Протокол допроса Симаева Ахмета

Jan 22, 2020 15:20




В документах разведотдела 23 немецкой пехотной дивизии обнаружен еще один интересный допрос связиста 250 ВДП Ахмета Симаева

Ахмет Садретди́нович Сима́ев (28 декабря 1915 - 25 августа 1944) Журналист, поэт,  участник татарского подполья Волжско - татарского легиона Идель Урал
на фотографии по средине, в клетчатой рубашке слева над Мусой Джалилем

Протокол допроса Симаева Ахмета 250 вдп, 329 сд

7.3.1942
23 пехотная дивизия                                                                            
Разведотдел

Для командования V А.К. Разведотдел

Русский военнопленный Ахмет Симаев отправляется в соответствии с телефонным разговором. Его допрос показал следующее:
Симаев, 26 лет, родился в Коканде и по профессии журналист.
До 1933 года он учился в строительном училище в Москве, а затем до 1936 года учился на вечерних курсах в Московском университете по части литературы.
Одновременно работал журналистом при одной татарской газете в Москве и был приговорен к 21 месяцу тюрьмы за антиправительственные высказывания,
которые отбывал на принудительных работах в Карелии.
Летом 1938 года он вернулся в Москву и стал работать корректором в другой газете.

В октябре 1940 г. Симаев был призван на военную службу и служил в 23 кавполку 15 кубанской кавдивзии в Даурии. С мая 1941г. он был в 130 батальоне связи 82 стрелковой дивизии,
находящейся в Баин-Тумен (Монголия). Эта дивизия была моторизованной, однако автомобилей не хватало. Она состояла из 210, 250 и 601 стрелковых полков и артполка, чей номер не знает.

5.10. эта дивизия была погружена и около 22.10 выгружена в Загорске. Там ее подняли по тревоге и через 2 дня развернули в районе Можайска.
Сначала от служил радистом в штабе дивизии, однако в декабре был переведен в 250 сп, потому что он умел прослушивать зарубежные радиостанции
(немецкие радиостанции, протекторат и турецкие передатчики).

В 250 сп он также стал радистом и был предупрежден, что контролируется соглядатаем-евреем.

Этот полк сначала располагался восточнее Можайска на большой дороге и понес там большие потери. В конце года он был переброшен в район Наро-Фоминска и соединен с 210 сп.
Одновременно он был преобразован в воздушно-десантный полк со старым номером 250. Местонахождение 601 сп С. неизвестно.

В первой половине января 250 воздушно-десантный полк находился на аэродроме Внуково и был 19-21.1. воздушным транспортом переброшен в Плеснеево и Желанье.

Он имел более 1000 человек и состоял из 3 батальонов по 3 роты каждый, 1 минометной роты с 50 мм минометами, их количество С. не может указать.
По его оценкам в полку имелось около 30 станковых пулеметов и 700 пистолет-пулеметов. Военнослужащие имели лыжи и противогазы и дубленые полушубки.
Кроме того, они также получили желтоватую мазь от обморожений.

Воздушная транспортировка полка осуществлялась на машинах Дуглас на колесах (не на салазках).
Аэродром в Плеснеево был уже подготовлен, стоящим там десантным батальоном.

Батальон понес большие потери уже при вылете из-за немецких воздушных налетов.
Также аэродром Плеснеево 21.1 был подвергнут налету немецких самолетов, затем полк был переведен в Желанье.

Полк имел приказ нарушить немецкие тыловые коммуникации и, в частности, взять Знаменку. Это не удалось, несмотря на неоднократные атаки, полк затем отступил в район
Семлево и там соединился с 329  сд. Рядом, кроме того, находился 230 кавполк. Боев у полка на этом марше не было, немецкие заставы обходились ночью.

Около 14 дней назад полк предпринял тщетную атаку на Блохино, а затем последние 10 - 12 дней находился в районе Покрова.
Штаб полка находился в Покрове, 1 батальон в Забново, 2 батальон в Кованики и 3 батальон в Стогово. Последнее было очищено около 1 недели назад.

Командир полка майор Солдатов, полковой комиссар старший политрук Сычушкин. Численность полка С. оценивает примерно в 200 человек.

2 марта Симаев по приказу командира 329 сд послал радиограмму генералу Жукову о том, что дивизия изолирована и больше не имеет продовольствия.
Дивизия использовала радиостанцию полка, так как сама не имела средств связи. Командир дивизии Андрусенко, его звание С. указать не может.
Дивизия также находилась в радиосвязи со штабом 33 армии, однако в последнее время она не могла достичь этого непосредственно,
но должна была связываться с армией через штаб Западного фронта.

В ночь с 5 на 6.3 полк отошел со своих позиций после того, как он потерял уже Забново.
Он должен был в ночь с 6 на 7.3 прорвать немецкую оборону вместе с остатками 329 сд в Островках и Безымянное и соединиться с частями 33-й армии к востоку от дороги.

Силу 329 сд на текущий момент С. не может указать, он только слышал, что офицеры говорили о существенном сокращении боевой мощи.

При отступлении полка из Покрова С. видел 5 станковых пулеметов, противотанковые орудия полка должны были быть уничтожены нашей артиллерией.
Артиллерия 329 сд в свое время застряла в прорыве у Блохино, восточнее шоссе.

Выйдя из Покрова, Симаев остался в лесу, затем вернулся в Покров и ждал там, пока к утру не уйдут арьергарды. Затем он отправился в Панфилово и там сдался немецким разведчикам.

В ходе отступления полка, Симаев видел 3 немецких веннопленных, 2-е из них были расстреляны и 3-й был уведен.

Симаев фанатичный татарский националист. Его отец был осужден за антисоветскую деятельность и пропал.
Во время своей службы в Монголии Симаев надеялся, что начнется война с Японией и у него будет возможность побега.
Здесь, на фронте, он якобы связался с разведывательным отрядом и попытался переправиться, но потерпел неудачу.
Он хочет участвовать в борьбе против советской власти пропагандистским путем.

Учитывая его интеллект и сообразительность, Симаев будет полезен в пропагандистских целях - возможно, также для агентской работы.
Радиограммы, принесенные пленным, и описание рации прилагаются.

Документ переведен и выложен на сайте
http://33-army.ru/index.html

допросы военнопленных, 1942, вяземский десант

Previous post Next post
Up