КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ или придите и овладейте нами.

Jul 05, 2018 16:42



Пишу для своего друга Игоря Солодова, в ознаменовании нашего с ним разговора о Варягах. (посвящается) ;)

Все, что я вижу последнее время, да и время до этого у Норманистов и их противников, - это разглядывание с лупой летопись "Повесть временных лет"
изучение Варяжских имен, и перестановкой букв и запятых в первоисточниках, с целью получения новых смыслов. Смысл процесса можно передать фразой КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ.

Давайте посмотрим совершенно с другой стороны. Давайте забудем о ПВЛ, будто ее нет. Ибо, как видно новую не издадут а от старой толку уже не будет.  Прежде чем писать о призвании, или не призвании варягов, давайте попытаемся проанализировать, призвании КУДА. Что представлял собой медвежий угол юго-восточной Балтики? Кто здесь жил и чем занимался? По данным археологических исследований, изначально этот район был заселен (не то чтобы богато заселен, но жиденько населен)  Карелами, и другими финно-угорскими племенами,  которые занимались по большей части охотой и рыбалкой. Карелы имели целый ряд мощных крохотных крепостей, которые невозможно было брать приступом, но элементарно  - измором, если бы это было кому-то нужно. Их западными  соседями были Эсты. Не те, которые знаменитые пираты с острова Саарема, а сухопутные, нищие.  О них,  как и о Карелах того времени, мало что известно. Также, ничего неизвестно и о славянах, скорее всего кривичах (судя по курганам), которые пришли недавно, но уже жили вперемешку с аборигенами.
Тем временем.  В начале 8 века скандинавы открывают чудо мореплавания - парус и с этого момента все в Европе зашевелилось. Началась эпоха викингов. Это же можно назвать точкой отсчета пути «из Варяг в Греки».
В ознаменовании этого, примерно через 30 лет, в Устье Волхова селятся скандинавы. Ни какие-нибудь викинги - разбойники, а самые обычные - работящие. Пролетарии.  Прям рядышком с крепостью Карелов.  По скандинавским сагам - основал Альдейгюборг (Ладогу) конунг Рандвер, пра-пра дедушка принца Гамлета, в 750 году. Археологические раскопки в Любшаннской крепости, показали, что скандинавы и до прихода туда славян имели тесные сношения с местным населением,  но теперь их присутствие на Волхове стало постоянным. Цель была понятна. Место где река вытекала из озера - удачная точка в начале речного пути, до начала Волховских порогов,  которая предлагала услуги по ремонту и обслуживанию кораблей, обмен тяжелых морских судов на легкие речные с доплатой и услуги по хранению оных с обратным выкупом. Так же здесь можно было поменять стеклянные бусы на меха и девок. Наши девки там, у них, шибко ценились, втрое против обычных. Поскольку Викингчанки были уж шибко мужеподобными, особенно в кожаных штанах.Антропологи постоянно жалуются, что по скелету тяжело отличить, какому полу принадлежал оригинал.
Итак, торговля началась и круг замкнулся. Кривичи, Карелы, Чудь и Емь добывали мех, а те его выменивали на бусы. Мех отвозился на юг византийским купцам взамен на арабское серебро, а серебро отвозилось в Европу в обмен на те же самые бусы.  Готландцы, однако, как любят у нас писать,  поработить особенно ни кого не могли. Как ты поработишь охотников? Нет ни одного свидетельства войны Славян с Финно-угорскими племенами, занимавшиеся охотой, в процессе их экспансии на север. Охотник не имеет пахотной земли. Он ей не дорожит. Если нелюбовь, то лук под мышку, силки в зубы и адью. В общем, существование было мирным и взаимовыгодным.
Судя по раскопкам, Ладога сразу строилась как перевалочный пункт с большим вложением капитала, а не место, куда сбежал несчастный викинг от своего Хедвинга, и где он убого коротал свои дни с удочкой в руке и с молнией на шее.  В ходе раскопок обнаружено несколько больших "каркасных" построек скандинавского типа напоминающих собой огромные перевернутые килем к верху корабли. Постройки служили складами, ремонтными мастерскими и общежитием одновременно.


Также, обнаружено старейшее в этом районе  кузнечно - литейное производство с большим набором инструментов. Судя по находкам, мастера были практически ювелирами, способными ковать даже ножи по технологии «трехслойного пакета» и мечи высочайшего класса, и прибывали, скорее всего, с острова Готланд.  Поселение не было окружено стеной, так как находилось на дружественной территории, также, судя по всему, мастерские работали "вахтовым методом", когда ремесленники, купцы и мастеровые приезжали на период навигации, и с последними дракарами уходили обратно на родину.  Славяне и Эсты селились отдельно в округе, а Карелы около своей крепости в 2 км вверх по течению. Скорее всего, крепость предполагалась, для совместного использования.  Ниже по течению располагались еще несколько небольших городков и большое укрепленное поселение - Хольмгард - впоследствии часть Новгорода. В Хольмгарде, как и везде в округе,  население было смешанное. Но тут, наряду со скандинавами проживали в основном Ильменские Славяне (кривичи).  Хольмгард, как это явствует из названия,  находился на холме между двух рек - Мсты и Малый Волховец, в месте, где они впадают в Волхов. Практически на острове.
Примерно в 770 - 780 годах постройки в старой Ладоге сжигаются. Это приписывают неким абстрактным «славянам с юго-запада»,  типа Смолян Кривичей, Ободритов или Лютичей.  Объясняется это тем, что последующие за ними постройки - чисто славянского типа и меньшего размера.  Вполне такое возможно. Тем более, что во всех сагах Гардарика упоминается скандинавами в совершенно дружественном контексте, как часть их мира и не воспринимается ими как чужая, враждебная территория. Конунги Гардарики были "Великими" "Умными" и "Справедливыми".  В Датских и Норвежских сагах нет ни одного упоминания о военных походах викингов того времени в эту сторону.  Хотя на Бьярмланд они набегами ходили.
В какой то момент, на Балтике, начался долгий конфликт за контроль над путем "из Варяг в Греки", между Полабскими славянами и Свеями с одной стороны и Готладцами (Гётарами) и Данами с другой. (примечательно, что Эсты не имея сил претендовать роль контролирующего органа и грабили и тех и других).  Гардарика, судя по всему, была ближе к Готландско-Данскому альянсу.  К тому же, я лично,  в этой истории не сильно стою на стороне неких «юго-западных славян». Не понимаю, чем Ляхи для нас лучше чем Даны.
Уничтожение Альдейгии  дало на некоторое время толчок к развитию Хольмгарда, но, тем не менее, поселение на Волхове возрадилось.
Возможно, причиной этому могло стать то, что тяжелые морские суда не могли двигаться вниз по реке из за ее обмеления порогов. Все корабли, найденные в районе Новгорода, были меньше и другой конструкции, чем остатки кораблей найденных в районе Старой Ладоги. В общем база по хранению, ремонту и перегрузки товаров с одних кораблей на другие продолжала функционировать.
В середине 9 века поселение было опять разрушено, теперь уже Свеями.  "В лето 859. Имели дань варяги, приходившие из-за моря, на Чюди, и на Словенах, и на Мере, и на всех Кривичах". ( Дата возможно не точная) .Это славное деяние приписывают Эрику Анундсону сыну Анунда Уппсалла . Который в восемьсот тридцатых годах попытался захватить территории современной восточной Финляндии, Карелии, Эстонии и Курляндии, что у него частично получилось.
К стати к 830 году относится первое письменное упоминание о Руси в европейских источниках. В "Бертинских Аналах" говорится о посольстве Руси к Феофилу (императору Византии) и говорится, что по национальности они Свеи  и как он считает "скорее разведчики, чем просители дружбы". Свеи ни нам, ни Византийцам ни Данам были вообще не друзья ни разу, и в 860 году начинается новая война. Сперва Свеев выпирают из Ладоги и Любшанской крепости, а затем, если верить Повести временных лет, начинается междоусобная война между славянскими племенами. " В лето 862. Изгнали варягов за море, и не дали им дани. И начали сами собой владеть, и не было у них правды. И встал род на род, и были усобицы, и стали сами с собой воевать". Шведы в этот момент заняты заселением Исландии, у них внутренние проблемы,  и вернуться, чтоб всех зачистить, возможностей нет.
Скорее всего, война шла между Гардарикой (Холгмгардом) и пришлыми славянами. Как то внутри все годы до этого был баланс м паритет интересов. Сведения скупы, но правдоподобны. На десять лет проход через Волхов закрывается.  Северная Европа сидит без серебра, Славяне, со шкурками и девками но без бус, а византийцы и арабы без мехов.  Ильменьские славяне,  может быть и сами, возили бы товары через море, но не мореплаватели они, увы. А Полабские - или Эсты - те уж точно мореплаватели, но, чужаки и  накась выкуси. В общем - ни кому не нужный бардак.
Теперь пару слов о Нестеровской летописи.  Я имею в виду "Повесть Временных лет", которую уже цитировал. Как мы с вами знаем, первая редакция ПВЛ, датирована Шахматовым как 1110-1112 год.  Написана в Киево - Печерской лавре со слов, былин, варягов и прочего устного фольклорного элемента. Говорить о ней как о священном писании бессмысленно. Ни кто же не воспринемает всерьез начало "повести". Сказания о Хаме и Еферте, об путешествии в Киев апостола Андрея. Почему вдруг эту часть придания старины далекой разбирают до запятой и по косточкам? Какя разница, что там написано? Явно что все это еще меньше соотносится с истиной чем те же скандинавские саги?  Попробуйте сами. А вы ведь люди образованные, в школах и институтах учились, книги читали, не залезая в интернет, написать историю России за последние 300 лет. (Можно спрашивать у соседа).  Думаю, что получится не менее забавно, хотя какие то основные реперные точки вы вспомните. Попробывали?  Вот примерно такую забавную версию мы и получили в первом списке этой летописи.
Естественно, так как люди тогда не имели ретроспективного мышления, автор поместил героев в среду Киевской Руси 12 века.
Куда там братья пришли? В Новгород, Изборск и Белозеро?  Посмотрим...
Так вот: археологические исследования вокруг Белого озера сообщают нам о том, что, ни каких поселений в девятом веке там не было. Поселение в Киснеме возникло уже в 10 веке, а поселение Крутик, хоть и зародилось в девятом, но оно было крайне скромное, в очень труднодоступном месте и жило в нем не более пяти дворов. Вообще Белозерск, аналогично Старой Ладоге стал бурно развиваться только в 10 -11 веках с появлением второго торгового пути, из тех же самых Варяг по Волге в Среднюю Азию,  а во времена Рюрика там медведи лосей гоняли.  Тем не менее,  к 12 веку это крупная торговая база, такая,  уже как и Новгород, и скандинавское население там присутствует вовсю.  И Нестор отправляет Синеуса туда.
 Теперь Изборск. Та же самая история.  Хоть поселение Изборск - Труворово городище - обнесенная частоколом деревня, и присутствует во времена "призвания Варягов", но в культурных слоях 8-9 веков их, этих самых варягов, не обнаружено.  Почти ни одного. Изборск - стал важной приграничной крепостью, только в правление князя Ярослава, с начала 11 века. Там строятся нормальные стены и детинец, и там поселяется варяжская дружина. В общем - Трувору с жилищем тоже не повезло,  так что можно о них забыть,  как и о змее Горыныче. (Горыныч - Горыня  -Славянское имя.  Змей - значит очень умный. Имел ли он три головы, - а бог его знает, может просто думал за троих, но достоверность у этих героев одинаковая). Новгорода, кстати в то время тоже не было. Так что не надо так убиваться по поводу ПВЛ и "петь военных песен".
 Давайте посмотрим на то, что мы имеем к моменту "призвания", и  что такое была  Гардарика.
Мы видим агломерат по р. Волхов, состоящий из нескольких городов: Холмгарда, Алдейгии, некого города, внутри современного города Волхов, уничтоженного песчаным карьером, городом с неизвестным называнием на месте села Городище, каменной Любашанской крепости, и еще одного города известного по старым документам как Треллеборг.  - Дословно с датского - "город  холопов"  (как его называют и поныне), а также пара десятков укрепленных частоколом деревень меж ними. Настоящая  Гардарика - "страна заборов".
Пару слов о последнем. Если вы забьете в интернете слово trelleborg -  "Датские круговые замки - обобщающий термин для шести фортов круглой формы эпохи викингов. Следы военных лагерей викингов подобной формы сохранились в Дании (четыре объекта) и южной части Швеции (два объекта)".   Насколько Холопий городок стар, можно судить по кладу, в котором самая молодая монета оказалась 810 года. То есть Треллеборг - уж точно современник Альдейгюборга. Как вы понимаете, читая саги, Гардарика для скандинавов - не вся наше необъятная родина ссср а именно эта часть земли вдоль Волхова до Новгорода и чуть в ширину. До 10 века, дальше этого Гардарика в умах не распостраняется.
Теперь кульминация истории. Тадам!!!!!
Наступает 862 год или что-то вроде того. Город Альдейгия по «непонятной причине» стал резко и усилено развиваться. Не пропорционально количеству населения проживавшего в нем до «гражданской войны». Будто бы кто-то пришел извне, приведя с собой много разного народу. Кажется, что, единовременно население удвоилось.  Даже стало вдвое больше, чем до этого проживало. (Раньше,  в самый свой пик, до изгнания Шведов и начала войны Кривичей со Славянами в городе и округе насчитывалось 70 дворов).
Первым делом, и это понятно, строится первая за 100 лет, деревянная крепость. Хватит - наигрались.
Город на этот раз, восстанавливается уже не хаотично - на пепелище, на прежних сваях, а по новому. Исходя из некого градостроительного плана.
В «саге об Олаве Святом», при основании города Тронхейма, конунг сам размечал участки земли под застройку и давал их карлам (вольному сословию, не имеющему отношения к знати) и купцам и другим людям которые ему нравились. Кстати сам Олав Святой, судя по саге - посещал Гардарику.
Разметка участков - свидетельство некого порядка землепользования и начала администрирования, особенно в таких выгодных районах, какими была первая береговая линия.  Минимум четыре звезды.
Староладожская экспедиция( П.В. Петренко и Т.И. Кирпичников ) первая раскопала участок земли за пределами «земляного городища» на левом берегу р Ладожки. Они откопали 60 "производственных комплексов" найдя более 2000 артефактов. Постройки, где ремесленники разного рода деятельности жили, работали и продавали свои товары. Торгово - промышленный квартал.  Берег реки Ладожки был нарезан на участки шириной по 6 метров. Между этими участками прорыты канавы, чтоб могли швартовятся лодки. Чтоб грузить товары прям из мастерской. И другой фасад - пряма на дорогу, где можно было продавать предметы "с окна".  Аналогичное устройство производственных площадок было обнаружено только в одном месте на Балтике - Датском городе Рибе. Единственное отличие  в том, что, там расстояние между канавами 7 метров. А так во всем остальном - поселения конструктивно идентичны.  Может Олав святой- это Олег вещий? А Рюрик?….А был ли мальчик.?
А если был (хоть это не имеет решающего значения) В пользу Рюрика - Рерика Ютландского говорят несколько фактов. Во-первых, он ходил по югу Ютландии вдоль и поперек и был сам родом из места близкого к городу Рибе. Второе, кто-кто, а уж он - точно имел право на Альдегюборг, так как он был из рода Скьёлдунгов как и конунг Рандвер -  отец основатель города.
Ну и последнее. Если не о бабах, так о покойниках. Во время раскопок этого культурного слоя так же есть следы пожаров и были найдены обгоревшие человеческие останки, сброшенные в мусорную яму, что породило версию, что приход этой этничекой группы мог быть и не полюбовный.
Как положено, вокруг Алдейборга существует болшое колличество погребений. Это нормально. Пара слов о них. Во первых В.И. Равдоникас в середине земляного города раскопал Христьянские захоронения и датировал их серединой 9 века. Как вы думаете, откуда пришли христиане, с севера или с юга?
Второе, если посмотреть обобщенно на все это, то видно, что первоначально - это могилы, курганы, захоронения традиционные для любого торгового центра на балтике. Вы там можете встретить кого угодно.
Характерно к примеру урочище Плакун. Там есть и Норманы и Кричвичи и Западные словяне. Но начиная с 850 года отчетливо видно появление "военного кладбища" - «стража и двор конунга». Обособленное кладбище мужчин скандинавов нехарактерном для них бедным погребальным обрядом.  Захоронения производились с  850 года по 950 год.
Третье. Все знают, что у славян, особенно западных, при строительсве приносились строительные жертвы. (строительные заклады). - Жертвоприношение животных перед строительством дома, и закладка останков под фундамент. Их было много обнаружено в Померании, в западнославянских городах.  Старая Ладога, чуть ли не единственный город древней Руси, где их не было.
Их навалом в Новгороде более 50 штук, Их много в Смоленске, в Суздале, в Киеве, Старой Руссе, в Великих Булгарах, в Городке на Ловати, Даже нашли одтин в Рбриковом городище. А вот в Ладоге, в 2010 году был найден череп "животного" по раздавленным останкам определили что это обезьяна!!! но все равно употребляют термин "Животное", (не понятно как она там оказалось и вообще что это такое) И еще один приклад более поздний - десятого века и более ничего.
Как видите, я не пытаюсь апеллировать к текстам, ковыряться в запятых и разбираться в Руси. делаю ни каких выводов и заключений. Почитняю примус. :)

история, о слонах, Русь

Previous post Next post
Up