Сегодня много воспоминаний о наших достижения в космосе. Добавлю свои пять копеек. Правда это будет рассказ не про космонавтов и конструкторах, а о великолепном русском режиссере, снявшем фильм значительно опередивший свое время. И о том, как этот фильм был украден нашими врагами конкурентами по космической гонке.
Обычно считается, что это мы на Западе всё тырили. Вот только на самом деле это не совсем так. Конечно и Запад был нечист на руку, просто об этом куда меньше говорится. Запад тоже у нас приворововал, однако, этот случай, ну просто из ряда вон. Пиндосы у нас спёрли фильм ! Натурально значит - ленту, а не просто там идею или сценарий.
Дело было так.
В 1959 году вышла у нашего писателя Казанцева книга " Планета бурь ". Не лучшая, на мой взгляд, его вещь, но вполне увлекательная. Пересказывать сюжет нет смысла, скажу лишь, что действие происходит на Венере, где климат, что то вроде Юрского периода. После полётов наших " Венер " и американских " Маринеров ", Казанцев переделал сюжет. Теперь это стала " Венера - 2 " в другой звёздной системе .
Приключения в джунглях чужой планеты привлекли внимание режиссера Павла Клушанцева, и он снял фильм с таким же названием. Было это практически первое, после войны, советское игровое фантастическое кино. И было оно во многом замечательным.
Начнём с того, что для своего времени в нём были передовые спецэффекты. Я имею в виду не только для СССР, а и для всего мирового кинематографа. Комбинированные съёмки, настоящий робот… В общем и для Голливуда это было круто. Клушанцев изобрел много технических приспособлений для комбинированных и трюковых съёмок. А его новаторские приёмы съёмки, были впоследствии заимствованы рядом других режиссёров, включая Стэнли Кубрика и Джорджа Лукаса.
Джордж Лукас мечтал встретиться с Клушанцевым. И предпринял попытку в перестроечные годы. На недоумённый вопрос российских чиновников: " А кто это такой? " - Лукас ответил: " Клушанцев - крёстный отец '' Звёздных войн ''. Без его фантастических фильмов и уникальных технических изобретений я бы не смог даже подступиться к своему фильму ". Чиновники сделали все возможное, чтобы встреча не состоялась.
Роберт Скотак, дважды получивший " Оскар " за спецэффекты, прислал Павлу Владимировичу письмо, с просьбой объяснить 50 (!) его технических приемов. Он считал, что их реализовать можно только с помощью компьютерных технологий, а Клушанцев снял все свои фильмы за долго до их появления. Клушанцев написал ответ, где, без всяких условий объяснил свои секреты. Позже Скотак прилетал в Санкт - Петербург на личную встречу с мэтром.
Несмотря, на плохую критику, картина сделала отличные сборы, как у нас, так и за границей. Закуплена она была в 28 странах. Ну, понятно, что весь соцлагерь, но и западные страны поучаствовали.
И вот теперь к главному. В США купили картину для проката, но в прокат не выпустили. Вместо этого Roger Corman Productions перемонтировала фильм, убрав несколько эпизодов и добавив своих. Под названием " Путешествие на доисторическую планету " в 1965 году картина вышла в США. Причем все упоминания о том, что это кинопродукция из СССР были уничтожены, в титрах советским актёрам были даны англоязычные имена и фамилии. Такого и наши себе не позволяли !
Картина имела успех в Америке и в 1968 году вышел фильм " Путешествие на планету доисторических женщин ", в сущности небольшая переделка " Путешествия на доисторическую планету ". Замечу, что фильмы находятся в общественном достоянии в США. То есть авторские права на украденную картину у пиндосов.
А Клушанцев умер 27 апреля 1999 года, так и не получив достойной оценки на родине.