Возможны спойлеры!
Призраки Гойи
Гойя (Стеллан Скарсгард) рисует портрет королевы, король (ужасно щекастый Рэнди Куэйд) охотится и сочиняет ужасные пьески для скрипки, а Инес (Наташка Портман) мирно сидит в таверне со своими двумя братьями и не подозревает, что за ней внимательно следят инквизиторы. А как же - за последние пятьдесят лет было всего восемь аутодафе, о чем отец Лоренцо (Хавьер Бардем) напоминает своему шефу (кто они там, кардиналы или епископы?). И надо улучшать, так сказать, отчетность, высказывая более активное рвение при выискивании всяческой ереси.
Вот инквизиторы и стараются - не ешь свинины? Значит, скрытый иудей. Как раз по такому смехотворному обвинению Инес и упекли в Святую палату, где ее, несмотря на то, что она поклялась на кресте, что верная католичка, быстренько вздернули на дыбу. Семья Инес была уверена, что с ней просто поговорят и отпустят, но девушки все нет и нет, и отец отправляется к Гойе, который как раз недавно рисовал портрет отца Лоренцо. Тот вмешиваться особо не хочет, потому что святая инквизиция и так на него косо смотрит из-за анти-церковных гравюр. В итоге отчаявшийся отец с братьями, не долго думая, применяет к Лоренцо те же методы, что и инквизиторы к Инес, заставив подписать смехотворную бумажку - в надежде его этим шантажировать. Но все идет не так, как они надеялись и планировали...
После просмотра "Призраков Гойи" остается вопрос - а причем тут, собственно, Гойя? Его не так уж и много, чтобы в названии делать упор на его персонаж. Зверствами инквизиции Милошу Форману меня поразить не удалось, в конце концов дыба - не самое страшное, что придумали церковники для выбивания ереси из еретиков. Кстати, уже во втором фильме бедняжке Портман связывают руки, вздергивают и пытают, это уже нехорошая тенденция какая-то прослеживается ;).
Общее ощущение после начала титров у меня было такое ощущение - вроде интересно, но как-то... без огня и изюминки. Финальные кадры с Инес, идущей за телегой с телом казненного Лоренцо, по идее режиссера вроде должны были вызвать, хм, замирание сердца, но я подумала только - вот как может извратиться человеческая психика после пятнадцати лет в тюрьме, чтобы испытывать любовь к своему мучителю и насильнику. Прямо-таки "Ночной портье" какой-то. Единственные, кто заслужил моего искреннего одобрения - члены семьи Инес. Не побоялись инквизитора и устроили ему такое!..
Вердикт: Пожалуй, поставлю четверку с минусом из-за того, что фильм местами смотрится довольно вяло. И еще мне совершенно непонятна любовь Формана к разным птицам - то у него в кадре стервятники, то куры, то гуси... Хм, они что-то должны были символизировать? ;)
Давай потанцуем
Мне этот фильм понравился тем, что в нем нету всех этих современных руко-и-ного-дрыгательных вроде бы танцев (хип-хопа и прочего рэпа, см. "Шаг вперед-1,2" и проч.), а есть классические бальные танцы - вальс, румба, ча-ча-ча и т.п.
Дженнифер Лопес до начала певческой карьеры профессионально занималась танцами, так что она (и ее знаменитая пятая точка :D) на танцполе выглядит очень и очень достоверно. Вот Ричард Гир как-то не потряс, в отличие от двух других учеников, но самый прелестный персонаж в фильме - это сослуживец Гира (Стэнли Туччи).
Бедняга с восьми лет обожает самбу-румбу-платья-с-блестками-и-иже-с-ними, причем ну никаким боком не голубой. Просто нравятся ему танцы, и все тут, а футбол с бейсболом он ненавидит лютой ненавистью! Но поскольку он юрист, в строгом костюме и очках, на танцах ему приходится маскироваться париком и лосьоном для загара (в стиле "а я тут латиноамериканец!" :)). Все эпизоды с Туччи - просто умора, особенно заливисто я хохотала, когда в мужском туалете они с Гиром репетировали, а их застукал сослуживец. Без Туччи фильм бы превратился в стандартную тягучую мелодраму о том, как у героя Гира случился кризис пост-среднего возраста, Лопес страдала из-за неудачи в конкурсе+личной жизни, а Сьюзан Сарандон весь фильм подозревала муженька в измене. Но этого не случилось благодаря танцам и смешным моментам.
Вердикт: Посмотрела с удовольствием на изящные па, послушала красивую музыку, похихикала над героем Стэнли Туччи. Милое кино, под которое приятно скоротать вечерок. И даже возникает желание тоже освоить какое-нибудь этакое ча-ча-ча :). Четверка.
Нортенгерское аббатство
Из шести книг Джейн Остин я видела уже экранизации четырех (остались "Доводы рассудка" и "Чувство и чувствительность"). "Нортенгерское аббатство" оказалось заметно лучше недавнего "Мэнсфилд-парка" - Кэтрин Морланд и мистера Тилни сыграли приятные, хоть и совершенно незнакомые актеры, Джон Торп оказался даже более ужасен, нежели в книжке (внешность у актера на редкость неприятная, типа Мика Джаггера, но раз в пять противнее ;)), аббатство действительно внушает мысли о лязгающих оковами скелетах и стенающих призраках, а глядя на генерала, сразу думаешь - он стопроцентно укокошил бедную супругу, с такой-то физиономией!
Вердикт: Этот фильм могу смело рекомендовать всем любителям Джейн Остин - все очень достойно, мило и правильно (прочитанное и увиденное в конфликт совершенно не вступают). Твердая четверка.