Злые языки гонят напраслину: он, мол, не терпит желтое. Болтают, в детстве перекормлен лимонами, чешется при цветеньи сурепки, когда-то рухнул в бочку с краской, неаппетитно названой малёвщиками «драконова желч»…
О черном и белом
Враки это. Депутат Госдумы В. И. Лысаков, а по совместительству руководитель ассоциации «Национальный совет такси» по другим причинам обратился к главам тех регионов РФ, в которых для автомобилей такси установили ограничения по цвету (из рекомендованных двух-трех один - желтый). Лысаков предложил не навязывать колористику, поскольку «при введении дополнительных требований к цвету кузова статистика ДТП остается неизменной…».
Утверждение сомнительно: в формах статистики дорожных аварий не было и нет графы о ДТП именно при участии такси, тем более с разбивкой на цвета их кузовов (или ГИБДД скрывает данные?). Поэтому не может быть и анализа такси-аварийности.
Не разобрался депутат и с другим: как утверждает, с введением регламентов на цвета «увеличиваются производственные издержки перевозчиков и отток такси из официального сектора в теневой».
Вячеслав Иваныч спутал грешное с праведным. С начала возврата рынка от «бомбил» в цивилизацию власти в один ряд ставят условия: госрегистрация, шашечки, «гребешки» и «таксистская» окраска - для узнаваемости в автопотоке: людям так удобно.
Лысаков - свое: «Учитывая негативный опыт внедрения дополнительных региональных требований [к цвету кузовов]»… Здесь ключевое слово - «негативный». Оценка куда как спорная - убедитесь.
О готовности отказаться от принятых ранее ограничений на цвет Лысакову доложили из Нижнего Новгорода, Северной Осетии и Марий-Эл, но не объяснили в своих письмах, почему отказываются. Еще ответ из Башкортостана: вопрос рассмотрела профильная комиссия, которая будет рекомендовать местным законодателям вернуться к многокрасочной пестроте такси. Московская гордума деликатно ответила: подумаем. Хотя понятно, что подумала на самом деле.
Аргументированный отказ
Категоричный отказ воззванию Лысакова дали представители Калуги, Татарстана, Бурятии, Амурской и Тульской областей. Эти сторонники «фирменного стиля» такси не поленились пояснить, почему именно они за его введение. Их аргументы стерли в пыль мотивацию депутата.
Зампред правительства Бурятии Н.М. Зубарев: введение единых цветов для такси инициировали не власти, а сами извозчики. Законопроект поддержан в общественных слушаниях, в том числе, предпринимателями. О результатах этого введения «правительство располагает только положительными отзывами предпринимательской сферы». Население предпочитает только официалов, с единым цветом гражданам удобнее отличить их от нелегалов. Важнейшее: «Руководители автопредприятий отмечают рост количества заказов и снижение ДТП».
Предельно убедительно письмо министра транспорта Татарстана Л.Р. Сафина - стоит прочитать его полностью (на сайте НСТ:
http://nst-rf.ru). Здесь лишь скажем, что министр вразумительно увязал, что цветовой регламент помогает бороться с сокрытием налогов, устанавливает заслон для полулегального извоза водителями «никакой» квалификации.
Надо принять во внимание, что в Татарстане важен фактор влияния всякого проекта на цивилизационное развитие республики. Его Лысаков вообще не учитывает, поэтому министр Сафин пояснил в ответе депутату (не желая обидеть): «Необходимо понимать», - так и написал, - стандарт цветов такси (в республике это желтый и белый) вводился «для создания благоприятного образа такси, он упрощает идентификацию таксомоторов в автопотоке», и люди доверяют извозчикам больше, «нежели разнородной, разноцветной массе»… Отмена стандарта, утверждает наученный опытом министр, «приведет к повторению разрушительной ситуации, когда предложения услуг такси превышали спрос». И еще вывод: цветовой стандарт «формирует имидж Республики Татарстан».
Шлейф заморского чудища
Не будем заблуждаться: Лысаков не мальчонка-незнайка, чтобы ничего этого не понимать. Значит, для письма в регионы есть другая причина. Обнаружить ее не сложно. Вспомним недавний законопроект депутата о легковых пассажирских перевозках (см. материал «Лысаков предал своих»,
http://www.far-msk.ru/?p=23266), способный загнать в угол добросовестных таксистов и дать прикрытие «бомбилам».
Прослеживается связь: скорее всего, «анти-желтое» письмо - продолжение той же кампании. И действительно, именно те, кто создают фирмы по образу недоброй славы компании Uber, набирают в водители неподготовленных к перевозкам владельцев машин «любого цвета, кроме желтого». Напомним, что против расползания Uber и его клонов только в последнее время протестовали добросовестные таксисты Мексики, Кореи, Эстонии, Канады, бурный протест против Uber прошел во Франции. В штате Невада Uber запрещен. И в целом, в Соединенных штатах репутация у него хуже некуда. Уличают в том, что владельцы Uber не направляют кандидатов в водители на обязательные курсы, не наводят справки об их криминальном прошлом. Uber стал частым поставщиком новостей в криминальную хронику: один таксист прострелил ногу пассажиру, другого ловят пьяным за рулем…
Продвижение одноматочных
В городах РФ добросовестные извозчики также протестовали против такси-нувориша и именно за неправедные средства в борьбе за рынок. Но благодаря чему-то или кому-то Uber продолжает завоевывать пределы. Факты связывают это наступление с письмом в регионы депутата Лысакова.
Откусить кусок рыночного пирога можно примерно так, как в Башкирии. Выше мы упомянули, что в Уфе региональная профильная комиссия решила рекомендовать правительству РБ жить без ограничений на цвет такси. --Обращает внимание: на дебаты пригласили представителей сообщества таксистов, но все - из компаний одного толка. Представитель ФАР в Башкирии дал им такую характеристику: две из трех точно хозяйствуют по принципу… Uber, третья, из того же теста - работает от «матки»-диспетчера. Что посоветуют эти «практики», можно было предвидеть заранее, а иную точку зрения высказать было некому - не позвали. Насаждать мнение властьпридержащим - эффективный способ завоевывать рынок.
Как добиться единодушия
И в этой связи вопрос: а не жертва ли - желтоненавистник Лысаков? Вокруг него есть кому навязывать мнение.
Помните, название - «Такси Сатурн-Уфа» (консультант в Башкирии)? Так вот под названием со словом «Сатурн» работает целый ряд компанний в разных городах РФ. Судя по этому общему признаку, они, не иначе, пользуются франчайзингом, единой бизнес-моделью. Эксперты-консультанты ФАР просветили: эта единая модель и есть технология Uber - «продажа информации о заказах» любому желающему подработать на личном автомобиле.
Многими признается, что самый развитой из «Сатурнов» - в Краснодарском крае. Из осведомленных источников: из 13 членов правления «Национального совета такси», которым руководит Лысаков, четверо - представители именно Краснодарского края, в том числе (внимание!) совладельцы «Сатурна». Плюс подвергнутый влиянию сам Лысаков и зависимый от него член правления - помощник депутата Лысакова в ГД. Если принять во внимание, что еще четверо членов правления де-факто отошли от дел (поменяли сферу деятельности или отстранены председателем, в том числе, со скандалом, учиненным Лысаковым), то понятно, как просто добиться большинства голосов при определении модели развития такси в стране.
Экономика цвета
Между тем, есть грань того же вопроса поважнее. Пожалуй, самый «желтый» субъект РФ - Москва. Крупнейший мегаполис обязан развить индустрию такси, и власти города создали для этого мощный экономический стимул -ежегодно выделяют по 100 млн. руб. на субсидирование процентной ставки лизинга машин такси, а с этого года и на погашение кредитов за машины, конечно, новые. Московские правила устанавливают: чтобы получить разрешение, нужно оклеить автомобиль желтой пленкой (покраску никто в России и мире давно не применяет). Да, недешево, но субсидии в 2-3 раза покрывают эти затраты.
Абсолютно логичный вопрос: почему бы председателю правления Национального совета такси не предложить главам других регионов использовать опыт, достойный тиражирования - такое же субсидирование процентной ставки?
Но председатель-депутат Лысаков склоняет изменить региональные законодательства, чтобы увести отрасль от госрегулирования. Причем, мотивирует сомнительным доводом - неким «рассматриваемым в ГД законопроектом», на основании неких «оперативных мер антикризисного реагирования и мер по поддержке малого и среднего бизнеса», якобы утвержденными правительством РФ. Но в Распоряжении Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р не прослеживается связи между содержащимися в нем мерами с вопросами окраски такси. Прием убеждения, использованный Лысаковым, пожалуй, заслуживает формулировки «вводить в заблуждение глав субъектов РФ».
…Или хирургическое вмешательство?
Будем считать, письмо в регионы он написал под влиянием шаманов из ближайшего окружения. Если же поражен «желтой» фобией, то ее должны бы излечить ответы здравомыслящих глав регионов и коллеги из Госдумы. Но вспомним медиков: чтобы победить недуг, нужно не его врачевать, а устранять его причину. Или останется хирургическое вмешательство.
Все это происходит в тот момент когда Президент РФ проводит линию импортазамещения.
P.S. Остается вопрос: Чей интерес защищает депутат Лысаков, и зачем нам такие депутаты? Если интересы национальной безопасности его не волнуют!