Оригинал взят у
ebrk в
Луначарский о Гегеле Прочитал статью А.В.Луначарского "Гегель и современность", в которой Луначарский среди прочего даёт оценку вклада Гегеля в советские коммунистические доктрины. Луначарский характеризует Гегеля двойственно: с одной стороны он один из величайших философов в истории мировой мысли, с другой стороны Гегель - могущественный и опасный "союзник" как сторонников, так и противников коммунизма.
С одной стороны его идеи революционны, с другой стороны Гегель не включился в революционное преобразование общества:
«Если бы свершилось подготовленное событиями революционное наступление, то Гегель, без сомнения, стал бы законченным революционером. Но в тот момент отсутствовали практические революционные перспективы, и Гегель уже выступает как защитник резиньяции, самоограничения, и становится апологетом действительности, которую, раз она оказалась тогда устойчиво стабильной, нужно было признать также и «разумной» - признать только потому, чтобы сохранить уважение к самому себе, вопреки собственной робости, точнее, своему бессилию перед тяжелой, на деле оказавшейся тривиальной действительностью. Величие Гегеля идет от величия эпохи великих буржуазных революций, а убожество его - от убожества социальных условий Германии того времени.»
Луначарский признаёт, что ленинский марксизм имеет гегелевские корни, что без изучения Гегеля невозможно полноценное понимание советского марксизма, но при этом отказывается считаться гегельянцем (потому что Гегель - идеалист):
«Марксизм, или, как мы выражаемся, марксистско-ленинское миросозерцание, и соответствующая ему практика не отрицают своих «гегелевских» корней и фактически неотделимы от диалектики, впервые полно развитой Гегелем. Глубокое понимание нашего строительства невозможно без тщательного и критического изучения Гегеля. Но мы, однако, не гегельянцы. Идеализм Гегеля, вытекающий из слабости его времени, есть то, что «калечит» его философскую систему, есть его фундаментальное «уродство», его пляска на голове.»
Луначарский говорит о том, что в ленинском марксизме драгоценные идеи Гегеля были очищены от "шлаков" и послужат построению нового общества:
«Гегель живет среди нас могучей жизнью, но Гегель этот - определенным образом «разъясненный», освобожденный от своих «грехов», навязанных ему его временем…
…Исторически Гегель посмертно пришел к пролетариату, то есть живущему человечеству, которое имеет богатое будущее. Пролетариат с благодарностью принял все преподнесенные ему сокровища и очистил их от порожденных эпохой Гегеля шлаков. Очищенное учение Гегеля пролетариат присоединил к яркому спасительному мировоззрению, к фундаменту своей священной войны за истинную свободу и подлинное братство людей…
…Гегель не спасет буржуазного общества. Но Гегель - основатель динамической философии, Гегель, который дает ключ к пониманию революционной сущности истории и самой природы, поможет новому обществу родиться и укрепиться.»
Кстати, Ленин называл диалектику (по сути - диалектику Гегелевскую, переосмысленную с материалистических позиций) одним из трёх основных источников и составных частей марксизма.