проза жизни

Oct 03, 2009 12:49

Вот так она выглядит (отмечу, что здесь лишь знаковые, переломные в понимании того, что есть литература, произведения. Потому многие книжки, которые очень люблю или ценю; навскидку - "Жизнь и мнения Тристрама Шенди", "Война и мир", "Степной волк",  "Сто лет одиночества" и пр. пр., сюда не попали).

1972 Антоний Погорельский "Черная курица, или подземные жители"
1974 Венеамин Каверин "Два капитана"
1975 Александр Дюма "Три мушкетера"
1977 Кийт Гилберт Честертон "Неведение отца Брауна"
1980 Уильям Фолкнер "Шум и ярость"
1981 Джеймс Джойс "Портрет художника в юности"
1983 (весна) Генри Джейсмс "Зверь в чаще" и другие повести
1983 (осень) Марио Варгас Льоса "Зеленый дом"
1984 Роберт Музиль "Человек без свойств"
1986 Хорхе Луис Борхес "Вымышленные истории"
1991 Хулио Кортасар "Игра в классики"
1995 Владимир Набоков "Ада или страсть"
1996 Умберто Эко "Маятник Фуко"
2001 Джон Фаулз "Волхв"
2002 Артуро Перес-Реверте "Клуб Дюма, или тень Ришелье"
2003 Харуки Мураками "Страна Чудес без тормозов и Конец Света"
2007 Виктор Пелевин "Чапаев и Пустота"

Вот такой получился список из 17 наименований. Перечтя его, подумал, что Дюма с мушкетерами, Фаулз с волхвом и Перес-Реверте с клубом Дюма, в отличие от остальных, и не были уж такими переломными, но почему бы себе не попротиворечить. К тому же три мушкетера выглядят хорошей альтернативой двум капитанам (если уж на то пошло, то черной курице альтернативит любимый в детстве "Незнайка на Луне", а патеру Брауну - не только Горн Фишер, что очевидно, но и Шерлок Холмс), а Фаулз с Реверте принадлежат этому тысячелетию и потому не так еще свернуты в памяти как скажем тоже классные Грасс или Воннегут.
И благодарности: В отличие от Черной Курицы, которую выудил сам из множества сказок и детских рассказов читанных вначале мне, а потом и мною, прочтением романтичных "Двух капитанов" обязан целенаправленной наводке со стороны мамы. Мушкетеров мне подкинул школьный товарищ Липа (Дмитрий Липкин). За Фолкнера и Джойса бывший эстетствующий тинейджер искренне благодарен "Иностранной литературе", где в застойном начале 80-х смогли напечаттать два культовых "модернистских" романа. Спасибо sv_erik за лучшее понимание времен и пространств Варгаса Льосы. Наконец не могу не выразить благодарность моему бывшему шефу в Moscow News Сергею Рою, тольятинскому музыканту Олегу Каллистову и киевскому писателю и переводчику Андрею Костенко http://green-door.narod.ru/index.html Первому - за настоятельное и обстоятельное предложение прочесть "Аду", второму - за яростную пропоганду "Волхва", третьему - за рекомендацию не игнорировать "Чапаева и Пустоту". Дело в том, что все эти истории объединяет тот факт, что первые книги трех данных авторов, которые попались мне в руки - соответственно "Приглашение на казнь", "Башня из черного дерева" и "Generation П" - отнюдь не привели меня в восторг, отчего мысли продолжать с ними знакомство без влияния извне скорее всего не возникло бы.
Замечу также, что отсутствие в обоих списках (как писателей, так и рекомендателей) женских, помимо мамы, имен не свидетельствует о мужском шовинизме составителя, но является исключительно стечением обстоятельств. Тем не менее в качестве реверанса отмечу, что в число авторов в принципе могла войти Вирджиния Вулф с романом "Миссис Дэллоуэй", а в число указателей - Ирина Беликова, в свое время самозабвенно нахваливающая незабвенного Хулио Кортасара, пока я только примерялся к любимейшему из своих писателей.
Previous post Next post
Up