Осада Троице-Сергиевой лавры поляками (1608-1610)

Oct 15, 2015 11:27

В 1337 году был основан преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиев монастырь. К концу XIV - началу XV веков вокруг монастыря появилось несколько самостоятельных поселений, которые в 1782-м году были объединены указом Екатерины II. Вновь образовавшееся поселение получило имя Сергиева Посада.
Сергий Радонежский внес значительную лепту в объединение русских земель вокруг Московского княжества. В 1380-м году Сергий благословил Московского князя Дмитрия на поход на татар, исход которого считается одним из поворотных пунктов в истории русского государства.
Как известно, сражение на Куликовом поле стало важной вехой в освобождении Руси от монголо-татарского ига, но окончательное высвобождение из-под него произошло значительно позже - лишь в 1480 году. А до тех пор разорительные набеги кочевников на русскую продолжались; жертвою одного из них в 1408 году стал Троицкий монастырь, который был сожжен.
Однако, спустя короткое время после этого монастырь восстал из пепла и отстроился заново. В 1422 году во вновь возведенном каменном Троицком соборе был перезахоронен Сергий Радонежский, канонизированный спустя 30 лет после своей кончины.
Троицкий монастырь пользовался значительным покровительством Великих князей, благодаря чему к концу XV века превратился в крупного и богатого землевладельца, обзавелся собственными солеварнями, рыбными ловлями, стадами скота. Во многом процветанию Троицы способствовала проведенная через нее дорога из Москвы в Ростов и далее в Архангельск.
Троицкий монастырь был местом свершения важных государственных событий, таких как заключение всевозможных договоров и крещения наследников престола, среди которых были Василий III и Иван Грозный. Великие князья часто приезжали в Троицу на богомолье.
В середине XV века на территории монастыря велось обширное каменное строительство: были возведены Никоновский придел Троицкого собора (1548 год), больничная и келарская палаты (1552 год), царские палаты (1552 год). Ближе к концу XV века - в 1559-1585 годах в ценрте монастыря был возведенный величественный Успенский собор.
Монастырь, которому казалось, после падения татарского ига ничего не угрожало, несмотря на внешнее спокойствие в 1540-1550 годах укрепился, фактически превратившись в серьезную крепость. Троица была обнесена каменными стенами общей протяженность в 1 370 метров, которые соединили между собой 12 башен. За ведением работ лично следил царь Иван Грозный. И уже в очень скором времени эти укрепления пригодились - они сыграли решающую роль в отстаивании монастыря от войск Лжедмитрия II, вошедшего в историю под именем Тушинского вора, и польско-литовских интервентов. Во многом благодаря этим укреплениям, преодолеть которые враг так и не смог, дожили до наших дней в неприкосновенности многие достопримечательности Троице-Сергиевой Лавры.

В 1608-1609 годах Сергиево-Посадская земля стала одним из центров отпора интервентам - в течение 16 месяцев Троице-Сергиева Лавра держала оборону от осаждавших ее поляков. Тогда в монастыре находились царские воеводы - князь Г. Б. Долгорукий и дворянин А. Голохвастов с небольшим отрядом, а остальные - иноки да окрестные жители, укрывшиеся в обители. Поляки хотели ограбить Лавру и перебить защитников, среди всеобщей смуты оставшихся верными отечеству. Мало было защитников, но сильны они были духом, а обитель была тверда верой и защитой «великого старца и чудотворца, заступника и скорого молитвенника». Все целовали над гробом преподобного Сергия крест и клялись сидеть в осаде без измены. Обитель Троицкая имела тогда более 300 человек братии; в числе их были такие, которые в миру служили отечеству на поле брани и в настоящих обстоятельствах могли быть полезными для обители своим мужеством и искусством. Весь же гарнизон крепости, изначально состоявший всего лишь из 2 400 вооруженных человек, противостоял силам польских воевод Сапеги и Лисовского, составлявшим по разным данным от 15 до 30 тысяч человек при более, чем 60 орудиях.

Начались приступы врагов и вылазки защитников монастыря. Так 13 октября Сапега выступил из табора с полками, окружил монастырь и с наступлением ночи двинулся на приступ. Осажденные мужественно встретили нападающих и отразили; а наутро, увидев оставленные им осадные орудия, предали их огню и благодарили Бога за избавление от врагов, ходя со святыми иконами по стенам монастырским.

Тогда ожесточенные неудачей поляки решили взорвать монастырь, но осажденные узнали, что под стены обители ведется подкоп. Защитники обители вышли за три часа до света в трех отрядах, разными путями; именем Сергия и быстрым нападением привели они неприятеля в смятение, опрокинули и преследовали по восточной и южной стороне монастыря. Это дало возможность найти устье подкопа, веденного под монастырь. Двое крестьян монастырских взорвали его, и сами сделались жертвою своего подвига.

Сражение продолжалось весь день при возобновляемых с обеих сторон усилиях, в разных направлениях и при обоюдных утратах, но кончилось тем, что воины монастырские захватили многочисленные туры неприятелей на Красной горе, взяли восемь больших пушек, много мелкого оружия, пуль и пороху, укрепления сожгли и истребили и заставили Сапегу удалиться в свои таборы. Победители возвратились с телами павших своих братий и добычею уже поздно. Первым делом воздали благодарение Господу, даровавшему победу. Звон до полуночи возвещал их торжество. Быстро разнесшаяся по России весть о сем славном бое послужила сильным ободрением для верных сынов отечества.
Между тем внутри Лавры открылось новое гибельное зло. От тесноты, сырости, недостатка чистой воды и пряных зелий 17 ноября появилась цинготная болезнь. Сначала в сутки умирало человек по десяти, потом по пятидесяти, даже иногда по сто. Наконец некому стало ходить за болящими. Монастырь наполнился смрадом от зараженных и умирающих. Успенский соборный храм каждый день наполнялся умершими. Оскудели священники от непрестанного хождения за больными и умирающими. Не столько война, сколько эта губительная болезнь до того уменьшила число защитников, что нельзя уже было думать по-прежнему о частых вылазках. Помощи ниоткуда не было. Положение осажденных становилось весьма затруднительным.
Зерна в монастыре было достаточно, но мельницы находились за пределами обители, и молоть рожь было затруднительно; дрова и сено осажденные должны были добывать с боем. Но день и ночь не умолкало в обители Божественное пение, много раз шел неприятель на приступ, но всегда вынужден был отступать с большими потерями.
Несмотря на многочисленные лишения, монастырь стойко держался, ибо каждый его инок был воином, и ни один не запятнал изменой славы своей обители. Много было пролито крови на Красной горе, на пруде Келарском, на Волкуше и Клементьевском поле.

В сентябре 1610 г. воевода М. В. Скопин-Шуйский разгромил вражеское войско и 12 января 1610 года Сапега обратился в бегство, почти 16 месяцев продержав монастырь в осаде без успеха. В продолжение недели иноки еще не решались верить, что враги оставили их навсегда, но 20 числа отправили старца Макария в Москву к царю с извещением о милости Божией и со святою водою, окропив ею наперед стены монастырские.
Эта весть произвела огромное нравственное воздействие на все государство и вселила надежду на скорое окончательное освобождение. В летописях об этом сказано так: «Сам царь Василий, услышав об отбежании Литвы от Троицкого монастыря, зело возвеселися сердцем, благодаря Бога». Торжественно праздновала обитель, а вместе с ней и вся Россия свое освобождение от неприятеля. В память такого благодеяния и милости Божией Лавра на вечные времена учредила крестный ход вокруг монастырских стен - 12 января.
Несмотря на то, что в летописях часто прослеживается тенденция преувеличивать силы противника и приуменьшать свои, сопротивление осажденных осаждавшим было воистину героическим.

В 1618 году польский королевич Владислав вновь пытался угрожать Троицкому монастырю, но, отстроенные заново и значительно укрепленные оборонительные сооружения монастыря вновь оказались неприступными. В результате, в местечке Деулино, недалеко от Сергиева Посада, был подписан Деулинский мир, положивший конец русско-польской войне 1605-1618 годов.
Укрепления Троицкого монастыря, сильно пострадавшие в ходе войны, были перестроены, были увеличены толщина и высота стен, увеличилось число боевых ярусов, были перестроены все угловые башни монастыря, позволявшие, в случае необходимости, держать под обстрелом всю территорию перед крепостью, не подпуская возможных врагов ближе, чем на 100 метров к ее стенам.

http://www.centrpatriot.ru/uchstniki/338.html



image Click to view

Смутное время, Литва, Православие, Польша, история, русские

Previous post Next post
Up