Оригинал взят у
ebrk в
Луначарский о марксизме, как религиозной системе Луначарский считал, что ценностная составляющая марксистского мировоззрения корнями уходит в религию, говорил о необходимости дополнить марксистское мировоззрение оценочной (идеальной, ”эстетической”) и религиозной составляющими.
Во-первых, Луначарский считал ценностную составляющую научного социализма венцом развития религиозной мысли в смысле заветных чаяний человечества, он явно пробрасывал мост к религиозной традиции:
Во-вторых, он поставил марксизм в ряд религиозных систем, то есть пытался в своей доктрине обосновать отношение к марксизму было как к религиозной системе (”религиозный атеизм”):
- “научный социализм включил в себя все живое и прекрасное, что одухотворяло тревожимых ими мертвецов” (имеются в виду религиозные и метафизические системы) [Религия и социализм],
- “История мирооценок в главнейшем совпадает с историей религий и религиозно-философских систем… Поставить научный социализм в определенную связь с историей религиозности человеческой - значит придти к самому важному из результатов всей работы.”[Религия и социализм] ,
- “Теперь дело идет … о более или менее глубоком исследовании взаимоотношений религии и социализма, об определении места социализма среди других религиозных систем” [Религия и социализм].
- В “Атеистах” Луначарский пишет: “Читатель заметил, конечно, что то миросозерцание, абрис которого я дал в настоящем этюде, не менее последовательно атеистично, чем миросозерцание почтенного биолога. Однако миросозерцание это я склонен считать религиозным. Религиозный атеизм? Да, почему бы и нет? … Но что же тогда религиозного в нашем атеизме?… Сущность религии заключается на мой взгяд в стремлении положительно разрешить вопрос о противоречии законов жизни (потребностей человеческих) и законов природы. Старые религии и философские системы разрешили этот вопрос, истолковывая мир (выражение Маркса), именно утешая себя представлениями о нём, как о внешнем проявлении человекоподобной, умолимой или прямо благой воли; новая религия разрешает его, переделывая мир (выражение Маркса). Мифы заменились наукой, магизм - техникой. Но цель осталась прежняя: подчинение природы и максимум развития жизни… Но надежда на победу красоты и блага, на блаженство и мощь, с одной стороны, и радостная преданность высшему, разбивающая рамки скоротечной жизни, поднимающая её скоротечность до вечного значения - это душа религии. Сам бог был только оболочка этой души. Мне кажется, мы назовём чувственную сущность социализма довольно точно, когда скажем, что это религиозный атеизм”.
Обратим внимание, что эти идеи (религиозная составляющая марксизма) он называл “самым важным результатом работы”. А также на то, что ставя марксизм в ряд религиозных систем Луначарский понимал необходимость ответа на религиозные вызовы: смысл жизни, вызов смерти и т.д.
Что касается бога, то в “Атеистах” Луначарский, отвергая бога из старых религий, и идею поклонения материи вместо бога, сказал так: “Но так ли уж у нас и нет бога? … Ведь в этом образе (когда эта идея выражена в образе) всё человеческое поднято до высшей потенции, отсюда красота его… Но теория социального мифа как нельзя более применимее в области нового религиозного сознания (пролетарского, а не аристо-бердяевского). Бог, как Всезнание, Всеблаженство, Всемогущество, Всеобъемлющая вечная жизнь - есть действительно всё человеческое в высшей потенции. Тогда так и скажем: бог есть человечество в высшей потенции.”
***
Ленин выступил резко против этих идей, и, в конце концов, Луначарский полностью от неё отрёкся. Это слагаемое было отброшено им после 1917 года. Об этом он также сказал прямо сказал, вспоминая спор с Лениным в 1910 году [Статья "К вопросу о философской дискуссии 1908-1910 гг"]: “…я думал, что социализм выигрывает от раскрытия его этической ценности, от того, что он будет представлен как полный ответ на все религиозные проблемы и, таким образом, как завершитель и разрушитель, ликвидатор всякой религии.“