Выставка Нико Пиросмани

Jan 18, 2013 17:56

Двенадцатого декабря я сходила на выставку, посвященную 150-летию рождения Нико Пиросмани, нашего художника, представителя примитивизма. Фотоаппараты я с собой не взяла, ни мыльницу, ни зеркалку - рассудила, что снимать будет запрещено, а если вдруг смогу улучить момент, сделаю пару-тройку снимков телефоном. Как выяснилось на месте, на мыльницы и телефоны снимали почти все, так что я вытащила свой и, уже не опасаясь, прошлась по всем залам. К сожалению, некоторые фотографии получились размазанными (что можно хотеть от обычной "Нокии"?), но в общем и целом получилось достаточно прилично, чтобы их можно было показать вам. Но пока пару слов о том, кто же такой вообще Пиросмани.

С детства я слышала только то, что он был очень беден, настолько, что не мог покупать холсты и рисовал на клеенке. После посещения выставки полезла в Гугл, чтобы узнать его биографию получше, и вот что мне сказала Википедия:

"Многие факты биографии Пиросманишвили не подтверждены документально, а известны либо с его слов, либо восстановлены уже после его смерти.

Пиросмани родился предположительно в 1862 году в селе Мирзаани (Кахетия) в крестьянской семье, четвёртый и последний ребёнок (брат Георгий, сёстры Мариам и Пепуца). В 1870 году умер отец, вскоре после этого мать и старший брат. Нико Пиросмани, единственный из семьи, остался жить в селе Шулавери у последней работодательницы отца, вдовы бакинского фабриканта Эпросине Калантаровой. В семье Калантаровых с перерывами провёл около пятнадцати лет, сначала в Шулавери, потом вместе с сыном Эпросине Георгием Калантаровым в середине 1870-х годов переехал в Тифлис. Научился читать по-грузински и по-русски, но не получил никакого формального образования. Несколько месяцев был в обучении ремеслу в типографии, затем ушёл оттуда и жил в доме Элизабед Ханкаламовой (сестры Калантаровых), затем у её брата. Предположительно в 1876 году на короткое время возвращался в Мирзаани к сестре и работал пастухом.

Понемногу учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок и духанов. В середине 1880-х годов вместе с художником Гиго Зазиашвили, также самоучкой, в Тифлисе открыл мастерскую декоративной росписи. По легенде, первую вывеску Пиросманашвили и Зазиашвили выполнили бесплатно, а других заказов не получили[1]. В 1890 году поступил на работу тормозным кондуктором на железной дороге. Неоднократно был оштрафован за различные нарушения, и 17 января 1894 года уволился по собственному желанию. Выходное пособие вложил в молочную торговлю, и вместе с компаньоном Димитрой Алугишвили открыл молочную лавку, для которой нарисовал две вывески «Белая корова» и «Чёрная корова». Сам, однако, особенного интереса к торговле не проявил, многократно покидал лавку, ездил в Мирзаани к родственникам. В конце 1890-х годов Алугишвили выдавал ему по рублю в день на проживание[2]. Примерно в 1900 году закончил занятия торговлей и начал зарабатывать себе на жизнь живописью.

В той среде, в которой Пиросманашвили находился, он имел устойчивую репутацию психически нестабильного человека, с которым невозможно иметь дело. Отчасти этому способствовали его утверждения, что он видит святых, а его кисть «пишет сама». Основные эпитеты в его адрес звучали удручающе: «Семь пятниц на неделе», «Не от мира сего».

С 1895 года активно занимался живописью, создавая вывески для торговых заведений и декоративные панно. По большей части писал красками собственного изготовления на клеёнке.

Как художник до 1912 года не имел никаких контактов с представителями художественного мира Тбилиси. До конца жизни большую часть времени жил в полной нищете, ночевал в подвалах.

Летом 1912 года творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы, близкие к кругу Михаила Ларионова - братья поэт Илья[4] и художник Кирилл Зданевичи, а также их друг, художник Михаил Лё-Дантю. Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие художник выполнил на заказ. 10 февраля 1913 года Илья Зданевич опубликовал в газете «Закавказская речь» статью о творчестве Пиросманашвили под заглавием «Художник-самородок». 24 марта 1913 года в Москве на Большой Дмитровке открылась выставка живописи художников-футуристов «Мишень», где, наряду с произведениями известных художников, в первую очередь Ларионова и Натальи Гончаровой, были выставлены и несколько картин Пиросмани, привезённые из Тбилиси Ильёй Зданевичем. В июле 1913 года в тифлисской газете «Закавказье» Е. К. Псковитинов напечатал ещё одну статью о Пиросмани. Одновременно творчеством Пиросмани заинтересовались молодые грузинские художники Давид Какабадзе и Ладо Гудиашвили, а вернувшийся после учёбы в Германии Давид Шеварднадзе начал собирать коллекцию его произведений.

В августе 1914 году после начала войны в России был введён сухой закон. Положение Пиросмани, существенной частью дохода которого было изготовление вывесок для питейных заведений, существенно ухудшилось.

5 мая 1916 года в мастерской Кирилла Зданевича в Тифлисе прошла однодневная выставка произведений Пиросманашвили. Она имела относительный успех, и в 1916 году было решено пригласить Пиросманашвили во вновь созданное Общество грузинских художников. Он стал относительно популярен, всё более широкая публика в Тифлисе стала интересоваться его живописью и собирать его картины. Это, впрочем, почти не сказалось на финансовом состоянии художника.

Нико Пиросмани скончался в Тифлисе 5 мая 1918 года от голода и болезни. Он провёл три дня в подвале дома 29 на Молоканской улице. Обнаружив, его отвезли в больницу, где художник через полтора дня скончался. Местонахождение его могилы неизвестно, предположительно - общая могила для бедняков на Кукийском кладбище.

Легенды о знакомстве Пиросманашвили с классиком грузинской поэзии Важа Пшавелой и о влиянии последнего на поэтическое творчество художника (Пиросманашвили действительно писал стихи, не дошедшие до нас), а также о его отвергнутой любви к актрисе Маргарите (история, ставшая сюжетом песни «Миллион алых роз»), пока не имеют вещественных документальных подтверждений, что, впрочем, можно объяснить тем, что при жизни его им просто не придавалось какого-либо значения.

Наибольшие собрания работ Пиросманашвили находятся в Государственном музее искусства народов Востока и в Третьяковской галерее (экспозиция на Крымском валу) в Москве, а также в Государственном музее искусств Грузии в Тбилиси. В 1982 году в селе Мирзаани был учреждён дом-музей художника.

Существенную часть работ Пиросмани, как сохранившихся, так, вероятно, и утерянных, составляют вывески. В Тифлисе начала XX века это был чрезвычайно популярный жанр. На вывесках обычно присутствуют надписи по-русски и по-грузински, причём русские часто с ошибками, очевидно, художник не придавал этому большого значения. Очень часто они выполнены на чёрном фоне.

Чёрный фон характерен и для других работ Пиросмани, в первую очередь для портретов. Чтобы не создавать слишком яркого контраста белого лица и чёрного фона, он подмешивал пигмент в белую краску. Портреты он часто выполнял по фотографиям. Так были написаны портрет Ильи Зданевича (1913) и портрет Александра Гаранова (1906). Известно, что портрет Зданевича был написан за три дня от начала до конца. Пиросмани работал быстро и не пытался как-то улучшать или исправлять свою работу.

Большое место в творчестве художника занимают анималистические образы. Написанные художником животные не столько похожи на свои реальные прообразы, сколько друг на друга. Как замечал Ладо Гудиашвили, у животных на картинах глаза самого художника. Как правило, все животные изображены в повороте на три четверти.

Постоянно повторяющимся сюжетом творчества Пиросмани являются сцены праздника или пира. Они могут быть частью пейзажа, а могут быть предметом самостоятельного произведения. Эти сцены представляют яркий контраст с полуголодным существованием самого художника.

Наиболее известные работы - «Дворник» (1904); «Продавец дров»; «Рыбак среди скал» (1906); «Медведь в лунную ночь» (1905); «Гумно» (1915); «Лань» (1916); «Кутёж трёх князей», «Маргарита (1909)», «Жираф».

Я рассортировала фотографии картин по темам. Начнем с животных - знаменитая "Косуля на фоне пейзажа", изображенная на современных грузинских марках:




Очень милое у косули выражение глаз, прям человеческое. Именно к ней я вернулась, обойдя все залы.

"Пасхальный барашек":




"Курица с цыплятами". Обратите внимание, как оригинально нарисованы цыплята - просто две, грубо говоря, скобочки и кружочек головы:




На фото это не так четко видно, как на самой картине. Интернет мне подсказал, в чем дело: "Свои картины Пиросманашвили писал на белой и черной клеенках, оставляя в отдельных местах незакрашенные куски". Вот поэтому-то он нарисовал только "контуры" цыплят, а "серединка" - это черная клеенка.

"Белая свинья и поросята":




Игривый козлик:




"Медведица и медвежата":




Несколько косуль или оленей на водопое:













"Лев и Солнце":




У этой животины такое ошеломленное выражение лица, что так и хочется сделать подпись, пардон, "WTF?"
:




"Жираф":




Баран с хозяином:




И "Верблюд":




Другое направление в творчестве Пиросмани - это всяческие застолья, кутежи:







"Пикник":













"Большой кувшин вина в лесу"




"Тифлисская свадьба":




До наших дней дошли и несколько вывесок, написанных на листах жести:










"Батумский порт":




Сражения (конкретно это, если правильно помню, русско-японская война):







Пейзажи:




"Мост для мулов":




"На ферме":




"Фуникулер в Тбилиси":




Видите, по краям даже не сохранились кусочки картины:




"Свадьба в Грузии":







Еще один поезд:




Постепенно переходим к портретам:




"Фруктовая лавка":







Знаменитый "Дворник":




"Девочка с шариком":




"Женщина с цветами и зонтиком":




"Женщина с детьми, идущая за водой":




"Отец и сын":










"Святой Георгий Анахорет":




"Мальчик-рыбак":







"Актриса Маргарита" (по легенде, это именно про нее "миллион алых роз"):




"Царица Тамара" и "Шота Руставели":







"Женщина с подносом":




Не помню, царица Тамара это или нет, но нарисовано на жестяном листе:




"Красавица":




Кроме Пиросмани были выставлены еще несколько картин Ладо Гудиашвили и еще пары наших художников, но я позорно забыла, кого именно. Вот это Гудиашвили:




Не помню, чье:










Парижская улочка:




Кроме картин, в галерее под стеклом хранится старая книга записей Михайловской больницы, в которой сделана отметка о поступлении безымянного пациента, предположительно Пиросмани. Как жил бедняга в страданиях, так и умер тяжело и страшно

- вот тут можете подробно прочитать. Неизвестно даже, где могила Пиросмани... Вообще очень информативный сайт, есть много данных и по биографии художника, и про технику письма, и небольшая галерея картин. Еще кое-что есть вот тут.

У входа в галерею стоят две худющие, вытянутые статуи неизвестно кого (да, я не знаю, кто это, уж простите
):







Надеюсь, у меня получилось познакомить вас с творчеством этого художника
.

Культпоход, Телефонное, Фото

Previous post Next post
Up