В период вовращения Крыма в Россию, против выступил Меджлис - так называемый "представительный орган" крымских татар. Но, так как большиство крымских татар были за воссоединение с Россией, возникает вопрос, чьи же интересы отстаивает эта организация.
Зрада переходящая в перемогу Сегодня крымчанам трудно представить, что еще 23 года назад такой «всемогущей и вездесущей» организации, как Меджлис Джемилева-Чубарова, не существовало вовсе.
Национальное движение крымских татар (НДКТ) более 30 лет своей деятельности в условиях СССР прекрасно обходилось и решало вопросы народа без так называемого «представительного органа» и его бессменных предводителей.
«Крымские татары должны оставаться бесправными, безземельными и разделенными» - именно эту директиву Киева неукоснительно реализовывал в Крыму МеджлисВ конце 80-х возвращение крымских татар в Крым стало неудержимым и массовым процессом. В связи с этим, в умах украинских и западных политтехнологов родилась идея создания «национального тормоза» - жестко управляемой «сверху» национальной надстройки в виде единого руководящего органа в ранее бесструктурном, а потому и неуязвимом, народном движении крымских татар.
Так в 1991 году при самом активном участии властей была создана система представительных органов крымскотатарского народа - Курултай-Меджлис.
Чем занимался Меджлис в Украине
Монополия на крымскотатарскую тему неофициально, но жестко была закреплена за Меджлисом и Мустафой Джемилевым. Ни с кем, кроме Меджлиса, ни Украина, ни Запад вопросы крымских татар больше не обсуждали.
Тянитолкай между властями и Меджлисом устраивал обе стороны. Власть гарантировала лидерам «представительного органа» политические и финансовые преференции. Джемилев и Чубаров, в свою очередь, обеспечивали властям обуздание крымских татар и управление ими в требуемом ключе.
«Крымские татары должны оставаться бесправными, безземельными и разделенными» - именно эту директиву Киева неукоснительно реализовывал в Крыму Меджлис. За 23 года безраздельной монополии Меджлиса в национальной сфере, ни одна проблема крымских татар не была решена.
Исправно выполняли меджлисмены и другой политический заказ Киева - по сдерживанию пророссийских настроений и сил в Крыму, особенно во время предвыборных кампаний. Периодически организуемые Меджлисом межнациональные и межконфессиональные конфликты безжалостно сокрушали объединительные тенденции и надёжно разводили народы Крыма по изолированным друг от друга национальным квартирам.
Но самое главное - нелегальность, вседозволенность и безнаказанность Меджлиса сделали эту структуру ключевым звеном самых изощренных коррупционных схем крымско-украинской и международной прозападной номенклатуры.
Меджлис на распутье
После воссоединения Крыма с Россией, для меджлисовцев наступили сложные времена.
Экономический и политический базис Меджлиса - админподдержка Киева и Запада - в новых реалиях Крыма перестал выполнять свои опорные функции. О поддержке народа говорить не приходилось, а давление антимеджлисовской коалиции в среде крымских татар поставило ребром вопрос о существовании Меджлиса, как явления.
Свою роль сыграли и жесткие условия, поставленные Джемилеву и Чубарову Киевом и западными кураторами - проведение Меджлисом жесткой антироссийской линии. Но если в прозападной Украине такая политика приносила Меджлису хорошие дивиденды, то в российском Крыму столь однозначная и воинствующая позиция привела полной самоизоляции меджлисменов от протекающих в Крыму процессов государственного строительства и окончательной утрате влияния на народ.
И тут на помощь уходящему в небытие радикальному «представительному органу» пришли... новые крымские власти.
Вернее, не российские власти как таковые, а те представители прежнего крымско-украинского истеблишмента, которые в «благодатные» украинские времена вместе с Меджлисом успешно и плодотворно «пилили» и бюджет, и крымские земли.
Пересев в новые российские кресла, старые-новые «хозяева» Крыма принялись заново отстраивать свои прежние коррупционные схемы. И поскольку нелегальный, но неприкосновенный Меджлис являлся ключевым звеном этих схем - вопрос о политической реанимации «представительного органа» занял центральное место в обсуждении путей решения крымскотатарского вопроса в Крыму.
Замалчивание факта существования мощной антиджемилевской коалиции в среде крымских татар и лживые уверения о безальтернативности выбора и «вынужденном» характере работы с Меджлисом стали главными трендами информационной политики нового Крыма.
Именно по этой схеме представители Меджлиса вновь заняли ведущие посты в новом крымском правительстве.
Меджлис - отдельно, народ - отдельно
«Невъездные» Джемилев и Чубаров отреагировали на разногласия в Меджлисе предсказуемо негативно, но весьма сдержанно. Меджлисмены, выбравшие сытое будущее в рядах новокрымской элиты, были подвергнуты с их стороны публичной критике, правда - на удивление сдержанной.
Привычного шквала остракизма по поводу «отщепенцев», которым ранее сопровождались все национальные разборки, тоже почему-то не последовало. «Предатели» не были исключены ни из состава Меджлиса, ни из числа делегатов Курултая, что в прошлом являлось обязательной процедурой для предаваемых анафеме «уклонистов».
Всё это говорит о том, что связка «меджлис-власть» по-прежнему прочна. Бывшие «правители» Крыма вновь сбиваются в «могучую кучку», в спешном порядке расставляя на крымской доске прежние фигуры и реанимируя наработанные коррупционные схемы. И нет никаких сомнений, что представители Меджлиса будут усердно «трудится» в этих схемах.
Камо грядеши?
Что касается интересов Крыма и России - итог политических заигрываний с Меджлисом весьма печален.
Меджлис открыто и безнаказанно ведёт антироссийскую пропаганду среди крымских татар. Наличие меджлисменов в крымской власти никаким образом не влияет на радикальную позицию «представительного органа». Проджемилевские татарские группы в социальных сетях переполнены русофобскими постами и радикальными комментариями с анонимных эккаунтов.
Пророссийские силы крымских татар стараниями ставленников Меджлиса в новой власти полностью отодвинуты от решения национальных вопросов и участия в процессах государственного строительства нового Крыма.
Крымские татары растеряны, раздёрганы, не знают, кому верить. Обещания и гарантии, данные им крымскими властями в преддверии референдума - не исполняются. Надежды на избавление от меджлиса и новую парадигму решения национального вопроса - на грани краха.
Учитывая, что в своих планах по силовому возврату Крыма Украина и Запад главные надежды в возлагают именно на стороников Меджлиса - потенциальная опасность искусственной радикализации крымских татар приобретает вполне оформленные очертания реальной угрозы.
Кто ответит за политические игрища Меджлиса и крымских властей? Как всегда - простые крымчане?