Материалы РХДП: Социальные вопросы

Sep 28, 2006 14:33

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОТ «СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ» К ОБЩЕСТВЕННОМУ ПРИЗРЕНИЮ


Часть 1
Часть 2
Часть 3.

Говоренкова Татьяна Михайловна - (директор Центра "Муниципалитет")
Жуков Алексей Иванович - создатель Фонда муниципальных исследований им. Т.М.Говоренковой и А.М.Якшина, член Клуба муниципальных деятелей.
Савин Дмитрий Анатольевич - соучредитель Фонда муниципальных исследований им. Т.М.Говоренковой и А.М.Якшина, Председатель Московской организации общероссийской общественной организации "Российская Христианско-Демократическая перспектива"
Чуев Александр Викторович - заместитель Председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы РФ, Председатель общероссийской общественной организации «Российская Христианско-Демократическая перспектива».

10. Переход от общественного призрения к социальной защите

Последствиями октябрьского переворота стали решительный отказ от общественного призрения и признание в качестве единственного средства разрешения социальных проблем социального страхования и обеспечения наемных рабочих и служащих. Формирование такого социального страхования проходит через ряд этапов, приводящих последовательно к социальной защите, известной ныне, но его основные принципы оказываются долгожителями, сохранившими свое влияние на современное сознание.
На первом этапе формирования в №3 газеты "Временного рабоче-крестьянского Правительства" (а таковым оно останется до разгона Учредительного Собрания в январе 1918 года) декларируются первоначальные планы новой власти в отношении полного социального страхования всех наемных рабочих, городской и сельской бедноты.
Пять основных принципов рабочей страховой программы включали:
полное самоуправление застрахованных,
распространение социального страхования на все виды потери работоспособности и безработицу,
возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей,
расширение круга страхуемых за счет городской и сельской бедноты,
возмещение полного заработка при страховании.
Пункты эти были приняты еще на VI (Пражской) Всероссийской Конференции РСДРП 5 - 17 января 1912 года[15]. Ни одному из этих принципов не было дано осуществиться, даже не было принято соответствующее законодательство и на самом этапе. Отдельные "дробные" Декреты носили мало согласованный характер.
Следующий этап включал полное разрушение ранее действовавшей системы страхования и начинал формирование нового советского подхода. "Как везде, должно произойти огосударствление в деле социального обеспечения и перестройки его на советских началах" и "Обеспечению подлежат все лица, источником существования которых является собственный труд, без эксплуатации чужого". Уже в сентябре 1918 года ликвидированы все прежние органы страхования вслед за ликвидацией местного самоуправления и всех его институтов в августе 1918 года. Обнародовано "Положение о социальном обеспечении (не помощи!) трудящихся"[16] В нем перечислены все случаи, требующие обеспечения, взятого на себя государством:
оказание всех видов врачебной помощи и родовспоможения,
обеспечение средств к существованию для временно утративших трудоспособность, независимо от причины, вызвавшей утрату (общие заболевания, увечья и т.п.),
обеспечение всех или части средств к существованию для постоянно утративших работоспособность в результате увечья, болезни, старости, обеспечение средств к существованию для безработных.
Определены круг лиц (трудящиеся), обеспечение которых предписано государству, и случаи необходимости обеспечения. Однако и это пока лишь декларация.
На третьем этапе Декретом апреля 1919 года вводится единый источник обеспечения: "средства на оказание всех видов социального обеспечения и на охрану труда отпускаются из Государственного Казначейства в сметном порядке по смете Наркомтруда". Откуда берутся средства в Казначействе, тоже определено: "Государственные предприятия и советские учреждения освобождаются от всякого рода взимания на социальное обеспечение. Все остальные наниматели уплачивают страховые взносы в местные казначейства, и все, такого рода, поступления зачисляются в доход казны". Наконец, туда же, в доход казны поступают все дореволюционные средства, сохранившиеся от старого режима. Все предельно ясно и просто: новая система живет за счет "остальных нанимателей".
На деле "иных нанимателей" становится все меньше, фонды старого режима оказываются не бездонными, советские предприятия и советские органы, занятые, исключительно, политической борьбой, доводят российское хозяйство до катастрофической разрухи, удваивая потери войн и революций. Не стоит и говорить, что в условиях такой полной разрухи все обещания по полному социальному обеспечению трудящихся становятся пустыми словами.
В декабре 1919 года VII Всероссийский съезд Советов принимает курс на децентрализацию управления хозяйством как единственный путь его восстановления. Начинается процесс "собирания коммун" в борьбе "с главкизмом", к которому правящая партия присоединяется политикой НЭП с опозданием почти на полтора года. Возвращается ограниченное право собственности, ограниченное многоукладное хозяйство, и власть постепенно перетекает вниз на уровень местных Советов, от губернских к уездным, волостным и городским. Огосударствление не только приостанавливается, но и частично отступает. С введением НЭП происходит восстановление социального страхования[17] (декрет СНК от 15.11.1921). Закон о социальном страховании внесен в КЗОТ РСФСР (статьи 175-192) .
Борьба за власть происходит не только по вертикали между Центром и местами. Сражаются за нее и сами ведомства СНК и ВСНХ. В 1921 году образован специальный Наркомат социального обеспечения ("собес"), к которому переходят "взимание и назначение страховых взносов и распоряжение страховыми фондами" вместе с контрольными функциями за определением права на социальное обеспечение. Кусок слишком лаком, чтобы просто отказаться от него, и Наркомтруд ранее получивший те же полномочия, бросается в бой. Опираясь на решения съезда Профсоюзов, он добивается возврата этих функций себе. Многочисленные преобразования не препятствуют строительству величественного здания страхования. С 1922 года страхование находится в ведении Наркомтруда. Сеть органов социального страхования строится пока по территориальному принципу. В масштабе Союза при Наркомтруде создается Центральное управление по социальному страхованию (ЦУССТРАХ)., на уровне Республик Главные управления по социальному страхованию, на местных уровнях страховые кассы: губернские, краевые, областные, уездные, окружные, районные, городские, а также страховые пункты "в местностях, удаленных от райкасс более, чем на 5 км". Система соподчиняема, но в условиях” собирания коммун", с которыми вынуждена мириться центральная власть из-за необходимости восстановления хозяйства. Уступкой ситуации служит объявленное (и ранее не вспоминаемое) "самоуправление страхуемых", для него создается на низовых уровнях собственная система. Ее части - "районные (губернские, краевые и т.п.) конференции" из представителей завкомов и месткомов и выбранный ими "комитет страхкассы". Естественно создание "ревизионной комиссии". Обилие изданных Декретов, Положений, Циркуляров и Инструкций поражает даже привычное советское воображение, а их содержание не лишено интереса.
Круг страхуемых лиц определен Кодексом о труде. Страхованию без ограничений подлежат лишь труженики по найму. Подлежат страхованию также прислуга и наемные работники при церквах (сторожа, например), временные и сезонные работники: первые на срок до двух месяцев, вторые на шесть месяцев. Для журналистов и работников искусств страхование строится по аналогии с временными и сезонными рабочими. Изъятию подлежат лица самостоятельного труда: физического (кустари, ремесленники), умственного (вольнопрактикующие врачи, инженеры, учителя и др.), сельские хозяева. Неоднозначно страхование военнослужащих, лица начальственного состава которых получают вознаграждение” по военно-производственному тарифу" и не подлежат страхованию, которое производится лишь для вольнонаемных. "Выборные лица", напротив, приравниваются к работникам по найму, за исключением ... "выборных лиц" в сельских местностях. Ученики страхуются лишь в городах, в сельских местностях им предоставляется только кров и пища.
Перечень страхуемых неожидан не исключением интеллигенции (что понятно сегодня), но явной дискриминацией крестьянства.
Второй вопрос - виды страхования. Их немного, и все они отнесены к области "социального риска, связанного с потерей заработка":
оказание лечебной помощи застрахованным и их детям,
выдача пособий при временной утрате работоспособности (болезнь, увечье, карантин, беременность, роды, уход за больным членом семьи),
выдача дополнительных пособий (кормление ребенка, предметы ухода, погребение),
выдача пособий по безработице,
выдача пособий семьям трудящихся по найму в случае их смерти
или безвестного отсутствия,
выдача пособий по инвалидности.
Старость в перечне не означена и входит в статью инвалидов.
На первый взгляд в отношении перечня не возникает серьезных сомнений. С добавлением потерпевших от конкретных событий в Афганистане, Чернобыле и с присовокуплением блокадников и беженцев он достаточно хорошо совпадает с современным. Более глубокое знакомство показывает, насколько реальное содержание отличается от содержания сформированной в 1917 году декларации, и, тем более, от компетенции дореволюционного института общественного призрения.
Временная утрата трудоспособности из-за болезни требовала для социального обеспечения строгой документации лечебными заведениями, внесенными в особый список. Время отпуска по болезни строго лимитировалось пятью днями, а в особо сложных случаях до двух недель. Еще через два месяца неоплачиваемого отпуска по болезни человек подлежал увольнению "на общих основаниях". Если застрахованный заболевал во время очередного отпуска, то требовалось доказательство, что при этом ему был необходим постельный режим, "мешающий отдыху". В случае ограниченности страховых средств оплату больничного отпуска разрешалось понижать до 2/3 заработка. Беременным предоставлялся отпуск: 8 недель для рабочих физического труда и 6 недель для лиц, занятых конторским и умственным трудом. Для работников искусств вообще допускалось не оплачивать больничные листки. Естественный ход течения болезни и состояние выздоравливающего в расчет не принимались.
Дополнительные пособия на кормление ребенка составляли в течение полугода 1/4 средней зарплаты "в данной местности" и предоставлялись только работающим женщинам. Пособия на погребение жестко оговаривали степень родства и различались "по зонам" страны.
Страхование по безработице не учитывало состава семьи и возможности находиться на иждивении, единственным основанием служил учет в органах Наркомтруда. Пособие выдавалось не более 8 месяцев в году. Существовало две категории пособий: 30 или 20 процентов от средней зарплаты в данной местности. Необходимым условием получения пособия было членство в профсоюзе.
Обеспечение по старости не выделялось (что любопытно психологически). Престарелые значились в рубрике "инвалиды" (инвалиды труда, войны, увечья или возраста). Инвалиды детства тоже отсутствовали, потому что всем упомянутым категориям необходим был стаж работы по найму. Специально по поводу инвалидов принимается Инструкция по контролю за их дальнейшей жизнью. При установлении любого дополнительного заработка пенсия по инвалидности снималась. Снималась она и при определенном "имущественном положении", выяснение которого было возложено на губстрахкассы, руководствовавшиеся неясными критериями меры "имущественного положения".
Обеспечение семей застрахованных осуществлялось в случае смерти или безвестного нахождения, но только в том случае, если застрахованный успел проработать по найму в течение 6 месяцев. Это обеспечение могло быть выдано только прямым родственникам.
Особое страхование было предписано батракам. В него входила, практически, только бесплатная помощь во время родов, все остальное бремя помощи возлагалось на хозяев.
Средства страхования, как и обещалось в 1917 году, взимались только с работодателей, но отчисления практически вычитались из заработка работника. Нормальный тариф включал 16, 18, 20 и 22 процента плюс дополнительные отчисления на жилье для рабочих в размере 0,5 1,6 процента. Для каждого предприятия могла быть назначена любая из представленных значений сумма. В 1925 году вводится система льгот для государственных и советских предприятий, которым устанавливается страховое обложение в 10 14 процентов (намного меньшее, чем сохраняется у кооперативных, арендных, концессионных и частных предприятий).
Во времена общественного призрения, конечно, тоже исходили из имеющихся средств и различных ограничений (например, нравственных, которые в советской системе не фигурировали вовсе), но отправной точкой была беда, и помощь оказывалась в целях ее преодоления. В советском социальном обеспечении отчетливо проявился принцип "бери, что дают". Не то, что нужно и что может помочь, а то, чем одаривают с равнодушием, не имеющим никакого отношения к "творению блага” по поручению общества или "для души приятства". Была лишь скучная обязанность распределения по жестко установленным нормам и контроль за возможными "злоупотреблениями", их нарушавшими.
В тридцатых годах, начиная с "года великого перелома" (1927 год), коммуны были уничтожены, а с ними ушли все игры "с самоуправлением страхуемых", и окончательно утвердилась система тотального страхового распределения среди четко определенных групп "трудящихся по найму", первоначально за вычетом интеллигенции и крестьянства, а затем только крестьянства.
Почему же лозунг «самоуправления страхуемых» так и не был реализован в советской системе? Да потому, что самоуправление предполагает право самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, а в советской централизованной системе решения принимал Центр, а остальные, в том числе и выборные органы, были органами исполнительными, обязанными выполнять его решения. В такой системе ни для самоуправления страхуемых, ни для самоуправления вообще нет места.
Дальнейшее формирование системы социальной защиты происходит уже без принципиальных изменений. В 1930 году ликвидировано страхование по безработице, действительно, какая может быть безработица в стране, где в массовом порядке применяется принудительный труд?
После постановления V пленума ВЦСПС и постановления ЦИК и СНК СССР от 23 июня 1932 года обслуживание рабочих ведущих отраслей промышленности было выделено в специальную отраслевую структуру. Наконец, постановлением ЦИК, СНК СССР и ВЦСПС от 23июня 1933 года о слиянии Наркомтруда с ВЦСПС(!), страховое дело перешло к профсоюзам и построено исключительно по производственному, отраслевому принципу. Столь поразительное для нормальной ситуации явление, как слияние органа исполнительной власти (Наркомтруда) с профсоюзами уже не может удивить, ведь в централизованной системе и то, и другое есть часть государственной машины, поэтому их слияние или разделение - лишь вопрос удобства Центра.
Термин "обеспечение" не сразу уступил место термину "защита", однако принципиального различия между ними уже нет. Есть различие интонационное - защита есть термин времен не просто классовой борьбы, но обострения классовой борьбы[18], защищаются от кого-то, отсюда и эпиграф настоящей статьи - «подвергнуть высшей мере социальной защиты». Сохранения термина времен обострения классовой борьбы в период перехода к многоукладной собственности, рыночным отношениям и гражданскому обществу можно расценивать только как прямое непонимание сути происходящих в России изменений.

[15] В.И.Ленин, Полное собрание сочинений, том 21, Москва, 1976, стр.146-149
[16] Декрет СНК РСФСР от 31 октября 1918 года «Положение о социальном обеспечении трудящихся»
[17] Декрет СНК РСФСР от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом»
[18] Идея обострения классовой борьбы по мере приближения к социализму была выдвинута И.В.Сталиным для оправдания массовых репрессий.

Часть 4

социум, РХДП, идеология

Previous post Next post
Up