Главный голос Великой Отечественной.

Oct 05, 2016 10:17




Его голос был хорошо знаком каждому, а фраза «Внимание! Говорит Москва!» узнаваема даже теми, кто родился после распада СССР. Юрий Левитан был самым известным диктором советского радио, это его голос сообщал о начале ВОВ, о победе над фашистами, о первом полете в космос и т.д. В 1970-х гг. он неожиданно исчез из радиоэфира, хотя в свое время он был знаменит даже за пределами СССР, а Гитлер назначил награду в 250 тысяч марок за его голову.





Юрий (Юдка) Левитан родился 2 октября (по старому стилю - 19 сентября) 1914 г. в семье портного. С самого детства он отличался сильным и красивым голосом, уникальным по тембру и выразительности. После 9-го класса мальчик решил поступать в Государственный институт кино в Москве, так как грезил о славе артиста, но оказался для поступления слишком юн. Тут он случайно увидел объявление о конкурсном наборе дикторов на радио, и неожиданно для него самого был принят стажером. Вскоре ему даже разрешили зачитывать небольшие сообщения в ночное время.



Однажды голос Левитана в ночном эфире услышал Сталин, который часто работал в ночное время. Молодому диктору поручили прочитать по радио доклад, подготовленный для XVII съезда партии. 5-часовой доклад юноша прочитал без единой ошибки или оговорки. После этого Сталин распорядился о том, чтобы все самые важные документы отныне озвучивал только этот диктор. Так в 19 лет Юрий Левитан стал главным диктором советского радио.



Безупречно звучащий в эфире текст давался Левитану ценой многочасовых тренировок и упражнений для совершенствования дикции. Но результат того стоил: вскоре его голос стали узнавать в каждом доме. Именно он объявил стране о нападении фашистской Германии на СССР, а во время ВОВ зачитывал по радио сводки Совинформбюро.



Наступление в первые дни войны происходило настолько стремительно, что фашисты не сомневались в скорой победе над СССР. Геббельсу пришла в голову идея о том, что сообщение о победе Германии должен по радио зачитать именно Юрий Левитан. Тогда был разработан план похищения диктора, за голову которого назначили немалую цену - 250 тысяч марок. Вскоре о блиц-криге пришлось забыть, и Гитлер обещал вознаграждение уже не за захват, а за уничтожение диктора. Но даже бомбежки Радиокомитета оказались безуспешными, а в 1945 г. голос Левитана стал голосом победы СССР: «Говорит Москва! Фашистская Германия полностью разгромлена.



После войны голос Юрий Левитана звучал в радиоэфире все реже и реже - считалось, что он не может зачитывать обычные новости, так как все уже привыкли слышать от него информацию только о самых важных событиях. Но когда Юрий Гагарин полетел в Космос, сообщить об этом поручили, конечно, Левитану. Кроме того, диктор часто выступал перед ветеранами, студентами, трудовыми коллективами. Ему первому из советских дикторов было присвоено звание Народного артиста СССР. В общей сложности на тот момент Левитан провел на радио 60 тысяч передач, большинство из них - в прямом эфире.



В 1970-х гг. Левитан участвовал в нескольких телепередачах, но из радиоэфира фактически пропал - руководство посчитало, что его голос у аудитории ассоциируется только с трагическими событиями, и не соответствует мирной эпохе. Выдающемуся диктору пришлось ограничиться работой в сфере искусства речи с молодыми радиостажерами.



В 1978-1983 гг. Левитан читал текст в телепередаче «Минута молчания». В августе 1983 г. его пригласили выступить на празднике по случаю 40-летия победы в битве на Курской дуге. После выступления на митинге у Левитана случился сердечный приступ, и 4 августа он ушел из жизни.



Актер Р. Плятт говорил о Левитане: «Когда по радио начиналось левитановское: "От Советского информбюро", - это звучало широко, чеканно и мощно и вызывало у слушавших душевный подъем и веру в нашу победу. Он был диктором-трибуном, и вряд ли мы обретем такого вновь».



В восьмидесятых годах двадцатого века обладатель легендарного голоса, который жителями Советского Союза считался символом телерадионовостей, Юрий Борисович Левитан, как и все дикторы, работал в Останкинском телецентре. Телезрители могли слышать его неподражаемый голос как во время проведения парадов и смотров на Красной площади, и во время просмотра фильмов (Левитан занимался озвучиванием).

Это было время, когда в одном из главных телецентров страны можно было встретить очень известных людей, обожаемых народом артистов и режиссеров, лауреатов всевозможных премий, и просто живых легенд. И все эти знаменитости еще не называли себя суперзвездами и даже не знали о существовании «звездной болезни». Но, так как ничто человеческое обитателям Останкинской телебашни было не чуждо, все они с наступлением обеденного времени собирались в столовой.

В большом помещении могли разместиться около трехсот человек. Пока одни телевизионщики трапезничали, другие стояли в очереди за стандартными комплексными обедами. Давали первое, второе и компот. За порцией столовской пищи в рядом стояли и простые работники телестудии и народные артисты и лауреаты и даже живые легенды. Сюда же на обед приходил и постаревший Юрий Борисович Левитан.

Товарищ Левитан изменился только внешне, его узнаваемый голос по-прежнему был крепким и звучным.

Как-то Юрий Борисович взял у стойки порцию супа и присел за столик. В зале было очень шумно, телевизионщики обменивались новостями, делились впечатлениями, обсуждали достижения, и вдруг по какойто причине все внезапно умолкли…

И тут наступившую тишину нарушил громкий и отчетливый голос Левитана. Юрий Борисович произнес только одну фразу, но как всегда - в стиле «От советского Информбюро».

- А супец-то нынче... говно!

Говорят, что от хохота присутствующих в зале людей едва не содрогнулась вся Останкинская телебашня!

Левитан, Великая Отечественная

Previous post Next post
Up