Ровно год назад самолёт ЯК-42 с ярославской командой разбился при взлёте с аэропорта Туношна... «Локомотив» летел на первую игру чемпионата Континентальной хоккейной лиги, в Минск.
Все находившиеся на борту погибли на месте, кроме Александра Галимова, умершего от ожогов через несколько дней. Бортинженер Александр Сизов получил серьёзные травмы, но выжил. Из команды остались в живых лишь тренер вратарей Йорма Валтонен, оставленный работать с голкиперами молодёжной команды, Максим Зюзякин, буквально за несколько часов отцепленный от команды. Также не полетел и Александр Королюк, не успевший продлить контракт.
Другие хоккеисты основного состава погибли. Хотя вполне могли и не оказаться на борту. Руслан Салей, возможно, лучший хоккеист в истории Беларуси, находился в Минске, куда летела его команда. Он мог спокойно дожидаться товарищей дома, никаких тренировок в день вылета не было, но накануне он вылетел в Ярославль, навстречу гибели. Александр Калянин ещё за пару дней до вылета был травмирован. Юрий Урычев был не только травмирован, но и дисквалифицирован, он-то не мог сыграть ни при каких обстоятельствах. Но всё равно полетел... Судьба, так сказать.
Локомотив возродился... На основе нескольких хоккеистов молодёжной команды и пришедших из других команд. И клуб вернулся, накануне трагической годовщины обыграв в гостях «Сибирь».
А теперь о выводах...
Авиакатастрофа была, в общем, обычной. Громкой её сделал известный клуб.
В конце концов, из всех версий была выбрана ошибка экипажа. В России часто выбирают лёгкий путь, списывают вину на покойников. Но здесь расшифровка переговоров действительно показала несогласованность действий экипажа.
Интересно, что в это время в Ярославле проходил политический саммит. И скромный аэропорт работал «на всю катушку». ЯК-42 мог три раза затормозить, но это была бы потеря нескольких часов, а так как в это время должен был прибыть важный человек, а негоже благородному дону ожидать. Понятно, задание пилотам было «взлёт любой ценой». На авось... Не хватило несколько секунд, сотни метров. Взлетели б, все бы забыли о негласном приказе.
И вот, накануне годовщины нашли стрелочника. Обвинение по делу о гибели хоккеистов ярославского клуба и экипажа предъявлено бывшему заместителю руководителя компании «Як-Сервис». Якобы он разрешил лететь пилотам, работавшим ранее на другом ЯКе, где педали газа и тормоза расположены иначе.
Конечно, не обошлось и без пышных мероприятий «по поводу».
Александр Розенбаум и Григорий Лепс устроили концерт (?!?!), где одна песня, как сказали, посвящена хоккеистам. К месту ли?
Фанаты «Локо» планируют провести акцию «Гудок памяти». В час, когда погибла команда, предлагают сигналить 30 секунд. Также в Ярославле бесплатно раздают наклейки на автомобиль с эмблемой «Локомотива»...
В Екатеринбурге у Дворца спорта поставили памятник друзьям-соперникам. Вместо памятника команде получилась статуя хоккеиста в несуразной позе. В Ярославле на месте гибели тоже памятник соорудили: камень и доска с фамилиями погибших.
Ну, и конечно, заупокойные богослужения в Успенском кафедральном соборе и на Леонтьевском кладбище, где похоронено большинство погибших. В память команды, а не конкретных игроков. А в команде-то были и неправославные, и даже нехристиане.
А выводы? Сделаны, конечно. Спустя год международный саммит проводится во Владивостоке. Закрыта акватория одного из крупнейших портов страны. Закрыт аэропорт города, единственный в Приморском крае. На всякий случай...