Легенда о несбывшимся грядущем

Jun 10, 2015 10:22

Оригинал взят у burevestn1k в Легенда о несбывшимся грядущем


«2032 Легенда о несбывшимся грядущем» - так называется техно-опера в жанре альтернативной истории, в которой композитор и ученый Виктор Аргонов рисует картину будущего, в котором Советский Союз уцелел. Теперь это обновленный Советский Союз, еще более могущественный, продвинутый в материальном и техническом плане, выстроивший свою экономику по науке при помощи программы искусственного интеллекта АСГУ.

Кому подобные темы интересны, можете послушать, техно-оперу «2032» легко можно найти в интернете. На фоне современных поделок, когда в каждом первом фильме про СССР обязательно присутствует плохой чекист, техно-опера Аргоновоа выглядит весьма продвинутой. Виктор Аргонов действительно попытался копнуть тему коммунизма в разных аспектах. При этом автор - кандидат физико-математических наук, занимается исследованиями в области искусственного интеллекта, т.е. человек совсем неглупый. Тему коммунизма он осмысливает весьма творчески.

Дадим слово Аргонову:

«Сюжет произведения относится к жанру альтернативной истории. Действие происходит в 2032 году в СССР. Это ни антиутопия, ни утопия, ни гротеск. Скорее попытка фантастического переосмысления коммунистической идеи, её болезненного романтизма и трагизма, столкновения недостижимого христианского идеала всеобщей любви и рационалистических экономических задач. Любовь индивидуальная и любовь всеобщая, война локальная и война глобальная, поиск рая на земле и стремление к самоуничтожению, разум искусственный и разум человеческий... Здесь нет пропаганды за или против, здесь есть лишь проблема».
На мой взгляд, в последнем предложении Аргонов лукавит. При всех плюсах, произведение Аргонова - анти-коммунизм, и это достаточно несложно показать, проанализировав сюжет. Впрочем даже с учетом этого, Аргонов гораздо лучше любого либерального критика. С либералами дискуссия о коммунизме невозможна, потому что с их стороны  весь разговор быстро скатывается на примитивные штампы. На самом деле, очень не хватает умных критиков, с которыми можно вести полемику. С Аргоновым полемику вести можно, и именно этим я собираюсь заняться.

Сейчас я буду говорить о сюжете, поэтому если вы еще не слушали техно-оперу, и не хотите портить впечатления, то можете вернуться к этой рецензии после просмотра.

Техно-опера «2032 Легенда о несбывшимся грядущем»:

image Click to view



Теперь давайте пройдемся по произведению Аргонова.

Если совсем вкратце, фабула сюжета: противостояние между СССР и объединенным Западом перешло в новую плоскость: теперь экономическое и военное соревнование двух систем осуществляется при помощи искусственного интеллекта (ИИ). У русских имеется продвинутый ИИ, который создал продвинутую социалистическую экономику. Однако, в какой-то момент, ИИ предлагает такие реформы экономики, которые вступают в противоречие с коммунистическими догмами. Тогда руководство компартии принимает решение искусственно ввести эти догмы в память компьютера.

Затем Запад начинает интригу, которая приводит к началу военного противостояния двух блоков. В какой-то момент положение становится сложным, ИИ предлагает нанести неожиданный ядерный удар по Западу, который с вероятностью 98% по его расчетам окажется безответным. Причем ИИ обосновывает необходимость ядерного удара по противнику именно исходя из тех догм, которые ему внушили.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Миленевский сначала отказывается, но потом, после пережитой личной трагедии (гибель любимого человека), соглашается на авантюру. Результат - ядерная война, погубленная планета без людей.

Теперь я обращаю внимание на два фрагмента. Один во вступлении:

"В звездном вихре времен мечты меняют цвет.
Стали былью одни, других растаял след...
А другие влекут на странный свет уж тысячи лет.
Оставаясь лишь призраком, лишь сном, хранящим завет.

Но чем наша цель нереальней,
Тем манит сильнее она,
Нас верить в себя заставляя,
Как будто и вправду верна!

В ожиданье мечты, над пропастью во ржи,
Мы искали свой путь, забыв о вечной лжи.
И земной этот мир был лишь для нас и лишь оттого,
Что во имя мечты мы можем вмиг разрушить его.

И может быть, это так глупо, -
В предельную цель возводить
Наивную детскую сказку,
Но ради нее стоит жить!"
Вот так автор начинает свое осмысление коммунизма. Наивная детская сказка, мечта, и люди, которые вслепую, на ощупь, с риском сорваться в пропасть и уничтожить мир («на ощупь во ржи») ищут пути к странному свету. И, в конце концов, падают в пропасть.

Возлагает ли автор вину за уничтоженный мир на мечту (т.е. коммунизм)? Вроде бы и нет - в эпилоге есть строки:

"Простой случайности итог
Или рок..."
С другой стороны, там же рядом есть и другие строки:

"Мы в суете где-то ошиблись
В гонке слепой за детской мечтой,
И навсегда там растворились,
В белом огне за снежной чертой..."
Если произошедшее - случайность, то зачем нужны эти покаяния людей, движимых «детской» мечтой? В чем они виноваты, если решение на ядерную атаку принял тронувшийся умом от горя Миленевский?

Притом, обращаю внимание, есть русская мечта о коммунизме. Есть американская мечта о мировом лидерстве, есть исламистская мечта о халифате. Есть мечта еврейского народа о воссоединении в собственном государстве. Сложно ли вам вообразить сюжет, в котором ядерную бомбардировку во имя американской мечты начинает тронувшийся умом от горя американец? С тем же итогом. Или ядерная война, которую спровоцирует конфликт между Израилем и странами исламского мира. Тронувшийся умом от горя возможен в любой стране.

Но ведь автор разговор ведет не о мечтах вообще. Он же специально подчеркивает, что хочет осмыслить именно коммунизм. И получается в итоге весьма некрасивая картина, что мечтать запрещено именно русским. Это только у русских «наивная детская сказка», за которую нужно каяться.

Правда, если вспомнить историю, то картина сразу же меняется. Советские коммунисты всегда последовательно выступали за мир. В отношении тех же американцев это совсем не так. Достаточно вспомнить президента США Рейгана, который под рукоплескания зала сказал «лучше всем погибнуть в ядерном огне, чем отдать моих четырех дочерей коммунистам». Советские лидеры никогда не говорили ничего подобного.

Следующая натяжка - это то, что внедрение коммунистических догм привело к тому, что ИИ по имени АСГУ начал обосновывать необходимость ядерной бомбардировки. Этот фрагмент приведу отдельно:

"АСГУ: Предложенный путь - вариант оптимальный
И чтоб избежать необдуманных слов
Давай оттолкнемся от тех положений
Которые мне навнушал Соколов

Миленевский: Так ты это знаешь?

АСГУ: Я многое знаю,
Я странно устроена, надо признать,
Я этот ваш бред хорошо понимаю,
Но буду по вашему здесь рассуждать.
Представим и вправду, что высшее счастье
Достигнуто может быть только в труде
На благо народа, заботе о ближнем,
И прочей подобной тому ерунде.
И мы получаем гораздо счастливей
Советских людей, по сравнению с тем,
Как в бедствиях смерти молит о спасенье
Несчастный народ буржуазных систем.
Конечно, я здесь перегнула немного,
Но всё же естественно будет спросить:
Что стоит их жизнь по сравнению с целью,
Плодами которой весь мир будет жить?

Миленевский: Ты всё упрощаешь, ты мыслишь вульгарно,
Ты сводишь всё к личному счастью людей.

АСГУ: Ты сам декларируешь счастье народов
Как высшую цель без разбора путей.

Миленевский: Твой максимализм здесь едва ли уместен -
Конечно, мы счастья народам хотим,
Но жизнь человека - особая ценность,
Нельзя её сравнивать с чем-то другим.

АСГУ: Ты, как и другие, в плену предрассудка
Еще одного, столь смешного в Кремле.
Не может бесценным быть то, что конечно:
Ни радость, ни боль, ни вся жизнь на Земле."
Оставим на совести автора эмоциональные оценочные словечки «бред» и «ерунда», которые он вкладывает в уста рационального и, якобы, не имеющего чувств ИИ. Вопрос в другом. Коммунистические идеалы - это равенство и братство, причем в гораздо большей степени, чем это было во времена буржуазных революций. Делить людей на сорта, причем так, чтобы решать, что вот этими мы пожертвуем, чтобы остальным было хорошо - это подход не коммунистический. Скорее в духе фашистов: уничтожить инвалидов, чтобы государство не тратило средства на бесполезных людей; уничтожить недочеловеков славян, чтобы немцы счастливо зажили на их земле - это то, что реально делали немцы под управлением Гитлера.

Есть еще один фрагмент, который я отметил:

"Миленевский: В твоей программе только технология одна. Не вижу нравственного роста человека.
АСГУ: Абсурдно слышать в наши времена ошибку просветительского века. Ты знаешь, что производительность труда - критерий развитости общества любого."
О чем тут речь - Миленевскго волнует, что экономические реформы АСГУ создадут общество изобилия, т.е. общество, которое будет жить потреблением, а не трудом. И какими моральными качествами будет обладать человек, воспитанный в таком обществе - вопрос открытый. Это хорошая тема для дискуссии. На самом деле коммунисты не ставят целью создавать потребительский рай. Я уже писал об этом в статье Шведский «социализм», поэтому повторяться не буду.

Но тут есть еще один момент. Тезис, что производительность труда - критерий развитости общества - АСГУ сомнению не подвергает (в отличие от других догм, которые ИИ называет «бредом» и «ерундой»). Напрасно, ведь тезис в корне неверный: АСГУ заявляет, что нравственный рост - ерунда, главное - это производительные силы. Но ведь еще в 80-х (если не ошибаюсь) Римский клуб обсуждал проблему, которая называется «барьер Питерса». Производительные силы человека растут по экспоненте, а нравственный уровень остается почти константой. В итоге все большее число людей получают доступ к таким энергиям, которые могут нанести непоправимый вред планете. А если энергии станут совсем большие и общедоступные, то рано или поздно найдется идиот, который уничтожит все человечество.

Тронувшийся умом от горя и развязывающий ядерную войну Миленевский - это и есть блестящий пример барьера Питерса.

Так что Барьер Питерса - это очень серьезная планка, которую должно взять человечество, если оно желает развиваться дальше. Либо будет этот самый нравственный рост - это тот путь, который предложили коммунисты. Либо прогресс придется искусственно тормозить и сворачивать (Запад сейчас движется в этом русле). Либо закрыть глаза на проблему, и ждать, пока рванет что-то более серьезное, чем Фукусима с фатальными последствиями для человечества.

Поэтому, критерий развитости общества - это не только производительные силы, но и этот самый нравственный рост. По крайней мере, в коммунистическом обществе это так. Миленевский мог бы поспорить здесь с АСГУ, но он сливает этот спор, и сам придается сомнениям на тему, действительно ли нужен труд, коллективизм и т.д.

* * *

Подводя итог: Виктор Аргонов копнул тему коммунизма вглубь, но на глубину так и не вышел. Возможно, помешало высокомерное отношение к коммунизму, как «наивной детской сказочке». А, может быть, где-то виноваты и сами коммунисты, потому что не всегда умеют внятно изложить свои позиции. В любом случае, за попытку думать, размышлять, задавать вопросы - автору спасибо.

взгляды, СССР, история

Previous post Next post
Up