Предложения по изменению танковой тактики

Apr 17, 2019 09:00

Перевод документа из второго тома Panzertruppen Томаса Дженца (стр. 43-45). Исходник довольно кондовый, это сказалось на качестве текста.

Тактика применения танковых войск развивалась под давлением обстоятельств: вместо крупных наступательных операций со стратегическими целями приходилось вести оборонительные бои. В попытках выработать новую тактическую доктрину, командующий LVII танковым корпусом поставил следующие вопросы перед командиром 17-й танковой дивизии:

1. Как следует во время атаки уничтожать постоянно усиливающуюся противотанковую оборону?

2. Какие выводы следует сделать для танковой тактики?

Командир 17-й тд ответил 24 апреля 1943 года:

1. Танковую тактику, приводившую к великим успехам в 1939, 1940 и 1941 годах, следует рассматривать как устаревшую. Сегодня, даже если всё ещё возможно прорвать противотанковую оборону сосредоточенными танковыми силами атакующими несколькими волнами друг за другом, мы должны учитывать прошлый опыт, что это всегда приводило к значительным потерям и наша ситуация с производством более этого не выдерживает.

Эволюция танковой тактики логична. Ранние успехи нового оружия, вызванные его шоковым эффектом и временной непобедимостью атакующего, всегда находит свой конец в разработке соответствующей защиты. С промышленной точки зрения, танковое производство не в состоянии идти в ногу с производством оборонительного оружия. Вероятно, тысячи противотанковых ружей и десятки противотанковых орудий можно сделать вместо одного танка.

Из этих представлений следует сделать следующие выводы:

2. Новая Panzer-Taktik, которая по необходимости уже успешно применялась нашими дивизиями во время этой кампании, вкратце выглядит так:

Танки больше не являются ядром танковой дивизии, вокруг которого прочие рода войск сгруппированы как более или менее вспомогательные войска. Танк - новый род войск, который должен использоваться вместе со старым родами и равноценен им. В координации с другими родами у танков все еще есть результат, даже если их численность опустилась намного ниже штатной численности.

Их важность как нового оружия основана на том факте, что танки объединяют в себе оба важных для атаки элемента - мобильность и огневую мощь. Эти элементы основаны не на том, что танки неуязвимы или менее уязвимы из-за своей брони.

Бой танковой дивизии характеризуется наличием подвижности всех её элементов. Следовательно, командир имеет возможность выбирать и создавать Schwerpunkt по ходу действий. Этот принцип исключает разработку перед атакой жестких негибких планов по использованию танковой части. Негибкое применение, указанное в рамках боевых планов, изложенных перед боем, заменяется сборкой и направлением подвижных подразделений во время боя для атаки на слабые позиции или подходящие цели, распознаваемые собственно командиром дивизии.

Сражение начнётся атакой пехоты. Пехотная атака обеспечит необходимой информацией о силе противотанковой обороны, её протяжённости и глубине. После определения противотанкового оборонительного фронта, следуя старым классическим принципам управления подвижными частями, танкам прикажут атаковать фланг или, по возможности, тыл вражеской оборонительной позиции. Если возможно достижение полной внезапности, эта атака может быть проведена только танками. Если внезапность не гарантирована, то перед началом фланговой атаки превосходным огнём артиллерии и самих танков следует потрясти или, по крайней мере, поколебать вражескую противотанковую оборону. Если же внезапность гарантирована, то в исключительных случаях атака против фланга противотанковой обороны может быть успешной и без предварительной артиллерийской подготовки.

Даже в самых благоприятных условиях [действий] против флангов или тыла, атака вражеской противотанковой обороны не может быть осуществлена только с использованием танкового оружия. Она требует поддержки артиллерии. Однако опыт показывает, что танковая атака, направляемая против фланга или тыла, выходит из зоны действия артиллерийской группы, назначенной для взаимодействия с ней [атакой]. Необходимы самоходные артиллерийские батареи, которые используют свою подвижность, чтобы передвигаться на огневые позиции в одном строю с танками и, таким образом, приспосабливаться к подвижности танковой части.

3. Теперь, когда изложены принципы новой Panzer-Taktik, будет объяснено их практическое применение.

a. Использование танков в качестве первого эшелона (волны) атаки против сильной, окопавшейся, подготовленной оборонительной позиции всегда приводит к слишком большим потерям и, следовательно, является неправильным.

b. Использование танков против отдельных противотанковых позиций возможно при условии, что приказ на месте отдаст «нейтральный» командир, и в тесном взаимодействии с другими родами войск после создания Schwerpunkt. Управление по мере развития сражения берёт на себя «нейтральный» командир.

c. Такое использование танков обещает наибольший успех, если они ударят по флангу противнику вскоре после начала атаки, пока вражеское противотанковое оружие ещё не заняло подготовленные позиции. Кроме того, в последнем случае направление и время атаки должны быть определены «нейтральным» командиром на месте. (Используя этот последний метод, крайне ослабленная 17-я танковая дивизия полностью уничтожила вражескую дивизию и под Кутейниковской 5 января, и под Бол. Таловой 27 января 1943 г.).

4. Новая тактика зависит от взаимодействия трёх основных родов войск армии - пехоты, танков и артиллерии - в течение всего сражения. Это взаимодействие может быть гарантировано только командиром. Это означает, что во всех случаях, когда задействована большая часть дивизии, командир дивизии на месте управляет координацией родов войск в ходе всего боя. Если это вызвано обстоятельствами, как в ходе боёв между Волгой и Доном, когда надо было собрать несколько отдельно действующих Kampfgruppe из имеющихся пехоты, танков и артиллерии, необходимо, чтобы каждой Kampfgruppe командовал «нейтральный» командир, который ни в коем случае не должен одновременно напрямую командовать танками или пехотой в этой же Kampfgruppe.

Средством управления командира является 10-ваттная радиостанция, установленная в танках. С помощью этого устройства командир связывается с танковым командиром, а также с пехотным командиром, которому придаётся один танк с нужной радиостанцией. «Нейтральный» командир из своего БТР связывается с Kampfgruppen, находящимися вне Schwerpunkt, и со своим оперативным офицером, действующим далее в тылу. В соответствии с обычными правилами управления, командир артиллерийской группы является и начальником артиллерии. Как изложено выше, он способен эффективно поддержать танковую атаку, только если его артиллерийская группа состоит из самоходных установок. Если у него нет подвижных батарей, тогда остаётся опасность, что командир танковой группы будет ограничен в своей подвижности, привязанный к менее подвижной артиллерии, которая его поддерживает.

Командир во время сражения должен находиться настолько далеко впереди, чтобы он мог легко наблюдать и управлять танковым боем. В то же время он должен находиться достаточно далеко от передовой танковой волны, чтобы не быть втянутым в бой против танков или противотанковых пушек. Подобные бои настолько поглощают внимание танков, сражающихся в первой линии, что командир [видимо, танковой части] уже не может принять тактические решения, применимые к взаимодействию с другими родами войск. Обычно командирская позиция не может быть выбрана вне зоны действия вражеской артиллерии. Однако, благодаря специальным средствам управления (радиостанция), он может оставаться мобильным. Командующий будет располагаться настолько далеко впереди в атакующей волне танков, насколько это позволит сохранить связь с пехотной группой. С этого места командующий будет способен реорганизовывать отдельные танковые группы в бою по мере развития ситуации и требований по взаимодействию с различными родами войск.

Взаимодействие отдельных танковых групп с пехотными группами возможно, если «нейтральный» командир остаётся на связи через радио с конкретными танковыми группами. Подчинение танковых групп пехотным группам в принципе исключено. Пехотный командир не способен координировать пехоту, тяжёлое пехотное оружие, а также артиллерию или танки, так как он уже полностью обременён управлением боем. По этой же причине следует исключить подчинение танков пехотным дивизиям, не обученных взаимодействию трёх родов оружия.

Требование достижения успеха путём координации всех трёх родов войск не исключает массирования всех танков для единой атаки. К этому следует чаще стремиться. Однако, концентрация танковых сил в Schwerpunkt будет создана не жёсткой, детально подготовленной операцией, а гибким управлением отдельными танковыми группами со стороны «нейтрального» командира и созданием Schwerpunkt в ходе боя.

5. Характеристики конструкции танков также должны быть выведены из описанных тактики и техники управления танковой дивизии. Основное внимание в конструкции танка должно быть уделено на подвижности и огневой мощи, потому что создание неуязвимого танка в соревновании между танками и противотанковой обороной может быть обеспечено только всё более и более тяжёлыми типами, и то не гарантированно. Взаимодействие между родами войск никогда не может быть слишком тесным. Противотанковая оборона должна быть потрясена артиллерийским огнём и пехотной атакой до такой степени, чтобы танковая атака могла быстро захватить позицию. Ещё более важно, танки должны быть способны уничтожить противотанковую оборону на дальних дистанциях своим собственным или нанести ей такой урон, чтобы атака могла продолжаться. Танки способны на подобное, если у них есть оружие такого калибра, что благодаря сочетанию огня и манёвра они могут достичь огневого превосходства над стационарным противотанковым оружием. Требования к повышению огневой мощи и подвижности и, в то же время, к сравнительно высокой неуязвимости не совместимы друг с другом. Более подробного объяснения это не требует.

Прибытие самоходных артиллерийских батарей ожидается с большой надеждой. Более дальнобойные, чем танки, они способны дать огневую мощь, которая нужна, чтобы вернуть превосходство над противотанковой обороной.

В ходе боёв этой зимой был получен превосходный опыт от дивизионов штурмовых орудий. Из-за их высокой подвижности и огневой мощи они использовались по тем же принципам, что и танки. Они превосходили танки в отношении подвижности. В дополнение к танкам и штурмовым орудиям по тем же принципам с успехом применялись самоходные противотанковые орудия (Pak Sfl.), особенно из-за их огневой мощи.

Противоположным оказалось применение «Тигров». Все три основных требования конструкции - огневая мощь, подвижность и сильная броня - должны были быть осуществлены в «Тиграх». Менее положительные результаты использования «Тигров» получились из-за их недостаточной подвижности для гибкой тактики боя, описанной выше. Следует принять во внимание, что этот опыт получен из использования новых частей, брошенных в бой без опыта управления по радио. Однако впечатление от их недостаточной подвижности, особенно на пересечённой местности с замёрзшим грунтом, не изменится даже при условии подготовки экипажей.

ВОВ, Танки

Previous post Next post
Up