Оригинал взят у
kassade в
Как будут национализировать нашу элиту? Одним из самых резонансных законопроектов этого времени стал документ, предусматривающий запрет на зарубежное имущество чиновникам и государственным служащим.
Сегодня в Фонде развития гражданского общества состоялся круглый стол, на котором шло обсуждение этого закона. Лично я считаю, что законопроект можно принять за еще одно доказательство того, что власть находится в тесном диалоге с обществом и активными гражданами.
Ну а значимость законопроекта очевидна - иначе бы это не вызвало такой оживленной дискуссии на круглом столе в Фонде. В целом, конечно было жарко, но участники круглого стола, в конце концов, сошлись на мнении, что инициатива президента - весьма необходимый политический шаг, который способен изменить конфигурацию российской элиты и ее направленность.
Ни для кого не секрет, что "закон Магнитского" - это попытка повлиять на Россию при помощи давления на российских толстосумов, обладающих имуществом за рубежом. Документ в буквальном смысле берет за жабры многих российских чиновников и депутатов, у которых есть имущество и банковские счета в Европе и США и превращает их в безвольных марионеток.
В принципе, американцы поступили весьма умно - потеряв возможность влиять на политику внутри России при помощи НКО и протестов, они попыталась задействовать другие инструменты, наиболее эффективные - ведь каждый человек переживает за свои деньги. Особенно, за большие.
А в России, тем временем, Путин делает попытки бороться с коррупцией, разросшейся до невиданных масштабов. Бороться с коррупцией силовыми методами тяжело и малоэффективно, именно поэтому президент делает ставку не на силовиков, а на дополнительные методы воздействия. Одним из таких методов, несомненно, и является инициатива о "национализации элит".
По словам одного из участников круглого стола, члена ОП РФ Сергея Маркова, из-за отсутствия контроля за сбережениями элитных граждан России за рубежом, страна находится на обочине мировой политики. С ним согласились практически все участники в той или иной мере. В большинстве цивилизованных стран зарубежные счета если не запрещены, то считаются доказательством недоверия гражданина к своей собственной стране и экономической системе.
Такое же отношение к иностранному имуществу надо внедрять и в России. Народ уже давно воспринимает чиновника или политика, у которого обнаруживаются счета и имущество за рубежом коррупционеров и вором. Это понижает уровень доверия к власти и не ведет ни к чему хорошему. Так что, «национализацию» надо проводить запретами. Хорошо, что Путин это понимает.
Я считаю, что цель "национализации элит" состоит в преломлении сложившихся порядков ведения бизнеса в России, которые сейчас приносят громадные убытки экономике, а так же в переформатировании высшего чиновничества на "патриотический лад". Российский чиновник и депутат должен быть патриотом - и не иметь квартир в Майами или счетов в Мюнхене.
На данный момент большой бизнес в РФ выглядит как большой офшорный насос, выкачивающий огромное количество денег и ресурсов, используя лазейки в законодательстве. Российские чиновники не отстают от предпринимателей - при помощи коррупционных схем занимаются тем же самым. Возникает вопрос, если уж американский закон Магнитского очень сильно может повлиять на большинство таких чиновников и предпринимателей, то почему бы и России не попробовать влиять на свои элиты таким же способом?
Сергей Доренко сравнил нынешнюю ситуацию в России с колонизацией - когда практически вся элита воспринимает РФ как богатую колонию и ездит зарабатывать в нее "вахтовым методом". И ведь он прав - стоит взглянуть на громкие разоблачения и скандалы и сразу все становится понятно. Хранить свои миллионы за кордоном- это тренд.
Инициатива Владимира Путина о запрете иметь счета в иностранных банках чиновникам разных уровней может уменьшить коррумпированность госслужащих, изменить их отношение стране и одновременно с этим лишает другие государства инструментов влияния на наших чиновников.
Иными словами, "депутат Иванов" раньше мог иметь счет в швейцарском банке и годы тратил на то, чтобы выводить деньги из России. Теперь "депутат Иванов" не имеет права на счет в банке. Все деньги, которые он заработает или украдет, он вынужден будет оставить в России. Эти деньги можно будет легко отследить и проверить источники. Кроме того, это лишает американцев возможности повлиять на "депутата Иванова" через «закон Магнитского»
По мнению Валерия Фадеева, участника круглого стола ФРГО и главного редактора журнала "Эксперт", национализация элит должна начинаться с воспитания некоторой этики, которая не позволяла бы чиновникам и политикам иметь счета в заграничных банках. Как это происходит, например, в Великобритании, где обладание такими активами не запрещается, но считается дурным тоном для политика. Чиновник или кандидат на должность, который обладает имущество в соседней Франции моментально теряет авторитет среди избирателей и никогда не будет избран.
То есть, закон о запрете, в частности, как и все последние инициативы президента, предназначен не только для того, чтобы сделать страну еще более независимой от мирового капитала и давления извне, но и для того, чтобы радикально изменить ориентированность элиты с Запада на Россию, повысить ее имидж в глазах простых граждан.
По мнению Максима Шевченко, российская "офшорная аристократия" - злейший враг России. Экономическое развитие страны невозможно, если через границу выводятся миллиарды долларов и оседают на чужих счетах, а российский большой бизнес считает не Россию своим домом, а США. Это отношение надо срочно менять, иначе мы превратимся в колонию США.
В общем, сегодня я услышал немало дельных предложений и мыслей, в которых кроется успех дальнейшего развития России. Кризисные годы прошли, Россия прочно стоит на ногах, закон о запрете имущества за рубежом будет принят, чиновников принудят к патриотизму и т.д.
Нынешняя стратегия президента Путина - искоренить коррупцию и воровство в России не сталинскими, а цивилизованными способами, в том числе - и через воспитание в российских элитах патриотических чувств, понятна. Если российские элиты не хотят этого делать по собственной воле - вынуждены будут подчиниться закону.