Оригинал взят у
burevestn1k в
Ройзман против Сталина На днях в Уральском Федеральном университете (УРФУ) проходила международная конференция «История сталинизма». Среди организаторов мероприятия признанное в России иностранным агентом общество «Мемориал», а также фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина». Мероприятие посетил глава Екатеринбурга Евгений Ройзман.
О планах проведения конференции сообщили 14 октября, и тогда же журналистам сообщили, что на конференции планируется заслушать доклады на следующие темы:
«Репрессивные акты позднего сталинизма», «Властолюбивые комсомольцы», «От сталинского лагерно-промышленного комплекса к распаду экономики принудительного труда», «Выход из террора и спасения режима: секретный доклад Хрущева на ХХ съезде КПСС и реакции в обществе», «Десталинизация как тема советского диссидента».
В общем, еще до начала конференции было понятно, что все это действо отдает махровой антисоветчиной. Подробнее о том, как проходила конференция, можете прочитать
статью-репортаж.
Заинтересовало меня выступление Евгения Ройзмана, который посетовал на то, что страшилки про ужасного Сталина уже не оказывают на людей прежнего действия.
Цитирую:
- Последнее время я сталкиваюсь с тем, что возникают какие-то очаги молодых или пожилых коммунистов с инициативой по восстановлению памятника Сталину, Очень сильно изменилась ситуация в стране, очень сложно полемизировать. Когда мне довелось разговаривать с молодыми коммунистами, я приводил простой пример. Посмотрите, за 1937-1938 годы, по данным НКВД, было расстреляно 688 тысяч человек. Наша страна убивала по тысяче своих граждан каждый день. Сейчас все реабилитированы. Они на меня смотрят и говорят: и что? На этом полемика заканчивается.
Тут есть два момента, которые необходимо прокомментировать.
Первое
Сразу оговорю этот момент: Ройзман не сильно врет насчет 688 тысяч смертных приговоров за два года. Действительно, по статистике НКВД за весь период с 1920 по 1950-ый в СССР было вынесено около 800 тыс. смертных приговоров, из них 85% приходится на 1937-1938 годы. Это серьезная цифра. Пускай она гораздо ниже мифических миллионов, которые приписывают Сталину разные антисоветские авторы, но даже 800 тыс. человек - это очень много. И, конечно, говорить о массовых казнях «ну и что» - некорректно, да и просто нехорошо.
С другой стороны, хочется спросить господина Ройзмана: почему вы решили, будто репрессии 1937-1938 года ставят крест на Сталине, как историческом деятеле? Разве сталинская эпоха сводится только к этому? Давайте рассудим по справедливости: за что вообще историческим деятелям ставят памятники?
Например, памятники Наполеону Бонапарту стоят чуть не в каждом французском городе. Притом, что император Наполеон по воспоминаниям современников был настоящим тираном, и на его счету немало загубленных невинных жизней. Придя к власти Наполеон постоянно вел захватнические войны. Если верить
Википедии, за пятнадцать лет с 1800 по 1815 год в Наполеоновских войнах погибло 1,2 млн. французов при населении Франции 27,3 млн. человек в 1800 году. Таким образом, получаем, что в результате правления Наполеона Бонапарта Франция потеряла 4% (!) своего населения. Более того, в конце концов, Наполеон потерпел сокрушительное поражение, за которое Франции пришлось дорого заплатить.
Несмотря на все эти обстоятельства, французы, почему-то, считают необходимым увековечить память императора Наполеона. Попробуйте убедить французов, что они должны предать забвению память Наполеона, который загубил столько французов. Что вы услышите в ответ? Полагаю, удивленный француз скажет, что нельзя сводить эпоху Наполеона только к этим жертвам. Что это часть истории Франции, которой гордятся французы.
А что,может быть, со Сталиным все иначе, чем с Наполеоном? Сталинская эпоха нам памятна только репрессиями? Никаких достижений, которыми может гордиться страна? Не было русского чуда - превращения за двадцать лет аграрной страны с неграмотным населением в ведущую индустриальную и научную сверхдержаву? Не было великой Победы в священной войне? Может быть, ядерный щит своей стране подарил не Сталин , а кто-то другой? При всей серьезности вопроса о репрессиях, Сталин для своей страны сделал больше, чем Наполеон для своей.
Второе
Громче всех о преступлениях Сталина кричат либералы. Но то, что эти господа устроили своей стране, ясно показывает, что простых людей им не жалко. Не господин ли Чубайс говорил, что пусть вымрет тридцать миллионов человек - ну и что? - они просто не вписались в рынок?
Но ведь дело не в одном лишь Чубайсе. Все, кто проклинали советское прошлое, прекрасно знают, что происходило со страной в девяностых и как построенный Ельциным криминальный капитализм обходился с людьми. Они видели, как нарастает неблагополучие на всем постсоветском пространстве, как спивается население и губит себя наркотиками молодежь. Как появились на улицам беспризорные дети и бомжи. Как гибли тысячи людей из-за конфликтов в горячих точках. Они видели, как Ельцин устроил кровавую расправу над безоружными людьми у дома Советов, и не ужасались этому.
За двадцать лет ни у либералов, ни у предавшей СССР интеллигенции не нашлось слов жалости и утешения для своего народа. Что же вы удивляетесь, господин Ройзан, что антисталинские мантры перестали действовать? Вы можете проводить любые конференции, создавать какие угодно музеи репрессий. Это не поможет, потому что люди чувствуют фальшь и неискренность антисоветчиков. Взявшийся судить другого за его поступки должен сначала ответить за собственные. Скажите, господин Ройзман, кто ответит за «русский крест»?
Ройзман насчитал тысячу расстрелов в день в течениие 1937-1938 года. Давайте посчитаем, сколько людей унес «русский крест». Одна тысяча восемьсот человек в сутки! И не два года, а двадцать лет! Никакие репрессии эпохи Сталина и рядом не стояли.
И после этого вы удивляетесь, господин Ройзман? Это же вы написали, что Сталин ужасен, и от памятника Сталину люди должны шарахаться: А как насчет Ельцина? К нему у вас нет претензий, господин Ройзман, только к Сталину? Уральский Федеральный Университет, в котором проходила конференция носит имя Ельцина.Но вас, господин Ройзман, это обстоятельство, видимо, не смущает.
* * *
В завершение хочу сказать, что тема сталинских репрессий - это сложная тема, которую невозможно свести к цифрам. Во-первых, кто отвечает за репрессии? Только ли Сталин или вся партийная верхушка (которая, впоследствии, Сталина и Берию просто сделала крайними). Во-вторых, каковы были мотивы Сталина и его окружения? Почему сняли и расстреляли Ежова, а также тех, кто репрессии инициировал? Как объяснить тот факт, что первые массовые реабилитации невинно пострадавших начались уже в 1939 году (и проводил их Берия). И так далее. Здесь много вопросов и нет готовых ответов. Есть лишь мнения разных историков.
Кому интересно, некоторое время назад я попытался в нескольких статьях слегка разгрести либеральные мифы, связанные с темой репрессий: