В очередную годовщину трагедии, возвращаюсь к этой теме.
Я решил собрать воедино, сведения относящиеся к гибели западной группы 33 армии генерала Ефремова. Это самый малоизвестный и драматический момент. То что тут изложено не будет совпадать на все 100 процентов с существующими по этой теме книгами, так как у меня нет мотива доказать чью то правоту или неправоту. (кто куда на что послал). Информация обобщена но основана на документах, и переводах боевых журналов немецких дивизий принимавших участие в этой операции.
4 апреля немецкое командование, после двухдневных бомбардировок, возобновил операцию по уничтожению окруженной 33 армии сразу с восточного (д Козлы) и с юга (Аракчеево), а 10 апреля - с севера и северо-запада. К этому моменту ей контролируется территория , своего роду рукав, длинной в 30 км и шириной 6 км. В кольце окружения находится около 10 000 (Последние точные данные были на 10 марта и насчитывали 12 780 чел боеспособного личного состава плюс 3100 чел раненых и больных в госпиталях). За два дня частям 5 танковой дивизии вместе с 15 пехотной дивизией удалось в первый раз одержать серьезную тактическую победу. 12 апреля начался ледоход, однако немцы успели форсировать р Угра и овладели селами Коростели и Красное с запада и севера. Армия рассечена на два котла. Первый в районе д Стуклово и лесов вокруг, и второй ограниченный деревнями Жолобово, Лутное, Науменки, Федотково, Шпырево.
В этот момент, осознавая критичность положения, с большой земли командующий Западным Фронтом Жуков, дает приказ на прорыв 12 числа, в ночь в сторону Мал. Виселево и дальше к слиянию рек Угра и Воря, при этом на встречу им должны наступать 43 и 49 армии и сделать то, что им не удавалось сделать два предыдущих месяца. (правильнее сказать, соглашается под давлением Ставки с планом Ефремова. Сам же Жуков настаивал на выход армии на юг в сторону Белова. (Жуков в последствии получил от Сталина выговор, за то, что не настоял на своем решении) Ефремов стал собирать армию, воедино, для прорыва.
Собрать части оборонявшие внешний периметр кольца удалось только на сутки позже. Немцы, к своему удивлению, в этот момент, почти без боя берут Лутное и Науменки, которые считали хорошо укрепленными пунктами с большим скоплением сил . Хоть части, которые держали там оборону, должны были уйти на восток, немцы сообщают о значительном кол-ве пленных взятых при прочесывании леса вокруг Науменки. В ночь с понедельника 13 на вторник 14 апреля 1942 года, остатки западной группировки 33 армии приготовились к прорыву тремя колонами. Одна колонна из Жолобово идет на Беляево, (командир, раненый и обмороженный Полковник Кучинев), Вторая колона под командованием самого Ефремова идет на прямую по дороге Шпырево- Жары. Во главе остатки 160 с.д . По некоторым сведениям, была еще одна группа которая шла в обход Буславы на Песьково и оттуда поворачивала на юг. Смысл движения тремя колоннами следующий, когда две колоны идут параллельным курсом, каждая отвечает только за один фланг. К тому же 338, сильно потрепанной, дивизией, очевидно, решено было пожертвовать, посылая ее наубой, (Пройдя меньше километра лесом, параллельным курсом, она должна была выйти на сильно укрепленную деревню Беляево и связать там немцев боем, что не позволило бы им выслать подкрепление в место прорыва основных сил). Задача третьей колонны была примерно такая же, но со стороны Буславы, Песьково. В арьергарде прикрывали отход у деревни Федотково были остатки 113 сд под командованием полковника Бодрова и группа усиления подполковника Кирилова.
Ночью немцы обстреляли Шпыревский лес из химических минометов, а потом агитснарядами с листовками. «Немецкое командование обращалось к нам: «Солдаты 33-й армии! Ваше положение безнадежно, дивизии разбиты. Ваш командующий, генерал-лейтенант, оставил вас и улетел на самолете. Дальнейшее сопротивление бесполезно. Капитулируйте! Кто вам будет мешать - арестуйте!»
Во время артобстрела погиб командир 1136 СП Майор Андреев. Он пользовался особым уважением и это произвело крайне удручающее впечатление на солдат.
Тем временем, немцы имеют радиоперехват, и практически точную дешифровку радиограммы Ефремова в центр (Износки) и обратный ответ, у них есть полная картина выхода группы и встречного удара Красной Армии со стороны Красной Горки
"Перехваченная радиограмма позволяет сделать вывод о том, что наступление планируется продолжить ночью, а именно в этом месте "Схема 2" следует ожидать ввода в бой 3 - 4 русских дивизий, имеющих задачу выйти ночью с 12.04 на 13.04 на рубеж Малое Виселево - Жары и ночью с 13.04. на 14.04. на рубеж Большое Виселево - Новая Михайловка. В разговоре между командиром и полковником Фогелем в 21:40 начальник штаба докладывает, что была перехвачена еще одна телефонограмма, в которой окруженной группировке настоятельно предлагалось пробиваться на восток к предусмотренным местам прорыва южнее слияния рек Угра и Воря. Батальон 17-й пехотной дивизии откомандировывается в 22:40 в Малое Виселево в распоряжение XII армейского корпуса, распоряжения о дальнейшем боевом применении поступят уже оттуда." Вот ее текст -"«Ефремову.... Вы должны с основными силами пройти в течение 12.4 и в ночь на 13.04 отрезок Мал. Веселево -Жары и после закрепления на этом отрезке занять ночью или 14.04. Большое.... Веселево - Новая Михайловка. 1-я гв. стрел. дивизия (5 -я гв. стр.див.?) с …., 17-я и 415-я стр. дивизии должны вместе с 53-й стр. див. 13.04. …. Мал. Веселево … Нов. Михайловка.....».
На всякий случай, один дополнительный батальон занимает оборону по линии Беляево -Буслаева второй батальон из 3 бат 5 пех. полка 268 пехотной дивизии снимается с фронта и направляется в Малое Виселево в распоряжение 12 армейскому корпусу. (Немцы очень редко указывали численность батальонов. Это может быть и 800 и 300 чел) и еще один заслон был организован за деревней Родня.
Движение начали в 22 часа 13 апреля. В армии на тот момент должно было быть около 7000 тыс. человек, из которых 2193 раненых и больных, 500 человек не тяжелых раненых. Раненые размещены на 200 подводах. (Немцы исходили из численности в 10.000 человек всего на момент начала операции) Больных тифом которые не могли передвигаться должно быть оставили в д Молодены. Там были тифные бараки. (наверняка там есть огромные санитарные захоронения. В целом иногда на 1 раненого приходилось раз до 7 больных тифом) .
Вопреки расхожему мнению, Ефремов шел не по дороге Шпырево - Шумихино, а левее ее метров 700 лесом. Это неоднократно отмечалось на карте составленной в мае 42 года по маршрутам вышедших из окружения офицеров. К тому же, вдоль дороги, в то время, были сенокосы и колонне пришлось бы идти по открытому пространству. Но тогда: Вы представляете, как лесом тащить 200 подвод с ранеными? я нет. Говорят, что немцы танками давили подводы на дороге Шпырево - Шумихино. Поисковики много раз пытались найти следы этой трагедии. Должны же оставаться полозья саней, подковы, лошадиные кости, мед инструмент......Безрезультатно. Ни каких следов. Это выглядит странно. А если все происходило в лесу, то туда не доедут танки. Я думаю, те кто мог двигаться - выходили своим ходом, в одной из колонн, а остальные так и остались в месте сосредоточения, и ни куда не двинулись с места. Вот цитата подтверждающая это, из немецкого допроса старшего хирурга 33 армии Жорова 5 мая 42 года -
"Чтобы легче выйти из окружения, были образованы небольшие группы. Больных и раненых «разбили» на две группы, каждая под наблюдением одного врача. В дальнейшем в ходе отступления тяжелораненые были оставлены вблизи Буславы (уже обнаружены нами). На вопрос, почему он, как ответственный врач, не передал тяжелораненых немецким войскам, так как выход из окружения с ними был невозможен, он ответил, что его личные убеждения не позволили ему оставить их на расстрел немцам. Находясь под сильным влиянием русской пропаганды, он считал вероятным расстрел раненых русских солдат"
Вопреки другому расхожему мнению, - ни какой особенной засады на дороге Беляево Буслава не было. У немцев просто не хватало на все это сил. Дорогу контролировало примерно, я боюсь, ошибиться, около 500 человек. . При этом, еще в самих деревнях находилось около 5- 8 танков. Основные силы 15 танковой дивизии, 13 апреля занимались зачисткой лесов вокруг Науменок . Несмотря на перехваченную радиограмму, немцы считали наиболее вероятным маршрутом выхода - строго на восток через Песьково и далее на восточный берег Уры. (уже был такой опыт. Части трех полков 160 сд, выбитые из этой деревни 7 апреля, и окруженные, после трех дней безуспешных попыток прорыва назад, на соединение с 33 армией, 10 апреля ушли на восток, через Угру). Так же, они думали, случится и на этот раз. Тем более, что ни какого встречного наступления русских армий со стороны Малого устья не последовало. Обнаружив крупное скопление войск немцы, как и было в подобных случаях до этого, обнесли его линиями охранения и стали готовить силы к прочесыванию местности внутри котла. Единственное, напротив пересечения дороги Беляево-Буслава и Федотково - Жары охранение было чуть сильнее.
Дальше случилось следующее: 33 армия, подойдя в темноте к дороге Беляево_Буслава, левее, 700 метров от перекрестка, где лес подходит почти вплотную к дороге, почти сходу, без особых усилий ее прорвали. Охранение было уничтожено, а возможно разбежалось в право и влево. Но, тем не менее короткий бой был. Звуки выстрелов подняли тревогу и немцы быстро сумели подтянутся к месту прорыва и взять местность под перекрестный огонь. Чем дольше существовал коридор, тем больше сил собиралось по его сторонам. Через пол часа появилось подкрепление и танки. (сколько нужно времени, чтоб получив приказ, завести машины и проехать полтора километра? ) После этого дырку законопатили. Немцы даже не поняли что случилось. Исходя из Боевого донесение - ночь 13-14 апреля прошла спокойно, с небольшими стычками с противником, который пытался разрозненными группами вырваться из котла но был отброшен обратно......
Продолжение будет. Простите, если где что непонятно.
Продолжение по теме
https://patriot-af.livejournal.com/67516.html