военной службой, одеждой, оружием, техникой и т. д.

В армии издавна все определено, установлено и расписано - от систем и количества пушек в дивизионах до размера и количества пуговиц на гимнастерке. И режиссерам, художникам по костюмам, актерам зачастую нечего ломать головы - как и что - достаточно поинтересоваться уставами, наставлениями нужного им времени, вида и рода войск. Или надо не впопыхах, а по-деловому, обстоятельно выверить все с военным консультантом. Однако нередко кинематографисты почему-то пренебрегают этим (равно и театры, кроме армейских и флотских). А результат плачевный: в фильмах встречаются несуразицы, которые подрывают веру зрителя в правдивость произведения.

Начну с того, что в некоторых лентах о Великой Отечественной войне слишком щедро одаривают не только главных героев, но и «массовку» государственными наградами. Вспомним популярную некогда кинокомедию «Женя, Женечка и «катюша» - какие в ней «заслуженные», «отличившиеся» почти все персонажи. А боевые награды доставались ой как нелегко, и «щедрость» постановщиков только обесценивает ордена в глазах зрителей, особенно молодых.

Знаки различия, форма одежды. Каких искажений тут только нет!

Действие недавнего фильма «Вторжение» (Одесская киностудия) происходит в 1941 году, перед самой войной и в первые ее недели. У главного героя офицера-пограничника петлицы политработника, а нарукавные нашивки строевого командира; орден Красной Звезды в разных кадрах «прыгает» с правой стороны груди на левую и обратно. В подобном же несоответствии находятся знаки различия у коменданта железнодорожного вокзала. Этот офицер носит медаль на пятиугольной колодке, каких тогда еще не было.

Кто хоть год прослужил в армии, всю жизнь будет опоясываться, держа пряжку ремня в левой руке. Портупея перекидывается через правое плечо. При погонах - пропускается под погон. Планшетка, полевая сумка носятся на левом бедре. Наплечный ремешок от кобуры с наганом всегда прижимался поясным ремнем к телу только за переднюю нагрудную часть, задняя же оставалась неприжатой. И так далее. Все это мужчинам, прослужившим срочную, въелось навечно. Но для иных кинематографистов элементарные уставные положения - темный лес. И герои их фильмов нередко облачаются в военную амуницию кому как вздумается.

В добротной, хорошей картине «Рожденная революцией» давно ставший кадровым чекистом начальник УГРО появляется с портупеей, надетой через левое плечо. Бывает, что герой спешит в комнату в гимнастерке, а вбегает уже в кителе! Эпизод снимался в два приема, и ассистент режиссера забыл записать, как был одет актер на первой съемке. «Да ладно, проскочит, - надеются в группе, - не переснимать же еще раз!»

А какая отсебятина в обращении с личным оружием! Возьмите, например, «классический» атрибут всех фильмов и спектаклей о гражданской войне - маузер в деревянной кобуре. Неправильно носят его герои популярных лент «Операция «Трест», «Достояние республики». Да и только ли их... Между тем нужно вникнуть в суть дела и понять, что маузер неспроста в деревянной кобуре: она - приклад. Примкнув к ней пистолет, им можно пользоваться как карабином. Пистолет большой, длинный, кобура, естественно, еще больше. Носить ее на поясном ремне как обычную неудобно. А чтобы пистолет вынуть, придется тянуть руку до самой подмышки. Маузер был единственным пистолетом, который носили на ремне через плечо на левом бедре и рукояткой вперед. Вынимали его как шашку из ножен. Именно так было удобно им пользоваться. Не уразумев это и не узнав у сведущих людей, актеры приспосабливают маузер тоже как вздумается.

Прямо-таки больной проблемой стал показ в игровых фильмах боевой техники минувших войн, в частности Великой Отечественной. Тогдашние самолеты, танки и т. д. подменяются послевоенными машинами. Скажем, в первых же кадрах картины «Приказ: перейти границу» по обводам башен и другим приметам мы узнаем наши танки современной модификации, каких в год войны с Японией еще не было.

Конечно, старая техника, к сожалению, почти не сохранилась. И все же в лентах о минувшей войне не должны так отчетливо читаться сегодняшние боевые машины, мелькать винтовки с нынешними прицельными планками или, как в телефильме «Сто первый», появляться старые грузовики ЗИС-5, снабженные сегодняшними замками бортов.

Перечень несуразиц, огрехов может быть длиннее, но мысль и без того ясна. Товарищи кинематографисты, помните: в армии и на флоте нет пустяков, мелочей - все целесообразно, все точно определено, а подчас еще и связано с традициями отечественных вооруженных сил. Не пренебрегайте ими!

Советское искусство умеет создавать хорошие военные фильмы, и чрезвычайно досадно, когда небрежность постановщиков в деталях снижает воздействие на зрителя в целом высокохудожественных произведений.

Майор в отставке
Вл. ЧЕРНОСВИТОВ,
ветеран войны.

Красная звезда. 1983. 18 декабря (№ 290).

Кино, Красная звезда

Previous post Next post
Up