Слушала аудиокнигу
Стендаль "Письма о прославленном композиторе Гайдне" Много раз слушала - пока текст не начал структурироваться и слегка оседать в голове...
В Письме 18-ом обсуждается Оратория "Сотворение мира". Как известно из Библии, все начинается с Хаоса...
Автор размышляет, как сложно выразить Хаос музыкальными средствами, наподобие того, как живописцу невозможно
нарисовать полный мрак, потому что (дословно): "МОЖНО ЛИ БЫЛО БЫ НАЗВАТЬ КАРТИНОЙ ВСТАВЛЕННОЕ В РАМКУ БОЛЬШОЕ КВАДРАТНОЕ ПОЛОТНО - ДАЖЕ САМОГО БЕЗУПРЕЧНОГО ЧЕРНОГО ЦВЕТА ?" Вот смех-то ! Идейка-то дословно, цельно-тянутая !
Книга Стендаля выпущена в 1814 году, что г-н Малевич ее читал - не вызывает никакого сомнения ! Как позже, читал и "Красное и черное" - и вот на свет появляется "Черный квадрат" и "Красный квадрат"... Собственно, ничего преступного не вижу в том, что Малевич как бы принял вызов Мастера и постарался ответить на поставленный вопрос ! Но хоть бы обозначился где-то: а то слова всякие умные - основоположник супрематизма, понимаешь...
Я поискала в Инете эту связку - Стендаль-Малевич, вывалилась куча ссылок на московский спектакль
"Красное и черное" в постановке Юрия Еремина Прикольно ! Вот так идеи ходят по кругу ! Народ комментирует : "Нет ! Стендаль с Малевичем не монтируется !" Получается, что "монтируется" ! Просто не на уровне Жюльена Сореля, а на уровне Гайдна...
Эта история заставила меня взглянуть на "Квадрат" с бОльшим вниманием. Честно сказать, я всегда считала, что Малевич просто прикололся и доказал - можно любую мазню назвать картиной ! Видимо, все-таки - нет ! Задача была и задача серьезная...
На самом деле... Скажем так, возьмем любую фотографию, загрузим ее в Photoshop, и "играя" только Levels, превращаем ее в БЕЛЫЙ КВАДРАТ, ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ, СЕРЫЙ КВАДРАТ. А если использовать Channels, то легче легкого получить КРАСНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, СИНИЙ КВАДРАТ... Видимого глазу изображения не будет, но оно от этого не исчезнет ! ОНО ТАМ ЕСТЬ, и оно извлекаемо, возможно, что и воспринимаемо, хотя бы и не глазами...
Полагаю, что, если взять фотографию печей Освенцима и фотографию очаровательного котенка, превратить их в одинаковые монохромные квадраты, то ОЩУЩЕНИЕ от этих КВАДРАТОВ будет РАЗНОЕ !!! От первого будет исходить ВСЕЛЕНСКИЙ УЖАС, а от второго - УЮТ,ТЕПЛО и ЛАСКА...
Возможно, что Малевич тоже пытался внести какую-то информацию в свой "Черный квадрат". Как ? По крайней мере известно, что несколько человек, изучавших эту картину и входивших с ней в близкий контакт, падали в обморок... Кажется, Эрмитаж прикупил Малевича. Надо будет сходить, проверить личные впечатления... если он, конечно, уже выставляется...
Вопрос - что же там : ПОД этим ЧЕРНЫМ КВАДРАТОМ ? Интересно, рентген этой картины делали ? Если, допустим, между изображением и последующим нанесением слоя черной краски прошел хотя бы день, возможно увидеть изображение на рентгене... Хотя вряд ли все так грубо...
Возьмем два CD-диска, чем отличается информация на них, можно легко увидеть, вставив их в считывающее устройство компьютера, а нашими пятью органами чувств можно сколько угодно их разглядывать, обнюхивать, на зуб попробовать, если только ты не экстрасенс (а значит обладаешь "считывающим" устройством), ничего-то ты на этих дисках не увидишь...
Когда-то меня совершенно потрясла
Повесть Александра Житинского "Арсик" Вот такое устройство нам нужно....
Посмотри сюда, - сказал Арсик, придвигая ко мне окуляры своей уста-
новки.
Я взглянул в окуляры и увидел красивую картинку. Над зеленой лужайкой
висела наклоненная фигурка мальчика. Мальчик был обнаженным. Краски на
картине были поразительной чистоты. На заднем плане возвышался готичес-
кий замок.
- Ну и что? - спросил я, отрываясь от окуляров.
- Красиво, правда? - мечтательно сказал Арсик. - особенно эти яблоки.
Я не заметил на картине яблок, но проверять не стал. Я вернулся на
свое место и попытался продолжить расчет элемента. Но выходка Арсика
сбила ход моей мысли. Я поднял голову и увидел, что Арсик все еще любу-
ется картинкой, а канат световодов тянется через всю комнату к доске с
датчиками. Доска висела на стене, прикрывая одну из репродукций.
"Когда все ушли на обед, я подошел к стене и приподнял доску. Под нею
была абстрактная картинка. Плавные линии, точки, запятые, нечто похожее
на амебу, и тому подобное. Надпись под картинкой гласила: "Пауль Клее".
Она была сделана от руки.
Вот вам и письма о Гайдне... Там много дежавю... Очевидно, что и Пушкин, и Цветаева читали эту книгу. Кое-что о рэпе :) И о напыщенных индюках, которые могут испытывать эмоции только по поводу царапин на своих лакированных колясках, но не по поводу музыки...
Кстати, Максим Горький говорил, что книги Стендаля - это ПИСЬМА в БУДУЩЕЕ...