В ночь на 19.05.1942 самолёт подвергся интенсивному обстрелу зенитной артиллерии противника.

May 19, 2020 23:32





РГАЭ
Экипаж самолёта ПС-84 Л-3475, на момент выполнения задания командования Волховского фронта был укомплектован членми разных экипажей, что было не редкостью в боевой работе Авиагруппы в 1941-1942гг..  С уверенностью можно сказать, что лётчики этого экипажа входили в число наиболее подготовленных в МАОН,  обладая богатым опытом полётов в любое время суток в боевых условиях на различных фронтах Великой Отечественной войны.



Конкретики о том, что собой представляло задание, выполненное экипажем и что за груз они доставляли или вывозили, пока не повстречал в документах, но следующий абзац из книги А.Белорусовой «Лётчики Особого Назначения» (на основе донесения командира 3-й эскадрилии майора Пущинского В.А от 20.05.1942), в котором  речь идёт об одном из эпизодов продолжения операции по снабжению частей 2-й ударной армии (13-й кав.корпус генерала Гусева Н.А.), «Волховская операция» МАОН :
«18 мая к.к. Семенков сбросил груз в районе деревни Ольханка (58°29′29.9″N 32°50′21″E) и при обратном переходе линии фронта незадолго до полуночи попали под сильный зенитный обстрел. Была повреждена носовая часть, перебиты гидросистема и радио-полукомпас. 2-й пилот Адольф Осипян и бортмеханик Михаил Кривенчук получили тяжёлые ранения в голову. В бессознательном состоянии Осипян всей тяжестью тела навалился на штурвал, и 'Дуглас' начал переходить в крутое пике. Командиру корабля т.Семенкову, раненному осколками в челюсть и правую руку, не хватало сил вытянуть штурвал на себя. Мгновенно оценив ситуацию, бортрадист Виктор Фомин вытащил из кресла второго пилота, занял его место и выровнял машину. Затем перевязал раненых и помог командиру довести самолёт. Семенков произвёл посадку в Хвойной, вышел из кабины и лишился сознания».



"Дугласы" на подходе к Ладожскому озеру, 1941. РГАСПИ "Боевой путь МАОН"

О самом экипаже:

Бортрадист - Фомин Виктор Яковлевич (один из главных героев этого боевого эпизода)(1915):



Коммунист т.Фомин, награждён двумя орденами Красной Звезды и медалью «За Боевые заслуги». За год войны налетал 931 час, из них 341 ночью. выполнив 315 боевых вылетов, из них 122 в тыл врага. Состоял в первом экипаже Авиагруппы, вылетевшем за пределы СССР в Прагу и г.Брно (Чехословакия) с десантниками (в составе экипажа к.к.Пущинского Л-3926).

В мае месяце при возвращении с задания, зенитным снарядом были ранены командир корабля, второй пилот и бортинженер. Второй пилот, потеряв сознание, навалился всей тяжестью тела на штурвал. Командир корабля, раненный в правую руку и лицо, не мог вытянуть штурвал на себя. Самолёт перешёл в крутое пике. Тов.Фомин, быстро вытащив второго пилота, взял штурвал на себя и вывел машину из пике.После этого, перевязав раненых, помогал командиру корабля в управлении самолётом. Как парторг корабля обеспечил боевое сплочение экипажа. РГАСПИ, Альбом  "Боевой путь МАОН за 06.41-07.42гг."

Во время Ленинградской операции принимал участие в 57 вылетах, не раз приходилось Виктору Яковлевичу огнём бортового пулемёта отгонять вражеские истребители. В ноябре 1941г. при бомбардировке нашего аэродрома в Новой Ладоге были подожжены транспортные самолёты Авиагруппы. Он, рискуя жизнью, потушил пылающий бензобак и тем самым спас свой корабль. Впоследствии принимал участие в качестве бортрадиста в Вяземских десантных операциях, по снабжению осаждённого Севастополя. Весной 1943г. был направлен в Англию для перегона в составе экипажа самолётов A.W. Albemarle.  На момент окончания ВОВ служил во 2-м транспортном авиационном Севастопольском полку ГВФ.

Перечень наград:

25.03.1942 Орден Красной Звезды

17.04.1942 Орден Красной Звезды

03.06.1942 Медаль «За боевые заслуги»

22.12.1942 Медаль «За оборону Ленинграда»

22.12.1942 Медаль «За оборону Севастополя»

01.05.1944 Медаль «За оборону Москвы»

16.01.1945 Медаль «Партизану Отечественной войны» II степени

09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Командир корабля - Семенков Алексей Иванович (1915-2000):



Один из самых заслуженных лётчиков транспортной авиации ГВФ времён ВОВ, но и к началу войны подошёл уже с большим налётом в 2800 часов и боевым опытом в Советско-Финляндскую войну.

К октябрю 1941г. имел налёт 316ч.45мин.  С первых дней войны выполнял боевые задания. В начале октября принимал участие в «Тейковской операции» МАОН (Орловско-Мценской десантной операции).

В «Ленинградской операции» МАОН, Алексей Иванович был одним из ключевых командиров кораблей: «Три месяца тов.Семенков летал на участке Ленинградского фронта в качестве ведущего командира эскадрильи, снабжая город Ленина продовольствием и боеприпасами».

По инициативе А.И.Семенкова для сокращения времени на взлёт, сбор и построение в воздухе стал применяться взлёт звеньями сразу по три самолёта, как у истребителей. По всем довоенным правилам полётов для тяжёлых транспортных самолётов это было неприемлемо: «Под его руководством эскадрилья впервые начала летать сомкнутым строем, что увеличило огневую защиту от вражеских самолётов. Неоднократные атаки самолётов противника над Ладожским озером отбивались благодаря кучности строя и отсутствия паники, что является большой заслугой командира Семенкова. Его самолёт сделал 78 вылетов только за октябрь месяц, перевёз в Ленинград 81тонну продовольствия и боеприпасов. из Ленинграда вывез 650 человек красноармейцев и специалистов Кировского завода и 20 тонн различных грузов.»



В начале 1942 года принимал участие в Вяземской десантной операции, как командир корабля. И вновь Алексею Ивановичу предстояло вести эшелоны десятков ПС-84 в качестве флагмана. Совершал и важнейшие вылеты на разведку под непрерывным обстрелом зенитной артиллерии и рейсы по разбрасыванию листовок над городами Смоленск, Рославль, Ржев, Гжатск, Сычёвка.



РГАСПИ, Альбом "Боевой путь МАОН за 06.41-07.42гг."
 «В двух Вяземских операциях по выброске и высадке десанта т.Семенков был ведущим командиром эшелона (в первом случае вёл 17 самолётов ПС-84, во втором случае - 28). Эшелоны были выведены точно на цель. Ночью всеми кораблями одновременно был выброшен многочисленный десант. Правильно выбирая высоту и маршрут полёта, эшелоны без потерь вернулись на базу. Кроме выброски десанта тов.Семенков ночью садился в тылу противника с целью высадки бойцов без парашютов. Возвращаясь с задания, Семенков неоднократно на бреющем полёте расстреливал из пулемётов скопления фашистских войск и автоколонн. В его руках тяжёлый транспортный самолёт ПС-84 становился штурмовиком.»

Конечно,эпизод, с которого я начал, отражён (как и у всех членов экипажа) в наградном листе, причём  на представлении к высшей боевой награде СССР, к званию Героя Советского Союза от 25.05.42 (а это уже второе представление на тот момент было):

«В ночь с 18 на 19 мая 1942 года т.Семенков на самолёте ПС-84 Л-3485 выполнив задание командования ВВС Волховского фронта, при возвращении из тыла противника на линии фронта подвергся интенсивному обстрелу зенитной артиллерии врага. Прямым попаданием зенитного снаряда в пилотскую кабину были тяжело ранены командир корабля Семенков и второй пилот Осипян, бортинженер Кривенчук. По сообщению майора Высоцкого из ВВС Волховского фронта тов.Осипян, раненый в голову и левую ногу, т.Кривенчук, раненый в голову и руку, потеряли немедленно сознание. Раненый командир корабля т.Семенков, вызвал в кабину бортрадиста и бортстрелка, приказав вынести Осипяна и Кривенчука и посадив на место второго пилота бортрадиста т.Фомина, при его помощи довёл самолёт до аэродрома базирования (Хвойная), где и произвёл благополучную посадку. При попытке выйти из самолёта т.Семенков, сам будучи ранен в полость рта и в руку, потерял сознание.»



Алексей Иванович Семенков пройдёт всю войну, совершив значительное число вылетов и примет участие во многих операциях в качестве командира 2-го авиационного транспортного Севастопольского полка ГВФ, встретит Победу в звании подполковника и в должности командира 19-го отдельного транспортного авиационного полка ГВФ, выполняющего полёты с руководителями страны и членами правительства. В ночь на 9 мая 1945 года доставит в Москву Акт о  безоговорочной капитуляции нацистской Германии и Знамя Победы (какое конкретно, пока мне не известно). В послевоенные годы Алексей Иванович сделает большую карьеру в Советском гражданском воздушном флоте, в отставку уйдёт в 1975г. В 1998 году заслуженно будет награждён медалью «Золотая Звезда» и званием Герой Российской Федерации.



Перечень наград:

07.04.1940 Орден Красного Знамени

06.12.1941 Орден Красной Звезды

10.02.1942 Орден Ленина

20.05.1942 Орден Красной Звезды

23.11.1942 Орден Отечественной войны I степени

21.02.1944 Медаль «Партизану Отечественной войны» I степени

01.05.1944 Медаль «За оборону Москвы»

04.05.1944 Орден Александра Невского

03.11.1944 Медаль «За боевые заслуги»

09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

30.12.1956 Орден Красного Знамени

Медаль «За освобождение Белграда»

Медаль «За взятие Будапешта»

Медаль «За взятие Вены»

2-й пилот - Осипян Адольф Аркадьевич (1913):



На момент выполнения данного задания Адольф Аркадьевич  уже имел значительный боевой опыт.  Причём, пройдя последовательно путь в авиации ГВФ от бортмеханика на момент начала войны, до 2-го пилота и штурмана корабля к заключительному периоду Великой Отечественной.

С первых дней войны в качестве 2-го пилота в Харьковской Авиагруппе ГВФ (впоследствии преобразованной в Киевскую ОАГ, затем в 87 ОГвАП) показал себя отважным воином пилот Адольф Аркадьевич Осипян. Не имея ещё достаточного боевого опыта, он добровольно шёл на выполнение самых сложных и ответственных боевых заданий. На второй день войны, летая с рассвета до поздней ночи, совершал по несколько рейсов в день, доставляя боеприпасы частям Красной Армии на различных участках фронта. Наряду с обеспечением частей Красной Армии боеприпасами выполнял специальные задания Разведуправления по выброске десантных групп в тылу противника.

«13 октября 1941 группа самолётов МАОН вылетела на выполнение особого задания по выброске горючего нашим танковым частям, находившимся в окружении в районе Брянска (станция Борщево). Над целью звено самолётов ПС-84 подверглось атаке 8 вражеских истребителей HE-113 (скорей всего, о других моделях истребителей речь идёт). Несмотря на сильный пулемётно-пушечный огонь экипаж продолжал сбрасывать танкистам баллоны с горючим. Самолёт к.к. Н.Савонова, 2-м пилотом которого был т.Осипян, загорелся, но и это не остановило экипаж самолёта от выполнения задания, и они сбросили все баллоны точно на цель. Очередной атакой Хе-113 управление самолётом было перебито и он резко пошёл вниз. Пилот Осипян, проявляя спокойствие и мужество, выбрав момент, выпускает щитки. Самолёт выходит из пикирования и, потеряв скорость, падает на лес. Экипаж под обстрелом успевает выскочить через аварийный люк и спастись. Пилот Осипян организовал из состава экипажа и красноармейцев других частей отряд и с боями вывел его из окружения, перешёл линию фронта и возвратился в свою часть.»



Конечно, вылет в ночь на 19.05.42 отражён в наградных А.А.Осипяна.  Спустя год пребывания в госпитале после тяжелейшего ранения,он был направлен на работу в тыловую авиачасть (скорей всего, речь идёт о работе по перегонке самолётов из Ташкента (с 84-го завода, эвакуированного из г.Химки в конце 1941г.)). Подлинный патриот своей Родины, т.Осипян добивается откомандирования в действующую армию, в 87 отдельном Гвардейском Сталинградском авиационном полку выполняет боевые полёты в качестве второго пилота. А в апреле 1945 завершает ВОВ в качестве штурмана 19-го отдельного транспортного авиационного полка ГВФ.

Перечень наград:

06.11.1941     Орден Красного Знамени

22.12.1942 Медаль «За оборону Ленинграда»

03.11.1944 Медаль «За боевые заслуги»

16.01.1945 Медаль «Партизану Отечественной войны» I степени

04.04.1945 Орден Отечественной войны II степени

23.06.1945 Орден Отечественной войны II степени

05.11.1946 Орден Красной Звезды

Орден Трудового Красного Знамени, знаками отличия ГВФ и другими медалями.

Бортстрелок - Пронягин Андрей Михайлович (1919-1942):

К сожалению, фотографию и значительных сведений об Андрее Михайловиче не нашёл и в целом, о бортстрелках немного сведений в документах. 17.04.1942 награждён медалью «За отвагу». Участвовал в боевых вылетах на Ленинградском и Западном фронте. За предшествующие недели до эпизода в ночь на 19.05.42г. участвовал в 21 вылете в тыл врага на Волховском фронте в экипаже к.к.Бенкунского Г.С..«Помог экипажу сделать максимальное количество рейсов за ночь, лично участвуя в загрузке и разгрузке. Бортовое вооружение у т.Пронягина находится в образцовом состоянии. За время Отечественной войны налетал 300 часов, сделал 45 вылетов в тыл врага. Неоднократно участвовал в воздушных боях. В одном из боёв был ранен в ногу, но не покинул пулемёт и продолжал вести огонь. Вместе с другими стрелками сбил самолёт МЕ-109 (к сожалению, в списках бортстрелков МАОН и 1АТД ГВФ, сбивших самолёты противника не указан).»

Погиб 13.08.1942 в боевом вылете при подлёте к аэродрому Верхняя Ахтуба (вблизи Сталинграда).

Бортмеханик-инженер - Кривенчук Михаил Федотович(1907):



Из наградного листа от 10.07.1942:«Работая инженером отряда, тов.Кривенчук обеспечил чёткую эксплоатацию самолётно-моторного парка. В связи с недостатком бортовых механиков т.Кривенчуку приходится совершать полёты в качестве бортмеханика. Он совершил 13 боевых вылетов ночью в тыл врага. Во время одного из последних вылетов были тяжело ранены командир корабля и второй пилот. Несмотря на ранение самого Кривенчука, он сохранил полное самообладание духа и оказал помощь первому пилоту в посадке самолёта.»

К концу ВОВ Михаил Федотович гвардии капитан, инженер эскадрильи 2-го Авиатранспортного авиационного Севастопольского полка 10 АТД ГВФ : «Как инженер эскадрильи много сил и энергии вложил в организацию инженерно-авиационной службы в сложных условиях фронтовой обстановки при выполнении боевых ночных вылетов в глубокий тыл противника и дневных на линию фронта. Неоднократно возглавлял техническое руководство по обслуживанию тяжёлых транспортных кораблей ЛИ-2 и С-47 на оперативных точках многих фронтов. Обеспечил 699 самолёто-вылетов в глубокий тыл врага и 6185 дневных вылетов на линию фронта без каких-либо аварийных происшествий по вине технического персонала.»

Перечень наград:

10.07.1942 Орден Красной Звезды

22.12.1942 Медаль «За оборону Ленинграда»

01.05.1944 Медаль «За оборону Москвы»

03.11.1944 Медаль «За боевые заслуги»

09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

09.06.1945 Медаль «За освобождение Белграда»

09.06.1945 Медаль «За взятие Будапешта»

23.06.1945 Орден Отечественной войны II степени

Кривенчук М.Ф., Осипян А.А., ПС-84, Пронягин А.М., Семенков А.И., Фомин В.Я., 2-й Севастопольский ТАП 10-й АТД ГВФ, МАОН ГВФ

Previous post
Up